Стиль жизни

Пересобрать себя заново

Предложили организаторы Go Viral участникам фестиваля в этом году.
Новые идеи, вдохновляющие спикеры, полезный нетворкинг – это именно то, что ежегодно привлекает участников одного из самых ярких фестивалей Go Viral. 2020 год не стал исключением.

Несмотря на онлайн-формат мероприятия организаторам удалось собрать 2527 участников из 23 стран мира. Перед ними выступило 33 спикера, а всего трансляция охватила 58,5 часов лекций, воркшопов и обсуждений.

Главная тема Go Viral 2020: ReThink. ReDesign. ReConnect. Участникам было предложено 4 направления – медиа, культура, бизнес, технологии.
В поисках правильного контекста
По направлению «Медиа» мы подготовили для вас подборку тезисов, которые отражают тенденции, усилившиеся на этом рынке в период пандемии.
Анастасия Валеева
ментор по дата-журналистике
В этом году стали популярны дашборды (инфопанели) представляющие собой умные отчеты в реальном времени, с помощью которых можно понять, что прямо сейчас происходит с определенными показателями или группами показателей. Такая инфопанель помогает одним взглядом оценить, что происходит.

В период пандемии статистика стала новым информационным поводом. Проснувшись, люди первым делом смотрели, сколько новых случаев заразившихся и смертей зарегистрировано.

Одна из основных задач дата-журналистики – объяснять, что происходит. В связи с пандемией для журналистов это стало вызовом, потому что данные нужно было как-то осмысливать.

Работать с данными не так просто, их нельзя просто визуализировать, необходимо работать со специалистами, чтобы давать аудитории правильный контекст.

В период первой волны коронавируса графики смогли объяснить людям, почему важно соблюдать социальную дистанцию и следовать рекомендациям о мерах предосторожности.

Журналисты, работающие с данными, столкнулись с необходимостью объяснять абстрактные (невидимые) вещи. Вирус невидим, тем не мене важно было объяснить, что он распространяется и действительно опасен. Для этого были использованы симуляции, которые демонстрировали, как развивается заболевание. Например, как здоровый человек может заразить большое количество людей, если он не будет соблюдать карантинные меры.

В странах Центральной Азии официальная статистика сильно разница, из-за этого с ней невозможно работать. Поэтому в связи с пандемией стали появляться неофициальные проекты, которые вручную пытались собирать и перепроверять данные. Это помогало оценивать масштаб катастрофы и показывать узкие места, с которыми не справлялось государство.

Данные уводят нас от эмоций, но важно не забывать, что мы говорим о людях. Поэтому дата-гуманизм напоминает нам о том, что за цифрами стоят сломанные судьбы и чьи-то жизни.

Если нет данных, можно делать опросы, например, о личном опыте людей в ситуации с коронавирусом. Это очень хорошая попытка альтернативной оценки того, что происходит.
Александр Амзин
медиа-консультант, автор книги «Новостная интернет-журналистика»
Нам надо готовиться к системным шокам, и это позволяет гораздо более внимательно все распределить, к чему-то подготовиться, выбрать какие-то более консервативные пути сохранения своего медиа, и в то же время, начинать нащупывать какие-то долгосрочные решения.

Мы обязаны ждать постоянной перестройки. Ряд моих клиентов оказались немного растеряны весной, когда стало понятно, что это надолго, на год или больший срок. И им было очень сложно, а стратегически – это очень важный момент, поскольку трудно принимать решения постоянно пересматривая свои шаги на еженедельной основе: сделали, поэкспериментировали, что-то поняли, решили поправить, сделали, поэкспериментировали, откатились, сделали что-то другое. Такая динамичность в менеджменте сейчас очень многих спасает и позволяет им удерживаться на плаву.

Гораздо разумнее, если вы заранее сверстаете бюджет на будущий год на 30% меньший, чем есть, а излишки, если они появятся, вы лучше зарезервируете на черный день.

Многие столкнулись с тем, что в марте и апреле все, как подорванные читали каждую новость по коронавирусу, а сейчас это уже не привлекает внимание. Мы можем ожидать небольшого роста интереса к новостям в связи с очередной волной пандемии, но в целом повторения того ажиотажа уже не будет. На первый план выйдет стремление узнать мнение людей, которым доверяешь, потому что первая волна показала, что люди, которые доверяли собственному суждению, очень сильно во многом ошиблись.

Все государства мира постарались закрутить гайки на время кризиса. Во время очередного кризиса они забудут открутить эти гайки, или будут закручивать их все больше, и конечно не будут думать о том, как выжить медиа.
Ольга Юркова
журналист, соучредитель украинской фактчекерской редакции Stopfake
Если раньше фейки были очевидными, то сейчас они более изысканные. Откровенно придуманных фактов стало меньше. Манипуляции стали более утонченными.

Пропагандисты берут достоверный факт — скажем, какую-либо статистику, и подают в искаженной интерпретации, или дают реальный факт в ложном контексте. Манипуляцией может быть умолчание о важных подробностях или освещение позиции только одной стороны.

Сейчас коммуникации гибридные и фейки тоже. У каждого человека есть канал информирования, каждый может высказаться. Идет постоянный поток информации, в который включены фейки и дезинформация. Подделывают не только новости, но и их источники.
Джеральд Голубович
медиа-эксперт
Deepfake — технология искусственного интеллекта способная отображать лицо любого человека. Для современного мира это стало проблемой, поскольку в таких видеоматериалах практически ничего не указывает на то, что вы смотрите на дипфейк.

В 2017 году на сайте Reddit группа людей анонимно просила человека с никнеймом Deepfake создать видеоролики и заменить в них лица порноактрис на изображения знаменитостей. Такие дипфейки могут стать большой проблемой, потому что в 90% случаев такие ролики быстро создаются и также быстро распространяются.

Дипфейки используются и для шантажа. Я говорил с несколькими американскими экспертами и журналистами, которым угрожали, что создадут с их участием фейковые видео.

Дипфейки используются и в политических целях для дискредитации оппонентов. К примеру, в Габоне президент страны в телеэфире выступил с новогодней речью. До этого он некоторое время не появлялся на публике и ходили слухи о проблемах с его здоровьем. Оппозиция назвала это видео дипфейком.

Также была история и с выступлением американского политика из Демократической партии Нэнси Пелоси. Видео ее выступления замедлили и изменили звук так, чтобы создать эффект «пьяной речи». Много дипфейков появляется и сейчас перед выборами в США, в основном это юмористические видео, в которых лица заменяют на изображения Дональда Трампа или Джо Байдена.

Контролировать распространение дипфейков можно путем создания программного обеспечения, которое будет их выявлять. Но оно не всегда доступно для широкого использования. Другое решение, которое может помочь — это криптология. Если использовать основы технологии по шифрованию данных, можно узнать или идентифицировать авторов видео. Но проблема с криптологией в том, что она потребляет гигантское количество энергии.

Дипфейки могут иметь и хорошее применение. Например, во время программы защиты свидетелей или в производстве документальных фильмов. К примеру, в недавно вышедшем фильме «Добро пожаловать в Чечню», использовалась эта технология, чтобы защитить героев фильма, представителей ЛГБТ-сообщества.
Уроки кризис-менеджмента
По направлению «Бизнес» одной из показательных выдалась дискуссия «Пост-карантинное развитие бизнеса в Центральной Азии», участники которой поделись своим опытом кризис-менеджмента.

Генеральный директор Rumi Диас Нургожин (Казахстан) рассказал о вынужденных мерах, на которые им пришлось пойти в кризисной ситуации в связи с пандемией.

«В период пандемии выручка нашего ресторана упала на 70%. До этого 90% нашей выручки зависело от посещения ресторана гостями. Доходы от доставки составляли лишь 10%. Однако во время карантина именно доставка приносила 100% дохода. Кроме того, мы сократили меню. Соответственно меньше закупаем продуктов. Теперь у нас есть основное меню и сезонное предложение», — поделился глава Rumi.

При этом из-за того, что во время карантина ресторанам нельзя было принимать гостей, штат сотрудников пришлось оптимизировать. По словам Диаса Нургожина, более ста сотрудников были отправлены в отпуск без содержания. Те, кто остался, превратились в универсалов. Все, у кого были машины, стали курьерами, а кто-то из поваров даже переквалифицировался в упаковщика.

В свою очередь управляющий директор Wavemaker Шерали Джурабаев (Таджикистан) считает, что в текущей ситуации важно осознать, что кризис не в том, что мы не можем что-то продать. Кризис в том, что снижается покупательская способность. И надо искать варианты, чтобы сбалансировать потребности той небольшой группы потребителей, которые остались.

Также спикер отметил изменившиеся способы взаимодействия с потребителями, в том числе благодаря развитию доставки. По его словам, сегодня важно смотреть, как выглядит ваша продукция на фоне конкурентов, добавляя к ней как можно больше сервиса.

А вот предприниматель из Кыргызстана Азис Абакиров отметил выросшую потребность в IT-услугах в период пандемии. «ИТ-компании в Кыргызстане быстро переориентировались на новые продукты, стали гибкими», — отметил он.

Глава Ассоциации венчурного капитала Узбекистана рассказал о том, что из-за влияния кризиса им пришлось приостановить действие пяти инвестпроектов на стадии заключения сделок. По его словам, отложить пришлось и те проекты, где уже начались первоначальные пассивные инвестиции. Из-за чего все стартапы «сидят в зале ожидания».

Из положительного спикер отметил оживившийся венчурный рынок в стране. «Центральный банк Узбекистана снизил процентные ставки по долларовым вкладам в банках, что способствовало появлению потенциальных инвесторов из числа людей, у которых есть свободные денежные средства, но которым неинтересно держать их в банке», — пояснил Дильшод Зуфаров.

Тем не менее, сложнее всего пришлось туристическому рынку. По словам, руководителя Aviata.kz Николая Мазенцева (Казахстан), во время кризиса они оказались между двух огней. С одной стороны обозленные клиенты, а с другой авиа- и железнодорожные компании, которые не торопились возвращать деньги.

«Число запросов от клиентов с требованием вернуть деньги за билеты выросло в десятки раз. Так что топ-менеджеры и другие сотрудники активно помогали службе поддержки, на которую в разы увеличилась нагрузка в связи с закрытием границ», — поделился Николай Мазенцев.
Психология взаимодействия выходит на первый план
По направлению «Технологии» организаторы предусмотрели большое количество воркшопов. Наша редакция успела посетить два из них.

Первый на тему «Дизайн мобильного интерфейса в Figma» проводила дизайнер продуктов в «Яндекс» Айгерим Катаева. Эксперт на примере показала, как создать удобный интерфейс для той или иной площадки, предугадывая действия ее посетителей. Обучение проходило в одном из самых популярных онлайн-сервисов для разработки интерфейсов и прототипирования под названием Figma.

Для того чтобы обеспечить простую, понятную и приятную навигацию сайта или приложения важно серьезно подойти к ответам на такие вопросы, как:
- Кто пользователь?
- Какая у него цель?
- Что нужно сделать пользователю, чтобы достичь цели?
- Какой контекст использования?
- Какие еще могут быть конкуренты?

Все это позволит выработать стратегию взаимодействия пользователями с вашим будущим интерфейсом и только потом перейти к прототипированию и дизайну.

Второй воркшоп, который мы посетили, проводился преподавателем Сетом Синклэром и был посвящен геймификации в дистанционном обучении. Эксперт поделился своими приемами и инструментами по вовлечению аудитории в обучающий процесс. Так Сет делает скучные задания интересными, используя игровые правила. В этом ему помогают различные сервисы. Например, такие, как Kahoot. Это популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр.

При этом Сет напоминает: «Не забывайте и об игровой механике». То есть о том, как работает игра: ее правила и причинно-следственные связи. Студент (ученик) должен осознавать, что поступив определенным образом, он получает определенный результат.
Адаптация через творчество
Направление «Культура» как и положено, выдалось самым творческим. Здесь участников ждал просмотр фильмов, музыкальные выступления и нее менее интересные дискуссии и презентации.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda