Медиа в Казахстане: доверяй, но проверяй!
Развитое критическое мышление становится необходимым навыком при потреблении контента.
Мы – то, что читаем. Мы – то, что смотрим.
Конечно, выбор информации сильно определяет нашу сущность. Тем и интересно исследование медиапотребления и медиаграмотности в Казахстане, проведенное Internews Kazakhstan (участвовало 1146 респондентов из Казахстана в возрасте от 14 до 65 лет). «Предыдущее исследование проводилось в 2019 году, за два года произошли довольно сильные изменения. Резко упало потребление новостей, особенно, по телевидению. Роль социальных сетей наоборот возросла», - отметила на презентации Ирина Медникова (@irina.melnikova), региональный программный координатор Internews Kazakhstan.

Мы выбрали из исследования наиболее важные тренды:

Ирина Медникова
Гульнар Асанбаева (gasanbayeva), региональный консультант по медиаграмотностиInternews Kazakhstan, специально для «&» поделилась лайфхаками по повышению медиаграмотности:

Гульнар Асанбаева
1
В Казахстане, согласно нашим исследованиям, главный источник информации – социальные сети. Пользуясь ими для общения, и добровольно выкладывая личные данные, не забывайте, что соцсети одновременно и отличные рекламные площадки, используются в маркетинговых целях для адресной продажи товаров и услуг. Выставляйте фильтры в своих аккаунтах так, чтобы избавиться от ненужной вам информации (в т.ч., котиков, reels) и рекламы.
2
Наши эксперты, 10 участников качественного исследования, поставили 2 из 7 возможных баллов за умение казахстанцев распознавать алгоритмы социальных сетей. На тренингах по медиаграмотности мы просим участников сделать запрос по одной и той же заданной теме. Полученные ими результаты сильно отличаются друг от друга в зависимости от «информационных пузырей», в которых они пребывают вследствие истории своих предыдущих запросов. Чтобы избежать такой интеллектуальной изоляции, полезно делать поисковые запросы с разных браузеров и, по возможности, анонимно. Внимательно читать пользовательские соглашения различных приложений, чтобы понять, как они используют ваши данные для помещения вас в «информационный пузырь».
3
Избавляйтесь от собственной «эхо-камеры». Вы популярны в своей группе, у вас тысячи лайков, но не впадайте в иллюзию собственной значимости. Чаще всего это просто реакции тех, кто думает схожим с вами образом, то есть, является эхом ваших же идей. Помните о тех, кто просто не видит ваших постов, или просматривает, но не комментирует их. Медиаграмотный человек всегда стремится расширить свой кругозор, и открыт к чужим мнениям и картине мира. В сети полезно общаться с пользователями, чьи взгляды вы не всегда разделяете полностью. Не бойтесь подписываться на их паблики. Это расширяет вашу картину мира.
Также на презентации исследования выступили эксперты. В частности, журналист Олег Хе (@kheoleg)

Олег Хе
- Я обратил внимание на две проблемы, которые затрагиваются в этом медиа-исследовании. В Казахстане слабая связь между аудиторией и редакциями СМИ, а также низкое доверие к материалам журналистов. Думаю, что это повод задуматься о том, что стране нужно больше нишевых и авторских медиа. Во всем мире идет именно этот процесс. Например, сейчас несколько человек легко могут открыть свое медиа, публиковать там оригинальные материалы, использовать социальные сети и мессенджеры для продвижения своего контента. Тем самым, авторы начинают формировать вокруг себя лояльное сообщество. Я сам слежу за несколькими сайтами и подкастами, посвященными литературе и искусству. Причем, создаются такие медиа нетолько журналистами, но и людьми разных профессий: галеристами, критиками, дизайнерами… Дистанция становится очень короткой, редакционная команда намеренно ее сокращает - предлагает писать в личку, подключаться к эфиру и т.д. Это, во-первых, сильно укрепляет связи между создателями контента и аудиторией. Во-вторых, доверия в общении между авторами и читателями гораздо больше. Такие медиа аутентичны, в них больше искренности и увлеченности тематикой своего проекта. Радуют данные исследования, говорящие о том, что пользователи готовы платить за контент, поддерживать авторов донатами. И, конечно, хорошо, что Интерньюс дает гранты, благодаря им в Казахстане развивается все больше медиа-проектов на разные темы.Аудитория получает широкий выбор информации – на любой вкус и цвет.

&
Made on
Tilda