Авторы образовательной программы «Поток» хотят найти подход к каждому.
Можно ли говорить про феномен «Потока», образовательного курса Армана Юсупова (@yussupov21) и Магжана Тлеуханова (@tleuhanov)? По крайней мере, молодежь сплошь и рядом увлечена их программой. На недавнем выпускном «Потока» мы не просто посмотрели, как Арман и Магжан общаются со своими студентами, но и поговорили с ними о будущем «Потока».
Как развивается образовательная программа «Поток»?
М.: Программа постоянно модернизируется. Сейчас мы хотим сделать групповое наставничество, когда мы собираем когорты людей и идем с ними к конкретному результату.
Это команды выпускников?
М.: Нет, студентов – участников программы. Программа и дальше будет меняться в сторону персонализации, чтобы каждый получил то, что ему нужно. Например, человек пришел и с нуля начал заниматься, его ближайшая цель – 300 000 тенге. И мы под него затачиваем обучение. Это будущее образования, к которому мы идем. Или чувак пришел, хочет стать таргетологом и зарабатывать 500 000 тенге. Программа строится опять же под его запросы. Сейчас мы собираем библиотеку знаний, чтобы персонализировать подход к студентам.
А.: Мы планируем сделать платформу. У нас есть несколько идей, которые мы тестируем. У нас был тест такого подхода, когда людям предлагалось платить маленькими суммами, но в долгую, и это не зашло. Видимо, удобнее один раз полностью заплатить за весь курс. То есть, как компания мы ищем разные бизнес-модели в сфере образования.
Мир быстро развивается, а маркетинг – тем более. Как вы для себя понимаете современный маркетинг, куда он двигается?
М.: Если говорить о текущих трендах в маркетинге, то из глобальных – это диджитализация. По большому счету, меняются площадки, но не меняется суть. Если раньше трафик шел из Google и Instagram, то сейчас происходит диверсификация. Есть TikTok, Youtube, Яндекс. Какой-то трафик генерируют приложения. Воронки продаж меняются. Людей сейчас сложнее чем-то удивить и нужно больше касаний в обработке клиентов. Много разных изменений, нужно смотреть конкретные ниши. Сами продукты мы апгрейдим из запуска в запуск. Смотрим, насколько доходчиво объясняем студентам, анализируем их результаты, получаем обратную связь. Исходя из этого, добавляем или убираем тот или иной материал.
В зале вы задавали ребятам вопросы, сколько они заработали во время прохождения вашего курса. Достаточно много людей ответило, что пока ничего не зарабатывают. Вас этот результат удовлетворяет?
А.: Они же еще в процессе обучения находятся. Но мы все равно ставим себе цель, чтобы ребята уже хоть как-то в процессе обучения начали зарабатывать. Как минимум – компенсировали затраты на курс. Но, видите ли, многое еще зависит от самого человека. Если брать, к примеру, школы или университеты, там одинаковая система для всех, но сколько там отличников? У нас точно также есть ребята, которые преуспевают и зарабатывают уже в процессе обучения. Кто-то не может до конца разобраться с материалами. Вот мы недавно встречались со студентами, у которых не получилось добиться результатов. Очень разные выявились причины. Но мы в любом случае берем на себя эту ответственность, поэтому собираем обратную связь. Например, мы поняли, что у многих есть проблемы с мышлением. Они сами об этом говорят, о своем страхе начать разговор с другими людьми. Изначально мы обучали маркетингу, но когда понимаем, что человек – интроверт, ему страшно найти клиентов, то думаем теперь, как ему помочь. Появляется много дополнительных «фишек», которые мы добавляем в курс.
Во время вашего выступления складывается впечатление, что вы делаете ставку на достигаторство. А этот подход в последнее время сильно критикуется.
М.: Да, мы ставим целью курса зарабатывание денег. Если этого результата не будет, тогда зачем студенту вообще этот курс? Ему тогда надо идти в другое место.
А.: Потом надо учитывать, что у нас ребята – начинающие, они до этого никогда не работали. И им нужна быстрая победа. Дальше к ним придет философия, что нужно кайфовать от процесса. Они поймут эти вещи, но сначала им нужно дать первую победу. После нее они сами будут уже выбирать – то ли им быть достигатором, то ли им расслабиться и плыть по течению. Но нам как продукту важно добиться своей цели, которая выражается в заработанных студентом деньгах, от 200 000 тенге и выше. То есть, мы не ставим другие результаты, которые сложно измерить: например, чтобы человек чувствовал себя хорошо. Это очень абстрактно. Нужна конкретика. И чтобы к этой цели прийти, придумываем разные инструменты.
Все-таки, вы придерживаетесь философии достигаторства или нет?
А.: По сути, мы хотим заточить ребят на результат. Нам важно, чтобы они достигли первого результата, первой победы в своей жизни. Поэтому нативно, наверное, да. Но мы не говорим: «Ребята, вы должны стать достигаторами!». Мы говорим о важности цели.
М.: И мы не говорим, что ребята должны любыми способами достичь результата. Много говорим про этику, что надо заниматься и продвигать только этичные бизнесы.
Основная критика достигаторства сводится к тому, что у людей происходит дисбаланс. Страдает личная жизнь и ценности, в итоге люди перегорают. Вы сами чувствуете, что ваша жизнь сбалансирована, в ней есть гармония?
А.: Я только к ней прихожу. Мы понимаем боли нашей аудитории, потому что сами проходили через все это. Поначалу я не думал ни о каком балансе, а просто фигачил. И только в процессе начал понимать, что да, важно еще отдыхать. О, да, это прикольно! Важно еще проводить время с друзьями, тоже прикольно! Колесо баланса здесь помогает. Это мы, кстати, даем студентам заранее. Но в целом я считаю, что ребятам, которые только начинают обучение, важно быстро сделать победу. Иначе они просто разочаруются в себе. Если мы изначально будем настраивать их очень мягко, тогда они не достигнут результата и будут выгорать из-за того, что разочаруются в себе. Ведь люди, приобретая курс, покупают веру в свое будущее.
М.: Если честно, то в странах СНГ есть культ достигаторства. Это связано с тем, что мы относительно недавно открыли для себя доступ к материальным благам. Поэтому такая гонка за достижениями вполне нормальна. И любой человек должен столкнуться с выгоранием, чтобы понять, что это такое и как его избежать в будущем. То есть, мы прививаем студентам культуру понимания себя. А как ты поймешь, что такое выгорание, не столкнувшись с ним? И как ты поймешь, что такое достигаторство, ничего не достигнув? Поэтому важно каждому человеку пройти через такие периоды в жизни. Это ведь всего лишь периоды: иногда много работаешь, временами – мало. Где-то больше внимание уделил работе, где-то – друзьям, где-то – семье. Нет ничего универсального, каждый должен сам для себя выставить приоритеты.
Можете рассказать, какими успехами ваших выпускников вы гордитесь? Что для вас бенчмарк на конкретных примерах?
А.: На самом деле, мы рады любым победам ребят. Истории бывают абсолютно разные. Я часто снимаю интервью с ними. В последний раз я 20 человек интервьюировал. Вы же понимаете, что победы и успех – понятия растяжимые, у каждого они свои. Например, я очень рад за девушку, у которой после развода на руках осталось двое детей, один из которых 3-месячный младенец. Она жила в доме у родителей и на тот момент у нее абсолютно не было денег. Она начала обучаться на «Потоке», со временем начала брать небольшие проекты, и сейчас зарабатывает от 500 000 тенге и выше. Это классная победа, и мы гордимся тем, что помогли девушке поднять ее уровень жизни. Другой пример: девушка зарабатывала 500 000, обучаясь у нас, стала зарабатывать миллион. Мы рады, что стали причиной развития ее бизнеса. Еще одна девушка зарабатывает 80 000 тенге, но она 4 года была в депрессии после смерти ее сестры, и «Поток» помог ей выйти из подавленного состояния. И это тоже победа. Да, она зарабатывает только 80 000, но важнее другое – она преодолела затянувшуюся депрессию. Врагу не пожелаешь такого. Поэтому понятие успеха растяжимое, но наш конечный продукт я описываю так: от 200 000 тенге и выше. Конечно, мы любим ребят, которые делают 500 000 или миллион.
М.: По статистике, то если человек доходит до конца и делает все домашки вовремя, то по любому зарабатывает. Особенно те, кто проходит последний модуль «Монетизация», — они точно больше зарабатывают. Нет таких, кто не зарабатывал после этого модуля. В основном, не зарабатывают те, кто не дошел до конца или не делал задания.
В завершение блиц:
Что для вас понятие счастья?
М.: Счастье – это части. Когда все части моей жизни в порядке: здоровье, отношения, деньги, хобби. Много вариантов ответа может быть на этот вопрос. Например, счастье – это действие. Когда делаешь то, что нравится. Счастье – это отсутствие несчастья.
А.: В мое понимание счастья тоже много чего входит. Иногда это преодоление проблем. В этом году я научился преодолевать проблемы. Это супер-навык, которому мы тоже будем обучать наших ребят.
Каким правилом жизни вы руководствуетесь в первую очередь?
М.: Быть этичным – не обманывать, не нарушать договоренности, следовать своим ценностям. Одна из которых – делать то, что нравится. Другая ценность – давать людям больше, чем требовалось, потому что все это вернется.
А.: У нас в кабинете висит постер: «Жить, чтобы другие жили». Это основная идеология, которую мы стремимся воплотить. Ведь «Поток» позволяет ребятам с нуля найти дело своей жизни. Курс «Исток» по продюсированию – это уже следующие шаг, он помогает людям создать другие знания. Курс «Топим жир» — это марафон по похудению, который прошло много женщин. По сути, когда ты помогаешь другим, то и жизнь тебе помогает. Я в это верю.
Каким поступком в жизни вы гордитесь больше всего?
А.: Наверное, запуск наших проектов. Мы ими гордимся.
М.: Согласен.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook