С 2024 года в Казахстане ИП и физические лица-учредители ТОО будут обязаны сдавать декларации. О нововведении нам рассказала Светлана Хабарова — руководитель Profbuhkz с опытом работы главным бухгалтером более 20 лет.
— Светлана, как сейчас меняется налогообложение малого бизнеса? К чему ему надо готовиться?
— Скорее всего, нас готовят к ужесточению налогового администрирования.
— Не так давно предприниматели начали беспокоиться по поводу того, что будут проверяться денежные переводы, являются ли они доходом от бизнеса и подлежат ли налогообложению. Есть повод для беспокойства?
— Пока моих клиентов не беспокоили с проверками. Но предупреждения со стороны налоговых органов есть.
— Хорошо. Тогда что вы порекомендуете как бухгалтер?
— Я считаю, что если вы принимаете платежи от клиентов, то в любом случае вам нужно пробивать чеки. Показывать официально, что вы получили доход. Соответственно, платить с него налоги.
— А что с декларациями, которые вводятся со следующего года? Это точно для нас в новинку.
— Декларации касаются индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц-учредителей ТОО. Сначала они должны сдать входящую декларацию, в которой нужно указать личные материальные ценности: наличные деньги до 32 млн тенге, драгоценности, предметы искусства и т.д. Недвижимость или транспортные средства указывать не надо. Про них государство итак все знает – у кого что имеется. Но неучтенные ценности показать, конечно, нужно. Потому что когда мы будем сдавать декларацию по итогам года, то будем информировать, какой доход мы получили, какие расходы сделали. Допустим, я указала, что мой доход составил миллион, но потратила я гораздо больше, то надо объяснять эту разницу. Может, я взяла из запасов, тех самых наличных, которые были указаны во входящей декларации, или что-то продала. Это нужно объяснить. Иначе разница в превышении расходов над доходами будет воспринята как скрытый доход, и с него полагается уплатить налоги.
— Входящая декларация сдается в самом начале года?
— Да, госорганы еще дадут информацию, до какого числа.
— А если я указал в ней большую сумму, не возникнут вопросы, откуда она у меня взялась?
— Нет, потому что раньше декларирования не было, а значит и объяснять ничего не надо. Но есть предел по наличным деньгами – 32 млн, которые вы можете указывать в декларации. И если дальше тратите в пределах этой суммы, то вопросов к вам не возникнет. Но если указали меньше, а потом они вдруг появились, то это неправильно. Вы должны будете доказывать, откуда взяли деньги. Еще интересный момент: допустим, у вас не 32, а 50 миллионов. Тогда вам надо положить эти деньги в банк, зафиксировать, что у вас эта сумма имеется. А потом снять и хранить дома, если так хочется.
— Понятно. Вы в основном обслуживаете на аутсорсинге как раз ИП и ТОО. Как считаете, бухгалтерский и налоговый учет будет усложняться в связи с этими и другими грядущими переменами?
— Она уже усложняются с каждым разом. Например, не так давно изменения коснулись сопроводительных накладных. Появилось больше бюрократии. Бывает, что портал электронных счетов-фактур не работает, и тогда мы не можем создать акты выполненных работ, счета-фактуры и прочие документы. Пишу в техподдержку, а ответ от них приходится ждать порой по 5 дней, и это в лучшем случае. Вот такие проблемы возникают с усложнением налогового администрирования. Кабинет налогоплательщика тоже частенько подвисает, из-за чего возникают сложности со сдачей отчетов.
— Думаю, что именно поэтому компании заказывают аутсорсинг у вас. Чем сложнее становится ведение бухгалтерии, тем больше ценится опыт и знания.
— Именно так. Поскольку мы ведем компании из разных сфер деятельности – строительства, производства, торговли, то сталкиваемся с разными ситуациями. Уже знаем, как из них выходить быстро и с меньшими потерями.
— В общем, лучше ориентируетесь в информации.
— Совершенно верно. Помогаем и консультируем в разных ситуациях. Ни одного клиента не оставили одни на один со сложностями.
— Спасибо, Светлана, за полезный разговор!
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook