Бизнес

Зачем в Центральной Азии женское комьюнити профессионалов в логистике?

Редакция «&» побеседовала с представителями Women in Logistics and Transport в Центральной Азии о развитии инклюзивного лидерства и гендерного разнообразия в логистике.
Спикеры
Марина Кузнечевская (М.К)
Глава представительства FLY DUBAI в Казахстане, заместитель председателя WiLAT Global, председатель WiLAT (Women in Logistics and Transport) в Центральной Азии, FCILT (почетный член Королевского института транспорта и логистики).
Айжан Бейсеева (А.Б.)
Руководитель направления по транспорту и логистике, проект USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии (CTJ), CMILT (член Королевского института Транспорта и Логистики), заместитель председателя WiLAT в Центральной Азии.
Наталья Кулагина (Н.К.)
Генеральный директор «ВЕСТА – Казахстан», член управленческого совета WiLAT в Центральной Азии, FCILT (почетный член Королевского института Транспорта и Логистики), магистр наук по специальности логистика.
Справка

WiLAT (Women in Logistics and Transport) – подразделение Королевского института транспорта и логистики CILT (Великобритания). Целью WiLAT является содействие повышению статуса женщин в сфере логистики и транспорта, объединение женщин и помощь в карьерном росте в этом секторе. В настоящий момент представительства WiLAT открыты в 40 странах мира, представительство в Центральной Азии (ЦА) работает с марта 2021 года.
Как обстоят дела сегодня с представленностью женщин в логистической сфере в ЦА? Существуют ли какие-то предрассудки в логистике, связанные с гендерным вопросом?

М.К. В настоящее время, в связи с ускорением гендерной диверсификации мы видим, что все больше девушек выбирают в вузах специальности связанные с транспортом, логистикой и Supply Chain. В нашем регионе растет количество логистических и транспортных компаний, управляемых женщинами.

20 лет назад, когда я только начинала свой профессиональный путь, логистика в ЦА и СНГ была преимущественно мужской индустрией, женщин было очень мало. Работа связана с постоянным стрессом, высоким уровнем ответственности, быстрой аналитикой 24/7, так как приходится работать во всех часовых поясах. Предполагалось, что данными качествами могут обладать мужчины. Женщинам приходится прилагать гораздо больше усилий, для того, чтобы доказать свою профессиональную компетентность и конкурентоспособность.

Но, несмотря на то, что в нашем регионе присутствует традиционное разделение ролей, именно в логистике специалиста признают по заслугам, экспертности и профессионализму.

Расскажите о деятельности профессионального объединения WiLAT в регионе ЦА? Почему для вас важен упор на развитие именно женского сообщества?

М.К. WiLAT в Центральной Азии была официально открыта в марте 2021 года, а глобально WiLAT успешно развивается с 2013 года и уже охватывает более 40 стран и 3500 членов.

Наш регион самый новый и быстро развивающийся. С момента основания WiLAT занимается созданием образовательной и нетворкинговой платформы для женщин-специалистов в логистике и транспорте. Нашей целью является содействие в профессиональном развитии женщин, изменение роли женщины в логистике, развитие инклюзивного лидерства и гендерного разнообразия в отрасли.

В современном мире роль женщины в индустрии и управлении стремительно меняется. Мировые тенденции говорят о том, что именно женщины становятся новой движущей силой во многих индустриях. Проводимые исследования показали, что в тех случаях, когда женщины входят в управленческий состав компании, рост годовой прибыли составляет от 3 до 7%.

Женщины ЦА очень активно представлены во всех сферах бизнеса и предпринимательства. Тем не менее, есть определенные традиционные ограничения, связанные с менталитетом региона. Наша организация стремится предоставить женщинам возможность доступа к мировым трендам и международному нетворкингу, что позволит дать им толчок и цель в дальнейшем профессиональном росте.

Какие задачи сегодня стоят перед организацией, и как вы видите их реализацию?

М.К. С начала основания мы сделали упор на привлечении женщин-руководителей из числа селфмейд-экспертов международного класса, которые стали нашими амбассадорами в ЦА.

Именно они делятся своим опытом на открытых воркшопах, круглых столах и образовательных курсах, становятся менторами для молодых специалистов. Помогают совместно с иностранными экспертами создавать уникальные образовательные программы, позволяющие получить международные дипломы от Королевского института транспорта и логистики CILT (Великобритания).

Нашей основной задачей является создание новых возможностей для развития и профессионального роста женщин из региона ЦА. Мы, как международная организация стремимся к качественным и эффективным изменениям в восприятии роли женщины в логистике и мышлении самих женщин.

Реализацию мы видим через:
- разработку и внедрение программ профессионального развития,
- адаптацию международных программ к потребностям региона,
- проведение тематических круглых столов и образовательных вебинаров пo hard и soft skills,
- внедрение программ мониторинга и наставничества,
- создание единой региональной образовательной и нетворкинговой платформы для женщин,
- содействие в создании новых бизнес связей, выходов на новые рынки через взаимодействия с другими подразделениями WiLAT и СILT по всему миру.
Насколько активно профессиональное сообщество в вашей сфере?

Н.К. До пандемии активность была высокая. Проводилось большое количество выставок и форумов. Часть из них перешли в онлайн-формат, некоторые возобновились после почти двухгодичного перерыва, но есть и те, которые, к сожалению, были отменены. Однако вне зависимости от формата проведения – онлайн или офлайн – эти мероприятия в основном не носят обучающий характер, это скорее обмен мнениями и нетворкинг. Мы же в своей деятельности делаем упор на практические навыки. К тому же целевая аудитория у нас тоже отличается. Это начинающие сотрудники и специалисты младшего и среднего звена, для которых мы также предоставляем возможность нетворкинга в рамках организации Wilat.

Один из таких примеров бесплатные курсы для начинающих специалистов при поддержке USAID. Каково их содержание, какие возможности они открывают перед своими слушателями?

А.Б. Проект USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в ЦА оказывает поддержку всем заинтересованным лицам из пяти стран нашего региона, в частности, специалистам транспортно-логистического сектора. Нашим партнером в данном направлении выступает Королевский институт логистики и транспорта (CILT), который находится в Великобритании и был основан в 1919 году.

При непосредственной поддержке проекта USAID CTJ Институт проводит целевые мероприятия как для начинающих специалистов, так и для специалистов с многолетним опытом работы в отрасли, желающим пройти курсы по повышению квалификации соответствующим международным стандартам, при этом без отрыва от работы. Также наши партнеры CILT предоставляют членство в Глобальной сети специалистов транспортно-логистической отрасли.

Особо хотелось бы отметить направление WiLAT (женщины в логистике и транспорте). Представительство в ЦА было открыто в этом году при содействии проекта USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест для поддержки женщин в логистике и транспорте в пяти странах ЦА.

Женщины в сфере транспорта и логистики сталкиваются с отсутствием поддержки и взаимодействия, что является одним из препятствий на пути развития сектора в ЦА. Для решения этой проблемы USAID способствовал сотрудничеству между «Партнерством по транспорту и логистике в Центральной Азии» (TLP) и «Женщины в транспорте и логистике» (WiLAT) для повышения уровня знаний и навыков женщин в сфере транспорта и логистики.

18 февраля 2021 года TLP и WiLAT подписали Меморандум о сотрудничестве, чтобы предоставить женщинам, работающим в сфере трансфера и логистики, серию вебинаров, тренингов и сетевых сессий. Таким образом, USAID вносит свой вклад в расширение прав и возможностей женщин в сфере транспорта и логистики странах Центральной Азии.

М.К. На настоящий момент при поддержке USAID было проведено две сессии обучающих программ длительностью по 4 недели, слушатели которых получат международные сертификаты. Первая сессия была проведена для студентов казахстанских вузов, вторая для молодых специалистов. Спикерами выступили международные и местные специалисты. Участие для слушателей бесплатное.

Вебинары также доступны для всех желающих, запись прошедших вебинаров находится в свободном доступе на аккаунтах Wilat Центральная Азия во всех основных социальных сетях, где также публикуется информация о предстоящих мероприятиях. Для участия необходимо связаться с офисом Wilat Центральная Азия.

Какие требования к специалистам сегодня выдвигает рынок логистики? Есть ли дефицит на кадры в вашей сфере?

Н.К. Дефицит профессиональных кадров ощутим. Несмотря на то, что в последние годы очень много студентов осваивают профессию логиста, им еще пока не хватает практического опыта. Напротив, те, кто уже работает в этой сфере, ощущают нехватку теоретических знаний, так как пришли в профессию, не обладая образованием по этой специальности. Мы как раз и пытаемся заполнить этот пробел, предоставляя возможность и тем и другим получить необходимые навыки.

К сожалению сейчас многие работодатели урезают бюджеты на образование сотрудников – после пандемии, которая еще не завершилась, у компаний много забот и затрат, при этом вопрос необходимости профессиональных кадров как никогда актуален. Тем, кто хочет расти, нужно задуматься о собственном образовании и квалификации. Ведь сейчас для этого столько возможностей. Как известно «под лежачий камень вода не течет».

Тем более что с другой стороны пандемия внесла вклад в дело профессионального обучения, переведя большое количество обучающих программ в онлайн и сделав их доступными для гораздо большего круга слушателей.
Давайте поговорим о перспективах и текущей ситуации на рынке логистических услуг в ЦА. Насколько сегодня развита конкуренция среди игроков и продолжаются ли активные попытки иностранных компаний зайти на наш рынок?

Н.К. После пандемии тенденция к открытию представительств иностранных компаний на нашем рынке снизилась, более того некоторые из них закрыли свои представительства, работавшие не один год. Связано это конечно с общей экономической ситуацией в мире и в ЦА, а также изменениями грузопотоков.

Лет 10-15 назад превалировал импорт товаров из стран дальнего зарубежья (Европы, США, Японии, Южной Кореи и др.), сейчас же видна тенденция к увеличению импорта из близлежащих стран, а у иностранных компаний фокус именно на международную логистику – им становится не интересно работать на наших рынках, а местной спецификой они зачастую не обладают, что выводит на первый план местные компании. Я считаю, что это возможность для местных транспортных компаний расти и развиваться и надо ее использовать.

Конкуренция высокая, но выигрывают в ней те, кто быстро перестраивается, вкладывает время и ресурсы на то, чтобы цифровизовать свою деятельность, повысить уровень подготовки сотрудников, достигнуть уровня иностранных компаний в отношении выстраивания бизнес процессов и как следствие улучшить качество предоставляемых услуг. Думаю, в результате рынок увидит большее количество «цивилизованных» игроков.

Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка в ближайшие годы?

Н.К. Очевидно, что будут меняться традиционные схемы поставок. Это уже происходит. Рост цен на морские перевозки, нехватка контейнеров и вагонов в Китае, простой на границах вплоть до полной блокировки некоторых пограничных переходов, отмена авиасообщений между странами, рост себестоимости поставок – приводят к тому, что импортеры и экспортеры ищут новые рынки и новые маршруты поставок.

В рамках участия Казахстана в ЕАЭС цепочки поставок также претерпевают изменения – крупные производители поставляют товар в Казахстан с распределительных центров в РФ, а не напрямую от производителя. Это не новая схема поставок, но она имеет тенденцию к нарастанию.

Несомненный тренд – цифровизация всего логистического процесса. Со стороны государственных органов она затрагивает таможенное оформление и грузовую документацию, со стороны производителей – проведение тендеров, учет работы транспорта и другие операционные процессы в облачных платформах. Транспортным и логистическим компаниям, как участникам этого процесса, приходится также переходить на «цифровые рельсы».
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda