Бизнес

«Не хотим играть в монополию»

Игроки букмекерского рынка и платежные организации обеспокоены судьбой своего бизнеса и возможной потерей весомой части налоговых поступлений в бюджет Казахстана. Подробнее рассказать об этом, они пришли на пресс-конференцию 8 декабря 2020 года.
Бить тревогу их заставляют принятые поправки в Закон «Об игорном бизнесе», которые начнут действовать с января следующего года. По сути, законодательство предусматривает создание новой системы организации букмекерского бизнеса. Во взаимоотношениях между букмекерами, любителями ставок и платежными организациями появится новый посредник и регулятор в лице Центра учета ставок (ЦУС). Так прием платежей в букмекерские организации и выплаты выигрышей будут осуществляться через единого оператора, который в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) и будет обеспечивать работу ЦУС.

Деятельность самого центра находится под ведомством Министерства культуры и спорта РК (МКС), которым озвучено решение, что прием платежей в букмекерские конторы будет вестись через одну частную компанию – ТОО «Exirius». Цель ведомства в данной законодательной инициативе – выведение букмекерских организаций из теневого сектора экономики и прозрачность поступлений всех налогов в бюджет государства. Однако игроки рынка опасаются, что если на новую систему перейти 4 января 2021 года (то есть меньше, чем через 30 дней) государство получит обратный эффект.

Игра по правилам, но без правил

В первую очередь они отмечают техническую неготовность ЦУС к работе. По итогам презентации своего продукта компанией Exirius в ноябре текущего года, у букмекерских контор и платежных организаций появилось много вопросов в отношении существующих рисков.
«Если уровень компетентности представителей ЦУС в РК сравнить с зарубежным официальным сайтом аналогичной структуры в Беларуси gamemc.by, это просто провал», – поделился своим мнением на встрече с журналистами руководитель платежной организации PayDala Илья Ефименко.

По его словам, на данный момент (8.12.2020г.) до запуска ЦУС осталось 14 рабочих дней. При этом будущий единый оператор пока не предоставил полный перечень документации и каналов связи.

«Если бы мы располагали всей этой информацией, то возможно после ее изучения у технических специалистов, юристов и бухгалтеров не осталось бы без ответов столько вопросов процедурного характера и относительно принципов взаимодействия систем», – говорит г-н Ефименко. – Вместо этого все еще отсутствуют утвержденные МКС Правила к ЦУС, ведомство также до сих пор официально не объявило победителя тендера и его официальный ресурс, а также не предоставило договор ГЧП. В свою очередь самопровозглашенный ЦУС в лице ТОО Exirius, на сайте не разместил официальных контактов, адрес и график работы; не предоставил детальные схемы взаимодействия участников рынка, официальных форм заявлений на подключение, отключение, аудит, по примеру белорусских коллег. Отсутствуют и процедуры заключения договора, список требуемых документов и сам договор с единым оператором, в котором бы описывался его функционал и роль в создаваемой экосистеме. Вместо этого предоставляется договор с обычной платежной организацией, в котором никак не описан регламент взаимодействия сторон и технологические процессы».

Смущает спикера на данном этапе и отсутствие требований к букмекерским конторам и платежным организациям, которыми должны обладать участники для подключения к ЦУС.

«Нет ни одного эксплуатационного документа, официально не размещены прейскуранты цен и тарифов, не организован Центр по обучению сотрудников букмекерских контор и платежных организаций для работы и взаимодействия с ЦУС. Отсутствует центр испытания виртуальных игорных заведений, который бы производил аудит и аттестацию игорных программ букмекерских контор, также нет структурированной базы знаний для технических специалистов подключаемых организаций и самой технической поддержки», – дополняет длинный список недочетов руководитель PayDala.
В свою очередь инвестор и основатель CNP Processing GmbH / PROCESSING.KZ Кристовер Ханей, имеющий большой опыт работы с подобными законопроектами в других странах, отмечает несерьезность сроков казахстанского подхода к внедрению нововведений на игорном рынке.

«Это очень большой сектор, с большим количеством игроков, их клиентов и транзакций. Поэтому нельзя забывать, что он имеет сложный бизнес- процесс, который не может быть быстро перестроен. Например, когда мы подключаем одного нового клиента к процессингу, даем как минимум 1-2 месяца на внедрение. В случае же с новой системой организации букмекерского бизнеса, необходимо сначала провести анализ, затем обсуждение и выработку какого-то общего подхода. Потом на этой основе можно готовить о спецификации, поднимать функциональные и технические проблемные вопросы. И только после этого начать какое-то программирование и внедрение», – отмечает эксперт.

Таким образом, мнение спикеров пресс-конференции сошлось в том, что для создания такого проекта, должны быть составлены четкие требования к компетенциям к сотрудникам ЦУС, а специалисты, разрабатывающие программный продукт, должны пройти аттестацию знаний. Разработанное ими программное обеспечение должно пройти процедуры технического аудита, тестирования системы и аттестации, перед запуском пилотного проекта. Между тем на реализацию самого «пилота» нужно предусмотреть минимум 6 месяцев для каждой подключаемой организации.

«Но согласно постановлению правительства, на все это дается 14 рабочих дней. За это время ЦУС должен заработать, и все участники должны быть к нему интегрированы, а это порядка 20-30 букмекерских контор и платежных организаций в стране, что звучит как безумие», – отмечает Илья Ефименко.

Деньги, которые могут утечь из страны

В свою очередь, по словам юриста платежной организации Tarlan Payments Клары Монастыршиной, помимо технических проблем, текущий закон и реализация этого закона «ЦУС = системе электронных денег» создает игрокам определенные сложности в пополнении игрового баланса и получения своего выигрыша.
«Законодательно установленные лимиты в системе электронных денег требуют полного перестроения процесса приема платежей и осуществления выплат. Так игрок должен пройти идентификацию не только у букмекера, но и в ЦУС, как в системе электронных денег (СЭД) и в соответствии с процедурами и правилами, установленными для СЭД. – рассказывает г-жа Монастыршина. – Теперь, чтобы принять платеж от игрока в пользу букмекера, или же осуществить выплату, каждой платежной организации нужно будет сначала запросить у ЦУС доступный игроку лимит, установленный не в рамках Закона об игорной деятельности и Закона о ПОД/ФТ, а установленный для СЭД, и в случае его превышения отказать ему в проведении платежа или осуществления выплаты».

Так, по словам спикера, для снятия ограничения по лимитам необходима полная идентификация клиента в СЭД, которая осуществляется при личном присутствии клиента, либо удаленным способом, то есть с использованием средств удаленной идентификации на основании сведений из доступных источников, полученных от операционного центра межбанковской системы переводов денег. Тогда как на данный момент опыта по удаленной идентификации посредством КЦМР у платежных организаций не имеется, а единый оператор не предоставил никакой информации по тестированию, времени проведения, возможных ошибках при удаленной идентификации клиентов. Таким образом, остается один единственный способ идентификации клиента при его личном присутствии.

«Могу сказать, что по опыту сотовых операторов, у которых есть свои пункты идентификации во всех крупных городах страны, ясно, что выполнить эту задачу невозможно. Фактически большая часть населения идентифицирована по упрощенной схеме идентификации, то есть отправки ИИН по СМС. Это говорит о том, что реально работающих очных механизмов идентификации на текущий момент нет. Поэтому у всех игроков с января следующего года останется только один способ идентификации, поездка в г.Капшагай и г.Боровое, или же в офис ЦУС в г. Нур-Султан. Будут ли они это делать при наличии заграничных сайтов, работающих гораздо проще? Ответ я думаю, понятен», – говорит спикер.

Как было озвучено на пресс-конференции, если говорить в абсолютных значениях, то в случае сбоев в работе ЦУС в ходе популярных спортивных событий, из Казахстана игроками может быть выведено в офшор боле 50 млрд тенге за год. То есть это деньги, которые уже не вернутся в страну.

Поэтому опасения игроков рынка заключаются в том, что внедрение ЦУС в текущем варианте его реализации повлечет за собой отток игроков в оффшорные юрисдикции и снижение объемов рынка (как минимум в районе 20%) и, как следствие, заметное снижение выручки.

Причинами для такого снижения, по их словам, являются три ключевых проблемы самой конструкции ЦУС и механизмов его реализации:

1. Нестабильность системы ЦУС.

2. Отсутствие регламентированных процедур эскалации проблем.

3. Отсутствие привычных способов пополнения игрового счета на момент запуска.

Вместо регулирования коммерческий проект

Еще одним поводом бить тревогу спикеры считают факт того, что единый оператор – частная компания с одним учредителем, он же и является руководителем. По словам, председателя Ассоциации букмекеров Казахстана Арайлым Сагынтай, компания является малым предприятием, с небольшим количеством сотрудников и не является плательщиком НДС. «Кроме того ТОО «Exirius» было зарегистрировано в режиме льготного налогообложения, что дает ему право не оплачивать КПН со своей прибыли (0%, а затем 1% вместо 20%)», – озвучила она на пресс-конференции.
При этом частный партнер (ЦУС) пытается установить комиссию в виде 4% от оборота букмекерских контор, который по объемам больше чем НДС, который также оплачивают представители игорного бизнеса.

«ЦУС внедряет свой собственный «косвенный налог» для букмекеров, идущий в частные руки хозяев ЦУСа. Будучи монополистом, он может устанавливать любую сумму вознаграждения за свои услуги и изменять ее по своему усмотрению, при этом букмекерские конторы без какой-либо альтернативы должны будут платить данную комиссию. Эти платежи косвенно скажутся на финансирование спорта, которое зависит от доходности букмекерских контор. – объясняет Арайлым Сагынтай. – Ранее главными целями создания ЦУС были – полное исключение теневого движения финансов в букмекерском бизнесе, контроль и соблюдение самоограничения лудоманов и т.д. То есть изначальная «правильная» идея Правительсва превращается в простой коммерческий проект в масштабах монополий платежного рынка».

По словам спикера, весь доход букмекерских организаций в стране облагается налогами, которые составляют около 70% от дохода букмекерских контор. «Теперь же еще одна немалая часть наших доходов (4% от оборота букмекера) будет поступать в частные руки ТОО «Exirius», которое освобождено от уплаты всех налогов. Это дает повод думать, что будет происходить отток денежных средств из государственного бюджета и станет еще одной причиной возникновения социальной напряженности в стране», – делится глава ассоциации.

Также игроки рынка акцентируют внимание на том, что в Законе нет четкого и прямого указания о том, что ЦУС должен быть один. Таким образом, уполномоченный орган, создавая частного монополиста, ущемляет права субъектов бизнеса, что нарушает конституционные права, предусмотренные п. 4 ст. 26 Конституции, а также нормы Гражданского и Предпринимательского кодексов РК.

Данная позиция находит подтверждение в ответе Генеральной прокуратуры от 30 мая 2019 года на обращение ОЮЛ «Ассоциация Букмекеров Казахстана» о незаконности введения единого оператора пари и центра учета ставок, в котором указывается, что норма о введении единого оператора пари была исключена в силу ее нецелесообразности и риска нарушения прав предпринимателей. «Данное обстоятельство еще раз подтверждает незаконность применения в данном случае процедуры ГЧП и монополизации ЦУС, и является основанием для отмены заключенного договора ГЧП посредством прямых переговоров. Также в законодательных нормах не прописана ответственность перед букмекерами, если вдруг, по каким-то причинам, представители ЦУС что-то не исполняют, нет ни штрафов, ни отзыва договора ЦУС», – говорит Арайлым Сагынтай.

В связи с этим игроки рынка считают важным:
- Принять решение о создании второго ЦУС. Это, по их мнению, позволит избежать монополии и исключит необходимость государственного регулирования размеров комиссии ЦУС на все платежи.
- Ограничить доходы ЦУС или создать его в виде некоммерческой организации.

В настоящее время все участники букмекерского рынка намерены направить свои обращения через блоги министерств с просьбой перенести срок запуска ЦУС на 1 год, поскольку до 4 января осталось всего пару недель. «Деятельность не подготовленного Центра может привести к банкротству платежных отраслей в Казахстане и уменьшению доходов букмекеров в целом, что в свою очередь, лишит бюджет более половины налогов, которые до настоящего времени поступали от данных отраслей», – считают они.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda