Связано это с новыми условиями по защите прав залоговых заемщиков и ограничения просроченной задолженности.
В Казахстане растет количество обращений граждан по вопросам банкротства физических лиц и списания просроченной задолженности. Об этом «&» рассказали в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка. По данным ведомства, в рамках урегулирования проблемной задолженности на 1 июля 2022 года более 33 000 заемщиков получили реструктуризацию займов на сумму более 62 млрд тенге.
Наплыв обращений связан с изменением условий, которые вступили в силу с начала 2022 года. С 1 января действуют следующие правила, направленные на защиту прав залоговых заемщиков и ограничения просроченной задолженности:
— залоговым заемщикам предоставлено право самостоятельной судебной либо внесудебной реализации залога-жилища в трехмесячный срок;
— повышен нижний порог продажной цены залога с 50% до 75% от первоначальной оценочной стоимости залога;
— для недопущения недобросовестных действий со стороны кредиторов введен запрет на участие в торгах кредитора, его работников и аффилированных лиц;
— расширены критерии незначительности размера требований, являющихся основанием для отказа в обращении взыскания залога.
— расширены условия для списания бланковых остатков по ипотечным жилищным займам. Эта мера позволит для заемщиков, у которых отсутствует иное имущество и доходы не превышают двукратный размер минимальной заработной платы, списать долг, оставшийся после судебной реализации залогового жилья.
«Несмотря на то, что кредит является удобным финансовым инструментом, нужно уметь его правильно использовать и принимать решение о получении займа нужно осмотрительно», — предупреждают в Агентстве.
К слову, товарный кредит является самым популярным продуктом среди казахстанцев — это показали итоги социологического исследования, которое Агентство провело в 2021 году в рамках Концепции повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы. 37,4% респондентов отметили, что знакомы с этим продуктом и активно его используют. Всего в социсследовании приняли участие 10 000 респондентов, опрос проводился в 3 городах республиканского значения: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте и в 14 регионах Казахстана.
Как показало социсследование, некоторые граждане стали детальнее подходить к процессу выбора финансовой услуги, внимательно изучать договор. Так, 44,9% опрошенных, по их словам, всегда подписывают договор только после его прочтения и прояснения всех деталей, задают дополнительные вопросы менеджерам и изучают условия, а 21,8% респондентов подписывают без вопросов, поскольку им сложно во всем этом разобраться.
Всегда ваш, &;