Зато очень сфокусированными. О чем именно говорил Михаил на Kazakhstan Growth Forum 2022, который прошел в сентябре в Алматы, давайте разбираться.
Внешняя среда в этом году, конечно, нестабильная. Особенно для Казахстана, который близок к военному конфликту между Россией и Украиной. Форум не мог обойти эту тему стороной. Соответствующие вопросы задавались и спикерам. «Нас, конечно, внешние факторы волнуют, но мы очень сфокусированная компания. Наша миссия – создавать инновационные продукты, которые улучшают жизнь казахстанцев. Придерживаемся правила: «То, что хорошо для казахстанцев, хорошо для kaspi», — сказал Ломтадзе.
Таким образом, можно сделать вывод, что сфокусированность бизнеса дает ему устойчивость, когда вокруг штормит. Это похоже на то, чему учат в йоге: если вы стоите на одной ноге и вам сложно удерживать равновесие, зацепитесь взглядом за что-нибудь устойчивое, например, дерево или столб. В общем, рекомендация Михаила понятна: все усилия и внимание направить на главную цель, тогда можно проходить зону турбулентности, не теряя эффективности.
Идем дальше: а в чем же главная цель kaspi? Судя по выступлению Михаила, это – лучшие сервисы для казахстанцев. «Я ни разу не банкир. И у нас не банкиры работают. У нас работают люди, которые воодушевлены тем, что когда они идут по улице, то им окружающие говорят слова благодарности за созданные продукты. И когда они дома находятся, то им близкие говорят: «Спасибо!». Поэтому мы вообще не думаем о конкурентах, а только о своих продуктах», — вот где фокус его компании.
Внешние факторы подобны погоде: сегодня – одни, завтра – другие. Если слишком увлекаться их изучением, то совсем можно забыть о цели своего пути. Поэтому в первую очередь команда kaspi думает о своей технологии: «Если в ней обнаруживается ошибка, то мы бросаемся ее исправлять и все сделаем, но найдем решение. Мы гордимся своим приложением – ежедневно на него заходит 7 млн казахстанцев».
Собственно, вокруг приложения все и вращается. «Мы знаем, что будем делать в ближайшие 5 лет, какие продукты хотим вывести на рынок. Но мы о них не рассказываем, пока они не готовы к запуску. Но точно могу сказать, что новые продукты будут привязаны к мобильному приложению. Оно является главным экраном, через который мы взаимодействуем с клиентом», — сказал Михаил.
Аналогичным образом происходит кооперация с партнерами, где точка входа для потребителей – то самое мобильное приложение. Сейчас, например, kaspi активно развивает вместе с сетью «Магнум» бесплатную доставку продуктов на дом. Результатом Ломтадзе доволен: «Наши технологии, инновации и клиентский опыт соединяются с компетенциями и возможностями торгового партнера, чтобы создать новую ценность для людей. Начали 6 месяцев назад этим заниматься, а уже №1 по доставке».
Следующие на очереди – предприниматели. Для них kaspi тоже готовит удобные сервисы. «Для нас это направление становится все более важным, мы считаем, что у нас есть все необходимые ресурсы для создания дополнительных услуг для МСБ. Сейчас в разработке у нас занято более тысячи человек. Мы можем позволить себе огромные инвестиции. И, конечно, мы способны делать технологии «под ключ», начиная с идеи и заканчивая дизайном готового продукта. Спрос есть – в настоящее время мы сотрудничаем с примерно 400 000 предпринимателей по всей стране, которые через наши сервисы могут запускать рекламу, оплачивать налоги, развивать электронную коммерцию, брать кредиты и т.д. Через 2-3 года на рынке будет еще больше удобных сервисов kaspi для малого и среднего бизнеса», — прокомментировал Михаил.
Здесь на ум приходит теория «Т»: когда есть стержень (ценности) компании в виде вертикальной палочки, а на ней – горизонтальная, означающая широкий ассортимент товаров и услуг. Так в чем же стержень kaspi, на чем же все так хорошо держится? «Для нас важно – оставаться всегда энергичными, позитивными и не очень умными. Да, в нашей корпоративной культуре мы хотим оставаться глупыми. В том смысле, что нам нельзя быть заносчивыми, мы должны еще многое узнать о потребителях, их поведении. Понять, что мы можем еще сделать для них», — этот ответ Михаила, кажется, исчерпывающим. Хотя и несколько неожиданным.
И, наконец, сфокусированность, как, безусловно, важное качество бизнеса и не только, невозможно поддерживать с расфокусированной командой. Вот где важна сплоченность единомышленников. По словам Ломтадзе, средняя продолжительность работы сотрудников в kaspi составляет больше 10 лет. «Мы брали ребят с университетов, и они вместе с нами выросли. Конечно, они впитали ценности компании», — сказал он.
В общем, отлично проработанная стратегия, которая отвечает на все вопросы: Кто? Что? Как? Казахстанцам остается только ждать новых интересных решений от kaspi. Давайте пожелаем удачи компании!
Всегда ваш, &