Технологии

Мошенники на "удаленке"

В период пандемии и жестких карантинных мер активный рост показала не только электронная коммерция, но и мошенничество с использованием дистанционных средств коммуникаций.
Мошенники все чаще стали выходить на потенциальных жертв через e-mail, смс, соцсети, мессенджеры и особенно телефоны, что становится масштабной проблемой для казахстанцев.

Согласно недавно проведенному исследованию OMI по заказу «Лаборатории Касперского», каждый третий житель в нашей стране сталкивался с мошенниками, действовавшими от лица банков. Причем в трех из четырех таких случаев (73%) речь идет о телефонном мошенничестве. Примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Справка

Опрос проводился в июне-июле 2020 года. В нем приняло участие 500 респондентов в Казахстане, вопросы относились к первому полугодию 2020 года.
Злоумышленники собирают нужную информацию заранее и активно используют методы социальной инженерии. Так, в трети случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространенными легендами были предложение кредита (64%), необходимость подтвердить данные, такие как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код (59%) и сообщение о блокировке карты (44%).

В 43% случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22% случаев — убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет. В среднем сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляла в первой половине 2020 года почти 12000 тенге.
Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Помните, что настоящий банковский работник ни в коем случае не будет просить назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело кладите трубку в случае малейших сомнений. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка.
Евгений Питолин
управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, СНГ и странах Балтии
В свою очередь, по словам исполнительного директора Евразийского банка Светланы Королевой, резкий всплеск мошеннических активностей был зафиксирован во время пандемии в большинстве казахстанских банков. И она также отмечает, что в основном это было телефонное мошенничество - так называемый вишинг (voice phishing).
Мошенники представляются работниками службы безопасности или колл-центра банка, для убедительности фоном присутствует звук работающего колл-центра, а номер телефона с помощью специальных программ – анонимайзеров - отражается, как официальный номер банка. В мире существует уже целая индустрия обмана клиентов через социальную инженерию. Бороться с этим можно только сообща всем участникам платежного рынка, в том числе повышая финансовую грамотность клиентов.
Светлана Королева
исполнительный директор Евразийского банка,
куратор направления карточных и платежных операций, процессинга и цифровых услуг
Между тем, как объясняет психолог Марина Галкина, успех мошенника зависит от его способности вызвать у жертвы сильные эмоции, чтобы человек стал неспособен рационально принимать решение.
Распознать мошенника можно, например, по контрасту: он будничным, монотонным тоном сообщает вам об опасности, а у вас в этот момент вспыхивает страх. Вы теряетесь, замираете и готовы следовать указаниям того, кто якобы знает, как вас спасти.
Марина Галкина
психолог
Чтобы противостоять телефонным мошенникам, эксперты советуют придерживаться следующим базовым правилам безопасности:

- с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;

- не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;

- ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;

- в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;

- домашним пользователям рекомендуется установить защитное решение, умеющее распознавать фишинговые сообщения и сайты, а компаниям — повышать цифровую грамотность сотрудников.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda