Социум

Нужна ли «электронаездникам» страховка?

Игроки страхового рынка о перспективах появления отдельного продукта для владельцев электросамокатов.
Еще пять лет назад основными участниками движения в городе были автолюбители, велосипедисты и пешеходы. Сегодня их ряды пополнили владельцы малого мобильного электротранспорта. Речь идет о любителях электросамокатов, моноколес и т.д. И если первое время новый образ передвижения вызывал восхищение, то теперь вольный стиль управления некоторых «электронаездников» становится небезопасным как для них самих, так и окружающих.

Так, по словам председателя правления компании по страхованию жизни Freedom Finance Life Азамата Ердесова, с каждым годом увеличивается число ДТП с участием владельцев электросамокатов. Если за первые полгода 2018 года в Алматы было зарегистрировано два таких инцидента, то в 2021 году уже 30 случаев.
Другие страны тоже столкнулись с такой проблемой, и в некоторых из них уже принят ряд мер. «Например, в Германии разрешено передвигаться на самокатах только по велодорожкам, в Великобритании запрещено использовать электросамокаты, кроме частной территории. В Испании владельцам электросамокатов запрещено слушать музыку в наушниках во время движения. В Бразилии – обязательно использование защитных шлемов. В России используемые на проезжей части электросамокаты будут регулироваться ГИБДД», – прокомментировал международный опыт председатель правления АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По его словам, практически во всех перечисленных странах предельная скорость в черте города не должна превышать 20-25 км/час, а вождение разрешается только совершеннолетним.

Более того, как уточняет Азамат Ердесов с 2019 года во Франции, Великобритании, Испании и Германии вместе с правилами ПДД для владельцев электросамокатов ввели обязательное страхование самого транспорта и добровольное страхование жизни и здоровья.

«За отсутствие страховки предусмотрен штраф. Причем, в Германии могут оштрафовать даже туристов, взявших электросамокат в аренду на несколько часов без страховки», – говорит он.

А вот в США страхование здоровья водителей электросамокатов, по его словам, частично покрывается обязательной государственной медстраховкой. Вместе с этим, с 2018 года американцы могут оформлять полисы добровольного страхования жизни и здоровья, которые покрывают все риски во время передвижения на электросамокате.
Какие же продукты страхования сегодня доступны для владельцев электросамокатов в Казахстане?

Как поделился с «&» Олег Ханин, для частных владельцев электросамокатов страховые компании могут предложить страхование от несчастных случаев, при котором покрываются риски различных травм, которые можно получить при езде на самокатах.

«При стоимости страхования в 3 тыс. тенге в год страховая выплата может составлять до 500 тыс. тенге в зависимости от причиненного вреда здоровью. Стоимость полиса зависит от выбора страховой суммы, набора страховых рисков, периода и территории страхования», – уточняет глава «Коммеск-Өмір».

Руководитель Freedom Finance Life добавляет, что стоимость страхового полиса зависит также от наличия дополнительных рисков для здоровья, от возраста и пола страхователя. «Например, по программе Freedom Protect можно застраховаться от несчастных случаев, в том числе от травм при ДТП с участием электросамоката. Стоимость такой страховки – от 1000 тенге. Максимальную страховую сумму можно регулировать по желанию клиента. Договор с компанией страхования жизни заключается на год. Застрахованными могут быть лица от 2 до 65 лет», – делится Азамат Ердесов.

Спикер также уточняет, что при несчастном случае на дороге, необходимо оповестить компанию по страхованию жизни, с которой заключен договор, а также предоставить необходимые документы, подтверждающие страховой случай. После, компания выплатит компенсацию. Выплаты не производятся в том случае, если владелец электросамоката на момент ДТП оказался в алкогольном, токсическом или наркологическом опьянении, умышленно нанес себе травмы, совершил противоправные действия во время управления транспортом.

В свою очередь заместитель председателя правления АО «Страховая компания Amanat» Анна Некрюкова отметила, что в 2019 году они первыми на рынке разработали и запустили полноценный проект по страхованию владельцев самокатов и велосипедов.

«Это – коробочный продукт, который покрывает сразу два направления: жизнь и здоровье клиента, а также его ответственность перед третьими лицами. Такое комплексное страхование можно приобрести на 7 месяцев. Стоимость полиса – 6 500 тенге. Общий размер выплаты по полису составляет 1 млн тенге. Из них 800 тыс. тенге –лимит по несчастным случаям. Это могут быть, например, механические травмы, вывихи, растяжения связок и ушибы конечностей, нуждающиеся в длительном восстановлении. То есть если клиент получил травму при поездке, то мы выплачиваем ему до 800 тыс. тенге», – говорит г-жа Некрюкова.

А вот выплата по ответственности перед третьими лицами может составить сумму до 200 тыс. тенге. «Это означает, что если наш клиент во время поездки на велосипеде или самокате нанесет вред имуществу другого человека или самому человеку, мы покроем размеры фактического ущерба до 200 тыс. тенге», – уточняет спикер.

Наличие предложения на рынке, должно говорить о спросе на такой страховой продукт, но как дела обстоят на самом деле? Готовы ли казахстанцы страховать риски, связанные с управлением электросамокатов, а страховые компании создавать для них отдельные продукты по аналогии с автовладельцами?

Олег Ханинин отмечает, что массового спроса нет. Но, по словам Азамата Ердесова, пока все-таки можно говорить о росте спроса на страхование от несчастных случаев. «В случае заключения договора с компанией по страхованию жизни по такой программе, финансовая поддержка будет обеспечена не только застрахованному, но и его близким. Например, если застрахованный, получивший травму несовместимую с жизнью является единственным кормильцем в семье, выплату после его смерти получат наследники (родные)», – говорит он.

А вот заместитель председателя правления Amanat поделилась, что интерес среди потребителей к страхованию авто гораздо выше, чем к страхованию жизни: «Мы наблюдаем интересный парадокс: казахстанцы не ценят свою жизнь и свое здоровье – не оформляют страховку от несчастного случая, но готовы купить страховку для автомобиля.

То же самое касается и владельцев самокатов – в ответ на предложение застраховаться мы часто получаем вопросы вроде «А сам самокат будет застрахован?», «Если что-то случится, будет выплата для ремонта самоката?».

То есть, по словам Анны Некрюковой, спрос, связанный с рисками в результате управления электросамокатов, есть, но он направлен именно на сам транспорт, а не на жизнь владельца. «Мы понимаем запросы клиентов, поэтому сейчас рассматриваем внутри компании запуск страхования непосредственно самоката в качестве транспортного средства. Что касается текущих предложений по страхованию от несчастных случаев и ответственности: прямой, осознанный спрос есть, но в небольшом количестве. На это влияет ряд факторов – это и отсутствие страховой культуры в стране, и низкая популярность добровольных страховых продуктов в целом, и доверие населения к страховым компаниям. Наш вышеупомянутый продукт в основном покупает сознательные граждане, которые понимают важность страхования и хотят защитить себя от внезапных трат, непременно возникающих вследствие неприятных ситуаций», – говорит она.
Что касается создания продукта по аналогии с автовладельцами, г-н Ердесов отмечает, что стоимость автомобиля в десятки раз превышает стоимость электросамоката. Поэтому автостраховка, которая покрывает ущерб, нанесенный при ДТП, важна для каждого автовладельца. «Если стоит вопрос «что лучше застраховать, электросамокат или жизнь и здоровье его владельца?», то, безусловно – второе. Ведь электросамокат в среднем стоит 350 тыс. тенге, а лечение тяжелых травм и временная нетрудоспособность может обойтись владельцу гораздо дороже. В таком случае казахстанцам лучше оформлять полисы добровольного страхования жизни и здоровья, которые предоставляют большинство компаний страхования жизни», – говорит спикер.

Олег Ханин считает, что в ближайшем времени продукт, аналогичный обязательному страхованию ГПО водителей транспортных средств, вряд ли появится. «Дело в том, что сначала под него нужно создать законодательную базу, а сейчас передвижение на электросамокатах, моноколесах или сигвеях правилами не регламентируется. Однако с возрастающей популярностью новых девайсов увеличиваются и происшествия с их участием, поэтому правила эксплуатации этих средств передвижения очень актуальны», – делится глава «Коммеск-Өмір».

По словам Анны Некрюковой, то, что самокат станет не развлечением, а средством передвижения, – это вопрос времени. «Мы видим, как подобный мобильный транспорт становится популярным во многих городах мира, – говорит она. – Соответственно, рано или поздно государству придется формировать инфраструктуру для владельцев самокатов и других подобных транспортных средств. Необходимо, например, разработать профильную нормативно-правовую базу, определить правила передвижения, адаптировать городскую (и не только) среду под поездки. И в рамках вот этой деятельности и необходимо рассматривать запуск обязательного страхования ответственности владельцев самокатов перед третьими лицами».

Однако пока, по ее мнению, сложно прогнозировать вероятность появления такого отдельного продукта. «При этом статус владельцев самокатов меняется – их становится больше и ситуация с ними требует регуляции и систематизации. Сам страховой рынок, по нашему мнению, готов предоставлять качественные продукты для данного сегмента», –заключила г-жа Некрюкова.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda