Уже этой весной!

Снять кино? Легко!

Считает Митя Байназаров, директор и идейный вдохновитель MBff (Mobile Blockbuster film festival). Отвечая на вопросы «&», он рассказал про свои ожидания от предстоящего четвертого сезона.
Митя Байназаров
директор и идейный вдохновитель MBff
- Митя, в каком направлении сейчас развивается мобильное кино - в мире и в Казахстане?
- Мобильное кино – это прекрасная возможность высказаться на визуальном, всем и каждому понятном языке. Для этого у человека есть все необходимое: смартфон (сейчас практически все имеют приличную камеру), желание (а отсюда - возможность, идеи, время) и площадка (MBff и другие фестивали мобильного кино по всему миру). С развитием камерофонов семимильными шагами развивается и индустрия мобильного кино. Появляются мобильные приложения, позволяющие снимать на обычном смартфоне видео в RAV-формате (приложение: Motion Cam). А ведь совсем недавно это была исключительная прерогатива профессиональных и полупрофессиональных камер. Многие казахстанцы видели смонтированную нарезку видео, которое было снято во время январских событий. Это смотрелось как документальная драма с элементами триллера. На профессиональную камеру такое снять было невозможно в силу многих факторов (от дороговизны и громоздкости оборудования до вероятности вызвать агрессию со стороны участников событий). Смартфон дает творческому человеку независимость, незаметность и практически 100% готовность. Снимай, что хочешь, где хочешь и когда хочешь. Все ограничивается лишь рамками самоцензуры. Думаю, в связи с событиями в Казахстане и мире развитие мобильного кино идет в сторону документалистики и социальной направленности.

- Кого на отечественном рынке вы могли бы выделить, как очень перспективных и почему?
- Сложно выделить кого-то конкретно, потому что большинство участников MBff только начинают свой путь в мобильном кино. В отличие от ребят из Кыргызстана, которые два года подряд становились победителями. У них существуют целые творческие объединения, которые состоят из молодых (от 18 до 25 лет) людей с активной социальной позицией. Как нам рассказали ребята из Бишкека, одни из победителей 2-го MBff, – они снимали свою работу в промежутках между митингами, на которые ходили, чтобы выразить свою гражданскую позицию. У нас же пока подход скорее экспериментальный. Хотя в 3-м сезоне MBff была интересная работа из Казахстана, которая была снята как профессиональный фильм («Спирит – Дух Свободы», автор Ирина Леваднева) с участием актеров и на разных локациях.
- Какие еще работы цените больше всего и почему?
- Все работы мне дороги. Но больше всего ценю, конечно, те, которые были сняты именно под влиянием MBff, а точнее его тем. Работы, которых бы без фестиваля не было. Это и финалисты, и победители первого MBff «История одной маски» и «Он(-а)», и победители 2-го MBff – «Опоздавший» и «Портал в прошлое» (обе работы из Бишкека), и финалисты MBff-3 «Спирит – Дух Свободы», «Present for Future» и «+1 зейнеткер». Все они очень трогательные и душевные.
- Насколько вас радуют результаты прошлогоднего фестиваля мобильного кино?
- Очень радуют. Тем более, что с каждым годом работ становится все больше, а география участников увеличивается. Да и возможность посмотреть работы на большом экране появилась именно на MBff-3, благодаря снятию ограничений, связанных с карантином. 1-й и 2-й сезоны проходили онлайн, что тоже было интересным опытом.
- Какие возможности фестиваль дал победителям?
- Я думаю, самое главное, что дал MBff, как собственно и другие фестивали мобильного кино – это возможность показать свою работу как можно большему количеству человек и получить обратную связь от профессионалов киноиндустрии в лице членов жюри.
- Какие у вас ожидания от фестиваля, запланированного на этот год?
- Ожидания самые оптимистичные: больше заявок (так как фестиваль зарегистрирован, в том числе и на Filmfreeway - сайте мирового сообщества кинофестивалей, которое объединяет более 10 тысяч фестивалей со всего мира), выше качество работ и расширение границ (у нас еще не было участников из Африканского континента – надеюсь, что в этом году будут). И конечно, хочется увидеть, что беспокоит людей со всего мира сейчас, что они думают, и как они это рефлексируют и самовыражаются.
- Что нужно казахстанском рынку мобильного кино, чтобы ускорить развитие и интегрироваться в глобальную индустрию?
- Нужно серьезнее подходить к съемке видео-контента (сценарий, режиссура, актеры), так словно снимаешь большое кино. Тем более, это отличная практика перед ответственным проектом (я имею в виду кино, сериалы, рекламу). И еще, я думаю, казахстанскому рынку мобильного кино нужен именно рынок: с финансовыми вливаниями, конкуренцией и участниками из разных сфер (кино, СМИ, средний бизнес, производители мобильных телефонов и, возможно, какие-то фонды, которые поддерживают творчество в Казахстане). А пока этого, к сожалению, у нас нет. И приходится искать возможности для реализации очередного сезона фестиваля мобильного кино MBff среди своих близких и знакомых. Но я верю в лучшее. И 4-му сезону первого в Казахстане Международного фестиваля мобильного кино MBff – быть!
Авторы упомянутых фильмов:
1
«История одной маски», Сағадатов Райбек.
2
«Опоздавший», команда Kurado.
3
«Портал в прошлое», Макешова Алия.
4
«Спирит - Дух Свободы», Ирина Леваднева.
5
«Present for Future», продакшн-студия MediaGarden.
6
«+1 зейнеткер», Газиза Узак.
Всегда ваш, &
Читать еще:
Made on
Tilda