Бизнес

Сделает ли пандемия разработчиков
новой элитой в Казахстане?
(Исследование)

Разбираемся, кто такие разработчики и как с ними работать в новой реальности.
По разным версиям экспертов, пандемия новой коронавирусной инфекции может продлиться до конца 2021 года. Для полноценного функционирования обществу потребуется еще больше цифровых сервисов, заменяющих фронт офисы, еще больше систем для коммуникаций в разных индустриях и сетапах, еще более мощный и доступный интернет, и еще больше людей, которые будут все это строить и поддерживать. Почти любой бизнес сегодня вынужден стать IT-бизнесом.

IT-сообщество уже сейчас говорит о возросшей нагрузке и востребованности. Подкреплены ли эти слова цифрами? Попробуем разобраться, опираясь на Kolesa Zertteý — исследование рынка разработчиков в Казахстане, опубликованное IT-компанией Kolesa Group в конце июля 2020-го. Это первая подобная открытая публикация, которая позволяет понять структуру казахстанского рынка и вызовы, которые перед ним стоят.
Казахстанская разработка – это индустрия миллениалов и зумеров
85% работающих в разработке специалистов – это люди, не достигшие 30-летнего возраста. Средний возраст респондентов 26 лет. Более 60% работают в индустрии до 3 лет, включительно и очень быстро растут по карьерной лестнице. Поэтому любому, кто хотел бы построить IT-бизнес или собрать команду, стоит научиться работать с миллениалами и зумерами, понимать их мотивацию и паттерны мышления.

При выборе места работы для 76% респондентов ключевую роль играют зарплата и социальный пакет. Далее следуют сильная команда, возможность обучаться и интересный продукт. 61% специалистов готовы в любой момент сменить работу при более выгодном предложении, даже несмотря на то, что 73% респондентов зарплату пересматривали хотя бы раз в течение последнего года. В среднем место работы разработчики меняют раз в 2,5 года.
Большинство респондентов – молодые специалисты, миллениалы. В культуре миллениалов – частое переключение между задачами, желание получить всё здесь и сейчас, личные интересы превосходят коллективные. Выгодное предложение позволяет быстрее достичь личных целей. Всё это перемножается на высокий спрос на IT-специалистов.
Вячеслав Василенко, старший менеджер по разработке EPAM Kazakhstan
Интересно, что зарплата является главным фактором при выборе работы, но отходит на второй план, когда этот выбор уже сделан. Далее разработчиков драйвит развитие (34%) и польза, которую они приносят (33%). "Создать такую обстановку, которая бы мотивировала IT-кадры развиваться и оставаться в компании, непросто", – считает директор по развитию продуктов Beeline Kazakhstan Андрей Волошин.
Чтобы развивать кадры, но не терять их, нужен целый комплекс мер: развитие dev-комьюнити внутри компании, построение мотивирующей культуры, поощрение обмена знаниями, возможность у каждого сотрудника обсудить свой индивидуальный план развития с руководителем, иметь возможность перемещаться в рамках компании между проектами… Направлений множество, нужно строить карту возможностей и системно внедрять ее.
Андрей Волошин, директор по развитию продуктов Beeline Kazakhstan
Казахстанская разработка только начинает "взрослеть"
Есть несколько ключевых маркеров, по которым авторы Kolesa Zertteý измерили ёмкость и развитие рынка разработки в Казахстане:
- индустрии,
- размер отделов разработки в компаниях,
- грейды,
- системы постановки задач и управления процессами.

49% разработчиков – сотрудники так называемых продуктовых IT-компаний. Такие компании разрабатывают собственный IT-продукт – мобильное приложение, соцсеть, среду разработки или что-либо другое. Помимо них, в топе также оказались банки и финансы (17%), аутсорсинговые IT-компании (14%), телеком (6%) и ритейл (4%).
При этом в телекоме, финансовых организациях и продуктовых IT-компаниях средний размер команды разработки варьируется от 11 до 50 человек. В ритейле же этот показатель в среднем в 10 раз меньше. А в аутсорсинговых IT-компаниях практически все сотрудники вовлечены в разработку – в среднем 11-50 человек.

Оценить же уровень специалистов оказалось сложнее, потому что во многих компаниях не внедрена единая система оценки – грейдинг.
Только крупные компании осознают необходимость грейдинга. Для его внедрения нужна ресурсозатратная работа HR и IT. Не все могут себе это позволить. Это подтверждают данные по размеру компаний и отделов: только 46% респондентов работают в относительно крупных компаниях, где, скорее всего, и внедрен грейдинг.
Андрей Гусаков, директор департамента цифрового банкинга в Альфа-Банк Казахстан
Чем крупнее компания и сложнее разработка, тем более высока вероятность внедрения систем для управления задачами, автоматизированного тестирования, практик CI/CD и DevOps. Компаний, в которых есть все вышеперечисленное – 46%.
Мобильные разработчики – самые дорогие и востребованные
Разработчики мобильных приложений дороже других обходятся работодателям. Средняя зарплата такого специалиста в Казахстане – 547 тысяч тенге, медианная – 450 тысяч тенге.
Зарплаты мобильщиков выгодно выделяются на общем фоне не только в моменте, но и в динамике — от года к году. Данные hh.kz по средним и медианным зарплатам, предлагаемым работодателями, отличаются от тех, что указали специалисты в исследовании Kolesa Zerttey, но показывают положительный тренд.

С января по июль 2020-го медианная зарплата предлагаемая разработчикам мобильных приложений выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Потребность в разработчиках мобильных приложений на рынке постоянно растет, в том числе и потому что у приложений есть много преимуществ для бизнеса по сравнению с десктопными версиями — больше возможностей для коммуникации с пользователем и реактивации покупок. Рынок смартфонов и мобильного интернета динамично развивается, что тоже стимулирует спрос на мобильную разработку и на специалистов.
Игорь Бородихин, технический директор Kolesa Group
Однако, в процентном соотношении мобильные разработчики пока занимают второе место (20% специалистов), уступая первое backend-разработчикам (27% специалистов), отвечающим за "мозг" любого IT-продукта, который принимает запросы, общается с базой данных и передает нужную информацию пользователям.
Более глубоко ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке. Знание о реальном положении рынка позволяет оценить реальную степень его развития, подсветить слабые места и принять меры в образовании и политике по улучшению системы.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda