Бизнес

Молодые таланты накормят Казахстан

Предпринимателя Раимбека Баталова выделяет то, что он активно поддерживает молодежь в ее стремлении реализоваться в бизнесе.
Председатель совета директоров Международной программы по развитию студенческого предпринимательства, стартапов и инноваций Enactus в Казахстане, член совета попечителей университета AlmaU – для него это не просто регалии. За всеми этими званиями стоит реальный вклад в становление завтрашних профессионалов. Наш разговор начался с обсуждения предстоящего Фестиваля-выставки инновационных идей, который пройдет 7-8 ноября 2019 года в Алматы.
Справка

Раимбек Баталов - председатель совета директоров холдинга Raimbek. В структуре холдинга:


- RAIMBEK AGRO, первый в Казахстане завод по производству ультрапастеризованной молочной продукции;

- РАИМБЕК-АЛКО, эксклюзивный поставщик в Казахстан элитных алкогольных напитков;

- CITY FAIR TRADE, официальный импортер в Казахстан продукции IDS Borjomi Georgia (Грузия);

- ALMA PRODEX, основное направление деятельности – выращивание фруктов: яблок, абрикосов, персиков и слив.
Раимбек Анварович, какими разработками могут заниматься молодежные команды? В свое время ваша компания проводила конкурс «Как накормить Казахстан» и там ведь были идеи от нового поколения.

Да, мы рассматривали предложения в рамках конкурса «Как накормить Казахстан», который проводили совместно с Enactus Kazakhstan. Один из победителей – студенческая команда из Павлодара, которая предложила делать мороженое из кумыса. Интересные идеи были у ребят из Тараза. Но если говорить о технологических инновациях, то на них надо тратить огромные инвестиции.

Да, это серьезные вложения в R&D

И на выходе мы получаем исследования абсолютно другого по качеству уровня. Для этого должна быть иная научная и лабораторная база. Поэтому, когда мы говорим о запуске новых продуктов в той же пищевой индустрии, то технологически там сильно ничего не меняется. Вопрос сегодня стоит скорее в улучшении эффективности текущих процессов – цепочки поставок, дистрибуции, продаж, коммуникаций с целевой аудиторией. И здесь открывается большое поле для деятельности – бизнес-аналитика (ВА). Она сейчас очень актуальна: многие компании работают на ERP-системах, соответственно, имеют определенный массив накопленных данных, но не умеют извлекать из них большую ценность. Потому что не умеют анализировать, не налажены внутренние процессы. Критически мало людей, которые могут обрабатывать большие данные, получать результаты, на основе которых можно менять систему в лучшую сторону. Потребность в таких специалистах невероятно высока, потому что данные есть везде – в государстве, бизнесе, потребительском секторе. Эта информация оцифровывается, но пользы пока от нее мало. Чтобы в Казахстане стало больше грамотных программистов, бизнес-аналитиков, должна меняться система образования – в сторону гибкости, ускорения подготовки кадров.
Enactus Kazakhstan – это место, где встречаются бизнес, преподаватели и студенты, сверяют часы. Идеальный вариант для создания синергии и системной работы.
Раимбек Баталов
Готовы ли вы предложить на фестивале-выставке конкурс, подобный «Как накормить Казахстан»? Чтобы молодежь знала, на какие потребности бизнеса ей ориентироваться, какие конкретные задачи решать?

Мы над этим сейчас думаем. Значит, что-нибудь придумаем.

Но если серьезно, то, мне кажется, что молодым ребятам сейчас не хватает коммуникации с опытным бизнесом. Артикуляции, так сказать, с его стороны: куда двигаться, с чем, зачем.

Согласен. Но надо понимать, на каких площадках это делать. Например, в Enactus Kazakhstan, в котором являюсь председателем совета директоров, насчитывается почти 250 бизнес-эдвайзеров, которые помогают студентам. Плюс более 2 000 часов занятий менторов и 12 крупных событий, нацеленных на подготовку команд. Enactus Kazakhstan – это место, где встречаются бизнес, преподаватели и студенты, сверяют часы. Идеальный вариант для создания синергии и системной работы. В ее основе должна лежать гибкость университетов, их тесная связь с теми отраслями, на которых вузы специализируются.

Сам бизнес готов идти навстречу?

Бизнесмены готовы тратить свое личное время, но их надо заинтересовывать, цеплять внимание своими инициативами. Я вхожу в попечительский совет университета AlmaU, стараюсь наладить сотрудничество между бизнес-сообществом и образовательным сектором. Но сами университеты и их команды должны быть достаточно убедительными, чтобы корпоративные лидеры захотели потратить свое время и силы на факультативы, совместные консалтинговые проекты. В общем – это улица с двусторонним движением. А то у нас в стране патернализм постоянно витает в воздухе: дайте нам то, дайте нам это. Как будто кто-то сверху или сбоку должен принести готовое решение проблем на блюдечке с голубой каемочкой. От этой психологии нам всем надо уходить.

Согласен. А потом мы удивляемся, почему так много в стране иждивенцев. Кажется, государство само поощряет такое поведение, погашая, например, кредиты должников.

Перегибы, безусловно, есть. Государство должно помогать населению, но идеологическая основа под этим всем весьма слабая. Я еще раз обращусь к программе Enactus Kazakhstan, которая кроме всего прочего учит привлекать средства. Ты должен быть убедительным, чтобы рынок в тебя инвестировал. Считаю, что это очень важно. Не стоит ждать, что ректор или сам бизнесмен придет к тебе и чек выпишет. Ты должен как голодный зверь рыскать в поисках ресурсов. Этим живет весь современный мир. Этим навыкам надо обучать.
Главное, чтобы коллаборация носила системный характер. Тогда идеи, которые будут представляться на фестивале-выставке, станут реально воплощаться в жизнь.
Раимбек Баталов
Думаю, что на фестивале-выставке, который пройдет 7-8 ноября в Алматы, будут ребята со своими интересными проектами и готовые бороться за ресурсы. Бизнес готов взять их под свое крыло?

Это должно быть частью системной работы. В компаниях HR-менеджеры могут координировать работу разных подразделений со студентами. Дальше – подразделения, скажем, отвечающие за логистику или маркетинг, могут, во-первых, дать профессиональную оценку проектам и идеям команд. Во-вторых, обучать и передавать свои знания. Главное, чтобы коллаборация носила системный характер. Тогда идеи, которые будут представляться на фестивале-выставке, станут реально воплощаться в жизнь. Ведь зачастую получается так, что идеи, выносимую на публику, сырые, либо требуют больших финансовых вложений, и тогда для нашего ограниченного рынка они не представляются выгодными.

Я понимаю все эти сложности. Получается, что и корпоративный сектор должен вырасти до вложений в R&D и создания своих венчурных фондов, инвестирующих в стартапы.

Да, для этого у компаний должны быть свободные ресурсы, уверенность в завтрашнем дне, которую пока подрывают регулярные девальвации. Понятно, что текущих проблем в экономике много. У большинства компаний просто нет возможностей для реинвестирования прибыли.

Мне кажется, что текучка никогда не закончится, а формировать инвестиционное поле, понятное для молодого поколения, можно хотя бы с малых вложений.

Согласен, что такую инфраструктуру нужно строить. Она может дать толчок в развитии стартапов и малого бизнеса, предпринимательства в целом. Однозначно, увеличение количества проектов в последующем перерастет в качество проектов, которые могут стать лидерами отраслей. Если таких лидеров сегодня не взращивать среди молодого поколения, то у страны нет будущего.

То есть, корпоративный сектор будет двигаться в этом направлении?

Не сомневаюсь. Когда экономика растет, то это означает ведь не просто увеличение оборотов и прибыли. Это означает еще и повышение корпоративной культуры.
Справка

Принять участие в Фестивале-выставке инновационных идей EnactusKazFest можно, зарегистрировавшись на сайте: www.enactuskazfest.kz. Проект реализуется совместно с НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda