Бизнес

Кто заплатит за сладкую жизнь?

Производители безалкогольных напитков в Казахстане обеспокоены тем, что выпускаемую ими продукцию с содержанием сахара хотят поставить в один ряд с сигаретами и алкогольными напитками.
Речь идет о введение специального акциза на сахаросодержащие напитки, на котором настаивает Минздрав РК в целях оздоровления казахстанцев, а точнее борьбы с избыточным весом. Так в процессе обсуждения Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» ведомство выступило с инициативой по применению акцизов к безалкогольным напиткам, содержащим в своем составе сахар. Предполагается, что ставка, начиная с 2023 года, составит 20%, а затем в течение трех лет будет повышена до 45%.

С действенностью данной меры не согласны игроки отрасли, о чем поделились на пресс-конференции 17 августа 2021 года. Как отмечают в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, опыт многих стран показывает, введение акцизного (поштучного) налога приводит к росту цен для покупателей и упущенной выгоде для производителей, следствием чего является сокращение равновесного объема рынка.

По оценкам ассоциации, отрасль столкнется с падением продаж и годовой прибыли производителей, инвестиций в основной капитал и снижением объемов производства, сокращением рабочих мест. Так при введении 20%, 35%, 45%:
- объемы производства снизятся более чем на 40%;
- стоимость продукции увеличится от 40 до 85% (стоимость зависит от вида сахаросодержащего напитка);
- рабочие места сократятся в отрасли на более чем 2 500 человек, в смежных областях – на более чем 17 500 человек.

«Логично, что сумма налоговых отчислений предприятий индустрии в результате резко уменьшится», – комментирует президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева.

По ее словам, данная инициатива по введению акциза, ничто иное, как целенаправленная демонизация сахаросодержащих напитков. «Действительно, подобная инициатива в странах с высоким потреблением сахаросодержащих напитков вначале вводилась для оздоровления. Однако некоторые страны приняли ее с фискальной точки зрения и не скрывали этого. Мы считаем, что в Казахстане это тоже фискальная мера, но которую преподносят под предлогом оздоровления», – делится Алия Мамытбаева.
На фото: директор Палаты предпринимателей г. Алматы (НПП «Атамекен») Айтуар Кошмамбетов и президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева.
То, что такая акцизная политика недопустима в отношении пищевых продуктов, отмечает и директор Палаты предпринимателей г. Алматы (НПП «Атамекен») Айтуар Кошмамбетов. По его словам, большая часть предприятий, особенно производственных, в сфере безалкогольных напитков находится в Алматы и Алматинской области. Поэтому в случае введения налога пострадает бюджет и занятость в крупнейшем конгломерате страны. «Национальная палата предпринимателей категорически не поддерживает такой подход, считаем, что вопрос не изучен до конца. Требуется серьезная оценка целесообразности в виде анализа регуляторного воздействия, который не проводился разработчиками. Нас также не устраивает, как продвигается данный вопрос уполномоченным государственным органом. Введение данной меры продвигается Минздравом РК в одностороннем порядке. Обоснованная позиция бизнес-сообщества игнорируется, все заседания по этому вопросу на площадках НПП Минздрава, в том числе с участием представителей аппарата Правительства РК, проводятся в формате решенного вопроса», – прокомментировал сложившуюся проблему Айтуар Кошмамбетов.

Так участники пресс-конференции рассказали, что в ходе последнего заседания, проведенного в конце июня на площадке Правительства РК под руководством Ералы Тугжанова, было принято решение отложить введение данной нормы до 2023 года и доработать вопрос целесообразности ее введения с уполномоченными госорганами и бизнесом, проведя необходимые исследования и оценки. Однако вопреки данному решению акцизный налог был включен в последнюю версию проекта «Здоровая нация» и в настоящий момент планируется к продвижению в Мажилисе в августе-сентябре без необходимых исследований и оценок.
Производители недоумевают, почему именно напитки стали мишенью в проекте оздоровления населения. Ведь их продукция, по сути, приравнена к табаку и алкоголю с целью введения акцизного налога.

Один из доводов инициаторов введения нового налога заключается в том, что в Казахстане сахаросодержащие напитки являются продуктом, оказывающим критичное влияние на здоровье казахстанцев. Ранее представители Минздрава РК не раз отмечали, что чрезмерное потребление сахаросодержащих напитков казахстанцами приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, ожирению. Кроме того, проблема может стать более угрожающей с учетом пищевых привычек молодого поколения. Так одно из исследований показало, что в Казахстане менее одной пятой подростков (17%) ежедневно употребляют сладкие газированные напитки, но более половины (60%) пьют их хотя бы раз в неделю. Потребление напитков, содержащих сахар, увеличивается с возрастом детей. При этом только один ребенок из трёх ежедневно потребляет свежие овощи и фрукты.

Однако на это участники пресс-конференции приводят свою статистику, согласно которой в Казахстане потребление сахаросодержащих напитков составляет около 49 литров на душу населения. Для сравнения этот показатель в США составляет 287 литров, в Мексике – 200 литров, в Венгрии – 207 литров.

Также в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК акцентируют внимание на том, что Минздрав РК, выступая за введения акциза на их продукцию, упускает из виду другие сахаросодержащие пищевые продукты. «Так, например, 55% потребляемого казахстанцами сахара – это сахар в чистом виде, при этом вклад сахаросодержащих напитков в калорийность рациона казахстанцев незначителен и составляет всего около 2%. Возникает резонный вопрос, почему Минздрав не занимается продуктами, которые дают 98% вклада в калорийность питания?», – отмечает Алия Мамытбаева.

В связи с этим в Ассоциации считают, что при разработке Проекта «Здоровая нация» необходимо принимать во внимание пищевые привычки казахстанцев, не упуская из внимания, что дневной рацион казахстанцев, согласно разным исследованиям, составляют в основном мясо, хлеб и мучные изделия с явным преобладанием углеводов, солей и жиров.

«Чтобы обеспечить здоровье казахстанцев, нужны новые нормы потребления для каждого региона РК, а отнюдь не такие радикальные меры Минздрава в отношении бизнеса в сфере пищевой продукции. При разработке рекомендаций по питанию необходимо провести масштабное исследование доступности тех или иных видов продуктов, анализ их потребления в Казахстане, а не опираться на «удобные» практики зарубежных стран и подставлять под удар целую отрасль под видом оздоровления нации», – поделилась Алия Мамытбаева.

Также она отметила, что Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК призывает заинтересованные стороны, вместо пропаганды избирательного налогообложения, сосредоточиться на научно-обоснованных вмешательствах в области общественного здравоохранения. Поскольку пока вероятен итог, при котором люди не перестанут пить сладкую газировку, но страна столкнется с негативными экономическими последствиями. Неспроста же некоторые развитые страны отменяют подобный акциз, как неэффективный и показавший себя не работающим способом в цели оздоровления нации.
Таким образом, предприниматели предлагают альтернативу в решении данного вопроса, которая, на их взгляд, является наиболее эффективной. А именно Кодекс ответственного производителя. Разработка и подписание кодекса уже была запланирована в 2020 году, когда Ассоциация производителей безалкогольных напитков подписала с Национальным центром общественного здравоохранения меморандум о сотрудничестве.

Так, по мнению ассоциации, с точки зрения лучших мировых практик в индустрии производства продуктов питания и напитков наиболее эффективными мерами борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) являются:
- работа над рецептурой напитков с целью снижения содержания сахара,
- уменьшение размеров порций и включение производителями в свой ассортимент напитков в упаковках меньшего объёма,
- просветительская работа с потребителями, включая предоставление прозрачной и полной информации о содержании и калорийности на этикетках продукции, с целью помогать потребителям делать информированный выбор.

Причем реализовывать данные шаги, по мнению Алии Мамытбаевой, можно путем саморегулирования отрасли. То есть без радикальных регуляторных мер со стороны государства, как это озвучивал в начале 2021 года на совместном заседании палат парламента Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Тогда глава государства заявил, что госаппарату необходимо разработать механизмы поддержки предпринимательства, основанные на принципиально новой регуляторной политике, которая поможет создать благоприятные условия для ведения бизнеса, а не наоборот.

В связи с этим, производители безалкогольных напитков в лице своей отраслевой ассоциации призывает инициаторов введения нового акциза прислушаться к мнению бизнеса.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda