Критически оценивать информацию в Интернете и проверять надежность источников – призывает TikTok своих пользователей в Казахстане.
Платформа для создания и просмотра коротких видеороликов объединившись с экспертами Школы медиа и кино AlmaU, запускают кампанию #ЛайкайНоПроверяй в рамках инициативы «Академия безопасности» TikTok.
Поскольку пользователям Интернета все сложнее становится ориентироваться в информационном потоке, инициаторы проекта задались целью рассказать пользователям платформы об основах медиаграмотности.
Информационная и медиаграмотность наряду с цифровыми компетенциями стала одним из необходимых навыков для любого пользователя Интернета. Экраны смартфонов стали нашими окнами в мир, и важно научиться различать правду от вымысла, особенно когда каждый свайп может влиять на наше мнение.
В рамках проекта в этих целях запланировано два прямых эфира. Первый из них пройдет с медиаэкспертом и автором проекта «Меняем вредные медиапривычки» Бактыгуль Бурбаевой. 28 ноября в 19:00 по времени Алматы она объяснит, почему медиаграмотность это один из ключевых навыков для любого пользователя интернета. Второй состоится в это же время 29 ноября с участием автора методического пособия к учебнику «Медиа и информационная грамотность» Руслана Каратабанова, который расскажет о том, как проверять информацию в надежных источниках и не попадать под влияние фейков.
К участию в информационной кампании присоединились и популярные креаторы TikTok, записав серию обучающих роликов:
• Эксперт по экзотическим насекомым @nagornyy.n расскажет о необходимости проверки источников сообщения;
• Знаток киноиндустрии @kinodron2.0 расскажет о том, почему не стоит распространять информацию, если вы не уверены в ее надежности;
• Художница @assolyaa обратит внимание на проблему копирования контента;
• Фэшн-гуру @aida_neko расскажет о том, как не стать жертвой предубеждений и уметь объективно воспринимать информацию;
• Футболист @aliev_53 научит отличать факты от мнений;
• Эксперт по технологиям @eduardbaskov покажет, как настроить ленту рекомендаций в TikTok так, чтобы она не показывала неинтересный контент.
Уделять внимание данной теме в современном мире становится важным по ряду причин, среди которых усиливающийся информационный шум, быстрое распространение дезинформации, пропаганда и цифровая манипуляция. Технологии обработки изображений и звука позволяют создавать и распространять поддельный контент. В последнее время СМИ все чаще сообщают о дипфэйках – незаконном использовании синтеза изображений или голоса известных личностей в мошеннических целях. Реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей вводит людей в заблуждение. Поэтому сегодня важно быть осмотрительными и критически относиться к содержанию, которое мы видим и слышим.
Так как же распознать фейк в эпоху постправды?
В первую очередь попытайтесь понять, что за источник перед вами. Если ваше внимание привлек заголовок в ленте социальной сети или вам прислали новость, либо статью в месенджер, лучше сначала изучить название ссылки. Если в ней много странных символов, и она мало похожа на название проверенного СМИ, проходите мимо такого контента.
В том случае, если ссылка подозрений у вас не вызвала, и вы кликнули по ней, оцените открывшуюся новость визуально. Кликбейт или проще говоря кричащие заголовки, наличие большого количества всплывающей рекламы и отсутствия ссылки на первоисточник информации – должны вас насторожить.
Если ссылка на первоисточник есть, нужно его изучить.
В список вашего доверия могут входить:
— Официальные сайты государственных структур;
— СМИ и авторы с хорошей репутацией, использующие факты.
— Сайты крупных международных организаций.
Существует еще один экспресс-способ проверить фэйк перед вами или нет. Вбейте в поисковик интересующий заголовок. Если информация соответствует реальности, вы увидите десятки аналогичных новостей. Если же ничего подобного в крупных СМИ не публиковали, скорее всего, перед вами фейк.
Информация – мощный инструмент, способный созидать и разрушать в зависимости от контекста и целей его использования. К сожалению, не многие осознают свою ответственность за то, как они используют и распространяют информацию.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook