Бизнес

COVID-19 ставит бизнес на паузу

Коронавирус проверяет устойчивость иммунитета не только у людей, но и целых индустрий.
Вслед за пандемией рушится привычный образ людей, бизнес-процессы и экономика. В предпринимательской среде одни из первых потери в бизнесе понесли игроки рынка массовых мероприятий. Так как отмена запланированных событий была озвучена в числе перовых мер, направленных на недопущение распространения вируса.

Сегодня же убытки считают и другие отрасли. Им только предстоит пройти пять стадий принятия неизбежного. А вот рынок мероприятий, кажется, уже миновал этот этап. Поэтому мы решили побеседовать с руководителем компании "Тикетон" Викторией Торгунаковой, чтобы оценить масштабы потерь и варианты выхода из ситуации.
Виктория Торгунакова, руководитель компании "Тикетон"
Виктория, какова на данный момент ситуация на рынке массовых мероприятий в связи с отмененными событиями?

Так как Тикетон в настоящее время является крупнейшим в Казахстане сервисом по онлайн-продаже билетов, обслуживая более 150 объектов в 18 городах Казахстана, ситуация с объявлением запрета на проведение культурных и развлекательных мероприятий напрямую сказалась на компании. Общее снижение доступных к покупке мероприятий на сайте достигло 60% на данный момент в сравнении с началом марта, когда на сайте в одновременной продаже находилось более тысячи мероприятий (без учета киносеансов).

Самое неприятное в этой ситуации, это видеть, как продажи сайта возвращаются к уровню 2012 года. Падение в данный момент составило 98% (растет только Бишкек и Ташкент, казахстанские города ушли в глубокий минус).

Тикетон ежедневно несет убытки на несколько млн тенге, а наши клиенты-организаторы на 25-30 млн тенге (в среднем Тикетон продавал от 6 до 25 тыс. билетов в день до введения ограничений на продажу культурных мероприятий).

По нашим расчетам, мы недосчитаемся в обороте за ближайший месяц порядка 800 млн тенге. Не говоря уже о значительных издержках, связанных с усиленным процессом возврата билетов по отмененным мероприятиям.
На текущий момент порядка 7-ми тыс. покупателей уже получили свои деньги. Общая сумма возвратов превышает 50 млн. тенге и, естественно, только увеличивается, к чему мы готовы.
Какие способы возврата средств за ранее приобретенные билеты возможны вашим пользователям?

Мы знаем, что многие частные и государственные учреждения, а в особенности, билетные операторы выбирали приемлемые в первые очередь для себя схемы возвратов – видела упоминания про начало приема заявок только после карантина, либо с нереальными сроками в 30 дней. Очевидно, что на это имеются причины – большинство просто не было готово испытать свою ликвидность на прочность, так как существовало за счет оборотных средств. А значит, собственных средств для покрытия возвратов у таких компаний может не хватить.

Мы же, как билетный сервис, понимаем всю важность нашей роли в сложившейся ситуации в первую очередь для покупателей, и стараемся в максимально сжатые сроки производить все урегулирования по возвратам. На текущий момент порядка 7-ми тыс. покупателей уже получили свои деньги. Общая сумма возвратов превышает 50 млн. тенге и, естественно, только увеличивается, к чему мы готовы.

В целом, схема достаточно простая.

В случае если мероприятие отменено, и условия с организатором или объектом полностью согласованы, наша служба поддержки производит возвраты в автоматическом режиме. То есть обращения со стороны клиентов не требуется. Это помогает существенно сократить время на обработку заявок.

Если же мероприятие было перенесено на другую дату, то билеты клиентов фактически сохраняют свою валидность. Мы производим активное оповещение клиентов. Это позволяет сохранить до 70% приобретенных билетов и позволить зрителям избежать переплат в будущем, ведь после восстановления ситуации организаторы, скорее всего, поднимут стоимость билетов. Существующих клиентов это, конечно, не коснется.
Поддержка представителей МСБ была бы разумным шагом со стороны государства в сложившейся ситуации.
Какую схему работы вы выбрали в связи с вынужденной отменной мероприятий?

В случае с нашей компанией, мы старались максимально лояльно отнестись к ситуации сотрудников – многие отправлены в очередные оплачиваемые отпуска и компания полностью покрывает эти расходы в стандартном режиме. Из 49 сотрудников в трех странах на удаленный режим работы переведено более 70%. Это сделано потому, что после восстановления ситуации нам предстоит работать в усиленном режиме.

В случае если ЧС затянется более чем на месяц, мы, к сожалению, будем вынуждены принимать решение о дополнительных отпусках либо о сокращении штата. В любом случае, поддержка представителей МСБ была бы разумным шагом со стороны государства в сложившейся ситуации.

Есть ли какие-то предварительные суммы потерь, которые могут понести организаторы мероприятий за время вынужденных «каникул»?

Мы понимаем, что чрезвычайные меры, несмотря на их превентивный характер и оправданность, также являются проверкой на прочность для учреждений культуры и спорта, организаторов и концертных площадок.

Если ситуация с кинотеатрами ранее уже была озвучена и мы можем говорить о потерях более 5 млрд тенге за каждый месяц простоя, то в случае с частными организаторами ситуация усугубляется еще и тем, что нет обозримого горизонта, в котором мы бы могли увидеть успешность проведения мероприятий. В отличие от кинотеатров, открытие которых одновременно гарантирует определенный поток зрителей, заскучавших за время карантина.

Организаторам же необходимо мириться с тем, что гонорары, оплачиваемые артистам в долларах, неминуемо скажутся на бюджете, что потребуется повторное начало рекламных кампаний, которые уже были запущены и оплачены. Да и готовность зрителей покупать подорожавшие билеты остается под вопросом. А значит, велик риск отмен, волна которых может начаться осенью.

Таким образом, кроме прямых потерь за время карантина можно также предположить суммы «отложенных» потерь, которые стали следствием совокупности факторов и дадут о себе знать позже. По предварительным оценкам, можно прогнозировать убытки рынка концертных мероприятий в 300-400 млн тенге и высокий риск ухода из этой сферы игроков, которые не смогут выдержать потерь.
Частные независимые театральные труппы в настоящий момент решают, за счет каких средств будут поддерживать своих сотрудников и выплачивать никем не отмененные кредиты.
Звучат мнения, что больше всех пострадают арендаторы стадионов и концертных залов. Располагаете ли вы какой-нибудь информацией, идут ли на какие-то уступки владельцы площадок, которые к слову тоже в итоге теряют деньги?

Насколько мне известно, организаторам удается договориться о возврате предоплат и снижении стоимости арендной платы. Так как большинство действующих концертных площадок не являются частной собственностью. Несмотря на потерю прибыли, на мой взгляд, им удастся сохранить стабильность за счет бюджетных средств, на которые они зачастую финансируются

Несмотря на отмену мероприятий, некоторые площадки, например ARTиШОК, попробовали проводить спектакли при помощи прямой трансляции. Кроме того кинокомпания Universal намерена использовать потоковое видео для некоторых своих кинопремьер. Как вы считаете, может ли это быть приемлемым решением и в будущем способствовать появлению новых трендов в индустрии?

Затрагивая тему театров стоить отметить следующее: если государственные театры финансируются из бюджета, то частные независимые труппы в настоящий момент решают, за счет каких средств будут поддерживать своих сотрудников и выплачивать никем не отмененные кредиты.

Перенос мероприятий гарантированно приводит к значительным убыткам и даже ставит под вопрос их дальнейшую судьбу. Отсюда и вынужденные фантазии на тему альтернатив. Но, на мой взгляд, на нашем рынке в ближайшей перспективе это скорее эксперименты, чем гарантированный способ заработать. Все-таки театр требует живого присутствия зрителя в атмосфере. Да и зарубежный опыт подтверждает, что тиражирование в онлайне – побочный продукт, и он не сможет заменить сборы от живых выступлений.
В будущем все будут страховать риски и более глубоко задумываться о планах «Б», чем зачастую пренебрегали.
Как данный кризис, на ваш взгляд, будет способствовать развитию технологий в вашей индустрии?

Если говорить о рынке мероприятий в целом, здесь однозначно изменятся подходы к партнерству и ведению бизнеса. Все уже осознали ценность стабильных партнеров, а не экономии «в моменте». Ни у кого не остается сомнений, что в будущем все будут страховать риски и более глубоко задумываться о планах «Б», чем зачастую пренебрегали.

Кризис любого рода – это, во-первых, очищение рынка от изначально нежизнеспособных бизнес-моделей. Поэтому те, кто сможет проявить максимальную гибкость, изобретательность и проактивность в прогнозировании следующих шагов, смогут в результате вернуться с апгрейдом на опустевший рынок. А может, и занять новую нишу, о которой ранее не задумывались.

Если говорить про наш кейс, то только за последние пару дней мы раскрыли столько инсайтов оптимизации и улучшения работы, до которых в стабильном режиме можно было бы идти годами. И мы планируем максимально использовать ситуацию, обернувшуюся против нас, в свою пользу. Как минимум в технологической сфере. Поэтому положительные стороны и возможности сегодня однозначно имеются – главное, суметь их разглядеть среди негативного фона.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda