Как человеку, организации или целому государству изменить общественное поведение.
Идет ли речь о сортировке мусора, бережливом производстве или исполнении законов. Все упирается в привычки общества. Так как же сформировать хорошие привычки и убрать плохие?
Если оглянуться на прошлый опыт, то мы увидим, что в советское время государство часто пыталось изменить поведение людей, прибегая к пропаганде и агитации. Взять те же плакаты. Но какими бы красивыми и убедительными ни были лозунги, эффекта большого они не давали. Государство кричит со всех углов: «Пьянству – бой», а народ собирается за этими же углами и распивает самогон. Зато, посмотрите, как люди в эти же времена аккуратно собирали макулатуру и носили пачками в пункты приема. То же самое – с металлоломом и стеклянной тарой. И никому не приходилось объяснять о важности переработки. Все потому, что действовали финансовые стимулы.
Есть сотни исследований, которые изучали, как люди меняют свое поведение. Если просто рассказывать, что им важны изменения, то эффекта получалось достичь только в 3%. Напротив, когда в дело вступали финансовые стимулы, то люди меняли свое поведение в 4 раза больше, в среднем на 12%.
«Проблема с образовательной информацией часто заключается в том, что она не включает в себя каких-либо четких мотивов для людей, — говорит Магнус Бергквист, преподаватель психологии в Гетеборгском университете в Швеции и ведущий автор исследования. – Вы знаете, что должны больше тренироваться, но не делаете этого, потому что простое знание того, что вы должны что-то сделать, не является для вас достаточной мотивацией, чтобы действительно это делать».
Еще один эффективный способ – показывать пример людей, что может вызвать заразительную реакцию. Например, когда дело доходит до принятия мер по прекращению изменения климата, лучший способ изменить поведение людей — это то, что исследователи назвали «социальными сравнениями». Они приводят к изменению поведения людей в среднем на 14%. По сути, когда человек видит, что другие люди предприняли определенное действие, он, скорее всего, скопируют его. Например, если вы зайдете в туалет ресторана и обнаружите, что выключатель света выключен, вы, скорее всего, выключите его, когда будете уходить. То же самое касается людей, решивших мусорить: люди гораздо чаще будут мусорить на уже заваленной мусором улице (что свидетельствует о том, что другие мусорили до них), чем на чистом тротуаре. И хотя просто знать, что определенный продукт является более экологичным, мало что дает, если люди видят, что другие покупают этот продукт, то они, скорее всего, выберут его сами. «В конце концов, — говорит Бергквист, — мы очень социальные животные».
Но эффективнее всего работает набор стимулов, когда к финансовой мотивации добавляется паттерн поведения людей. Всем известный кайдзен формировался в японском менеджменте именно так: денежные поощрения сочетались с общей культурой поведения на производстве. Когда есть очевидная выгода от того или иного поведения, то больше ничего человеку объяснять не требуется. Итак все понятно.
Всегда ваш, &