Социум

Знаем ли мы, что происходит с нашими детьми?

Этим вопросом в сегодняших реалиях важно задаться каждому взрослому. Причем не стоит спешить с положительным ответом. К сожалению, цифры говорят нам о том, что оказавшись один на один со своими переживаниями и проблемами, дети и подростки слишком часто совершают необдуманные поступки, идя на крайний шаг.
Речь идет о самоубийствах и их попытках среди детей и подростков, которые уже давно стали серьёзной проблемой для Казахстана. Печальная статистика продолжает ухудшаться: по данным Генеральной прокуратуры РК по итогам 2021 г. наблюдался рост завершённых случаев и попыток гибели подростков на 21,5 %. Больше половины таких случаев совершается учащимися школ – 51,4%, учащимися колледжей – 13,8%.

На фоне такой картины возрастает не только роль участия родителей в жизни своих детей, но и потребность в компетентных педагогах-психологах.

Именно поэтому Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии при оказании эффективной психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса в Республике Казахстан», состоявшаяся 20 – 21 апреля 2022 г. во Дворце школьников г. Алматы, обрела наиболее высокую степень актуальности, обусловленной вызовами современного общества и необходимостью:
- выработки единых требований к деятельности психологических служб организаций образования;
- повышения профессиональных компетенций педагогов-психологов;
- внедрения единого инструментария для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- повышения качества психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса через цифровизацию.

Конференция стала стартом реализации в Казахстане комплекса мер по профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних и первым мероприятием ряда запланированных встреч международного и республиканского масштаба в поиске действенных решений для укрепления благополучия детей.
Модератор конференции вице-министр образования и науки Республики Казахстан Гани Бейсембаев рассказал о комплексе мер, которые будут реализованы в рамках утвержденного плана действий по профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.

«Благополучие ребенка зависит прежде всего от взаимодействия с теми, кто рядом. Это – прежде всего семья и местное сообщество. Поэтому в план мер мы включаем семинары-тренинги для родителей, казахстанские родительские собрания и круглые столы с участием членов советов старейшин, советов отцов и попечительских советов. Создан пул экспертов, подразделённый на четыре группы по региональному принципу (север, юг, запад, восток), для обеспечения полного охвата школ страны, включая отдалённые села, обучающими семинарами, тренингами, брифингами в период с апреля по сентябрь 2022 года. Сегодняшнее мероприятие – это весомый шаг к внедрению этого комплексного и системного подхода, охватывающего не только школы, но и другие сообщества, поддерживающие ребенка», – отметил он.

В работе конференции также приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан Саин, представители министерств образования и науки, здравоохранения, внутренних дел, Генеральной прокуратуры, руководство города Алматы, а также ректоры, профессорско-преподавательский состав вузов, руководители управлений образования, методисты учебно-методических центров, педагоги-психологи организаций образования, инспекторы полиции по делам несовершеннолетних.
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан Саин отметила, чтро дети - это отражение взрослых и чувства, самоощущения детей зависят от того, в какой среде они живут. «Сейчас много уделяется внимания материальным ценностям, но важно именно психологическое здоровье ребенка, которое позволит ему быть уверенным и сильным, справляться с любыми трудными жизненными ситуациями. Мы больше боремся со следствиями, а работать нужно с причинами того, почему ребенок попадает в тупик и становится беспомощным. Мы много работаем с различными уголовными делами, где совершено насилие над детьми, в таких случаях ребенок переживает огромный стресс. И мы видим, что очень мало квалифицированных специалистов, которые могут по-настоящему помочь детям», – поделилась она во время своего выступления.

Поэтому, по мнению г-жи Саин, прошедшая конфреренция очень важна для дальнейшей подготовки грамотных специалистов, разработки и представления новых достижений, методик психологии и педагогики.

Также она отметила, что для формирования всесторонне развитой личности ребенка очень важно раскрытие его талантов и способностей в сообществах по интересам, конкурсах и соревнованиях, которые порой даже важнее, чем школьные предметы.
В свою очередь, председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Есенгазы Имангалиев считает, что сегодня государственная политика в интересах детей требует формирования новой образовательной системы, соответствующей мировым стандартам. И принятый на правительственном уровне Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация» как раз предусматривает повышение эффективности и результативности образования во всех его звеньях.

«Перед собой мы поставили стратегическую цель – формирование конкурентоспособной личности, обладающей высоким интеллектуальным уровнем, информационной мобильностью, креативностью, способной отстоять свои знания, свою гражданскую позицию в любой жизненной ситуации», - поделился г-н Имангалиев.

Также он отметил, что, несмотря на то, что современные школьники умны, независимы и чрезвычайно способны, исследования показывают, что они более уязвимы по сравнению с предыдущими поколениями. В исследовании Института здоровья Маккинзи в 2022 году указывается, что представители нового поколения имеют более негативные взгляды на жизнь, низкий уровень эмоционального и социального благополучия, чем представители старшего поколения. А также они с меньшей вероятностью обращаются за помощью при поведенческих и психологических проблемах по сравнению с другими поколениями.

«Поэтому сегодня нам нужен новый педагог-профессионал – не транслятор предметных знаний, а организатор учебной работы, решающий творческие задачи и понимающий многоплановость социально значимой деятельности подростков и обучающейся молодежи. Сегодня над этими вопросами работают свыше 7 тысяч педагогов-психологов, более 4 тысяч социальных педагогов, более 3 тысяч вожатых, 25 тысяч членов администрации школ.В организациях образования работает свыше 340 тысяч педагогов, чья деятельность должна строиться на знании психологии личности современного ребенка. И простых педагогических знаний возрастных особенностей этого самого ребёнка уже недостаточно», – заключил председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК.
Согласен с этим и профессор Национального исследовательского Томского государственного университета Костюкова Т.А. По ее словам, если внимательнее присмотреться к жизни наших детей, то мы увидим, как непросто им иногда приходится. И вот здесь во весь рост встает проблема компетентности специалиста, а именно педагога-психолога, призванного непосредственно участвовать в решении проблем и задач развития как конкретных детей, так и ученических коллективов совместно с педагогами, классными руководителями и другими специалистами. Первое, что их страшно угнетает, это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии современного общества эпохи постмодерна и цифровизации с ее невиданными ранее фейками и подменами, которое породило особое поле недоверия человека к человеку. Взрослым трудно понять угрожающее значение этого явления. Они вошли в него, будучи уже сформированными. Оно не может повлиять на их внутреннюю структуру, на механизм тонких психических и реакций. У детей все по-другому. Они родились и начали осознавать себя уже во тьме отчуждения. Они другого просто не знают — эта среда стала для них родной. Остается только удивляться, как она совсем не поглотила их, ведь никаких средств защиты от среды у детей нет.

«Многие в этих условиях испытывают «энергетический кризис». Особенно страдают дети тонкие, талантливые, чувствительные. В родных семьях зачастую дети вырастают «иностранцами», отчуждение между ними и родителями растет. А что же школа? Школа держит этот огненный фронт. Но делать этой ей с каждым годом становится все труднее. Сегодня массовая школа переживает кризис воспитания. Фронт оголяется все больше, потому, что учителя часто не знают, что делать», - делится профессор.

Резюмируя направленность деятельности педагогов-психологов в мире, она выделяет следующее: школьный психолог должен уметь работать с проблемами обучающихся, педагогов и родителей в любой ситуации; индивидуальная работа – с детьми и семьями, помощь в разрешении конфликтов, трудных жизненных ситуаций; диагностировать потенциальные возможности ребенка для более эффективного обучения и воспитания.

В дополнение к этому руководитель отдела психологического сопровождения Городского научного методического центра новых технологий Управления образования г. Алматы Эльмира Алиева отметила, что сегодня особенно важным является психологическое благополучие не только подрастающего поколения, но и взрослых. Большое внимание уделяется социально-психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса. В целях усиления качества и организации психолого-педагогической работы в ГНМЦНТО 1 сентября 2021 г. был создан отдел психологического сопровождения. В первую очередь акцент делается на повышении психолого - педагогической культуры в школе, приобщении педагогов к проведению научно – практической деятельности и подготовке исследовательских проектов. Не менее важным моментом деятельности отдела является работа по укреплению связей межведомственного взаимодействия.

Ежемесячно проводится мониторинг выявления детей на запрещенных сайтах с последующей работой с родителями. Если 9 месяцев назад на сайтах присутствовали до 200 детей г. Алматы, то результаты апрельского мониторинга показали пятикратное снижение зарегистрированных на сайтах школьников Алматы.
Справка

Организаторы Международной научно-практическая конференция «Инновационные технологии при оказании эффективной психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса в Республике Казахстан»: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Акимат г. Алматы, Городской научный методический центр новых технологий образования Управления образования города Алматы.

Участники обсудили широкий спектр проблем, касающихся:

• традиционных методологических основ педагогической психологии, проверенных временем, и их интегрирование в инновационные технологии поэтапного развития казахстанского образования;

• возможности проведения региональных мероприятий по обучению и обмену опытом в работе психолого-педагогических технологий в образовательном процессе;

• анализа и обобщения теоретических аспектов в практическом применении инновационных технологий в обновляемом образовании Казахстана, оценке их результативности (эффективности);

• определения условий и возможностей для внедрения обновляемых образовательных программ по подготовке востребованных временем школьных психологов в системе высшего образования РК;

• утверждения разработанного механизма Алгоритма межведомственного взаимодействия, направленного на формирование условий социально-психолого-педагогической медико - правовой ответственности для безопасной жизни детей и участников образовательного процесса, находящихся в трудных жизненных ситуациях и др.

Ведущими психологами Казахстана проведены мастер-классы творческой лаборатории по обмену опытом в применении навыков эмоционального интеллекта, использовании мультимедийных программ по формированию видеоуроков для школьников и детей с особыми образовательными потребностями, формировании индивидуального образовательного пространства подростков и т.д.

Помимо этого в рамках мероприятия были представлены классические и инновационные формы и методы работы школьного психолога с родителями, формирования навыков критического и креативного мышления, организации обучения и работы с детьми в чрезвычайных ситуациях, проектной деятельности с одаренными детьми и со школьниками с особыми образовательными потребностями, решения психологических проблем детей, а также предотвращения суицида.

Проект резолюции по итогам конференции был оглашен 21 апреля по итогам проведения секционных заседаний и размещен на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda