Бизнес

Центр притяжения богачей и мечтателей

Страна, ставшая таким центром, никогда не будет аутсайдером мировой экономики.
Фильм Дудя «Как устроена IT-столица мира» про Кремниевую не просто интересен. Он полезен, причем на государственном уровне. Страна не создаст копию Долины, но может хотя бы поменять правила игры: отечественная экономика способна сделать международный прорыв, если в ней созданы такие условия, когда богачи и мечтатели плечом к плечу работают над созданием выдающегося продукта. В этом собственно «секретный соус» Долины.

Вот несколько выводов, которые напрашиваются после фильма:

1
Такие Долины не стоит рассматривать в отрыве от общества в целом. Думать типа: «Собрались индивиды – живут в своем мире, ну и пусть». Их экономический эффект гораздо шире, если понимать, что активность Долины создает вокруг себя много сопутствующих товаров и услуг, что обеспечивает занятость и благосостояние уймы людей. Это похоже на пирамиду, на вершине которой находится IT-предприниматель, создающий-продающий свои стартапы, заодно кормящий нижестоящие уровни – менторов, консультантов, бухгалтеров, фитнес-тренеров, владельцев ресторанов, работников клининга и т.д. Так что если в нашей стране нет такой Долины, то нет и мультипликативного эффекта для экономики.

2
Долины не создаются госпрограммами или по указке акимов. Поэтому у нас все так плачевно с парками информационных технологий, бизнес-инкубаторами, технопарками, международными финансовыми центрами и прочими прожектами. Долины, как показывает лучшая практика, создаются предпринимателями и инвесторами – это другие требования, менталитет, энергетика. Кремниевая долина, в частности, была основана бизнесменом Хьюлеттом Паккардом. Отсюда вопрос – почему бизнес в Казахстане не созрел для таких вложений. Могу предположить, что ему не хватает веры в долгосрочную стабильность законодательства, уверенности, что его права и интересы будут защищены государством. Пока мы топчемся на одном месте, происходит не только утечка мозгов, но и капиталов. Ведь где генерация лучших стартапов (а она точно не у нас), там вращаются и большие деньги.

3
Мы отстали, может быть, даже безнадежно. Пока мы пытаемся развить у нового поколения мышление предпринимателя (или делаем вид, что пытаемся, коль в школах предпринимательство нередко преподают трудовики), то на развитых рынках каждый агент по продажам живет с мышлением инвестора. А здесь есть большая разница. Предприниматель зачастую не видит дальше своего бизнеса – ему бы свое хозяйство улучшить, не говоря уже о том, чтобы за чужим присматривать. Инвестор же всегда смотрит по сторонам – кто и как работает, у кого какие идеи, в кого стоит вложиться, а кто катастрофически ошибается. Один из спикеров точно подмечает в интервью Дудю разницу в менталитете: на постсоветском пространстве мы не даем обратную связь компаниям, а в Долине это в порядке вещей. Потому что они там привыкли анализировать, сравнивать, оценивать, а нам что – делать больше нечего, как чужие бизнесы считать?

4
В фильме прозвучала хорошая метафора: «Экономика должна быть как гроздь винограда, а не как арбуз». В первом случае – много плодов (малых бизнесов) обеспечивают устойчивость экономики. Если же экономика страны – это один сплошной арбуз, то стоит ему упасть, все разлетится вдребезги. Казахстанская экономика хоть внешне похожа на гроздь винограда, на самом деле, мы – арбуз. Вот почему все печально следим за падением цен на нефть? Потому что в нашей пирамиде на вершине сидит не IT-предприниматель, а нефтяной экспортер – он тащит в страну все доллары (соответственно, от него зависит курс тенге) и кормит по всей цепочке государство со всеми его финансовыми, гостиничными и прочими индустриями. Пока отечественные компании не станут зарабатывать на внешних рынках крепкую валюту, мы будем оставаться арбузом.

5
Все одержимы своими бизнес-идеями – включая водителей такси – и постоянно презентуют их. Такую атмосферу, насыщенную идеями, один из спикеров Дудя назвал «концентрацией контекста». Поэтому в Долине гораздо легче найти единомышленников, инвесторов, партнеров – там все ищут решения, которые бы эффективно ответили на потребности социума, причем не только сегодняшние, но и завтрашние. Так развивается «чуйка», о котором говорят предприниматели в интервью Дудю. У кого она развита лучше всего, тот создает продукт, популярный во всем мире. Если местное бизнес-сообщество не развивает «чуйку», увы, у него низкие шансы быть во главе мировых трендов.

6
У нас нет «чуйки», зато есть «чайка-менеджмент». Это, как отметил один из спикеров в фильме, когда руководитель подобен чайке: «прилетел - покричал - все обкакал – улетел». С таким архаичным подходом «я – начальник, ты – дурак» мы все дальше отстаем от Долины, где культивируется уважение к личности и его труду. Там дурным тоном считается обругать чужой продукт и работу другого человека. Наоборот – предпочитают создавать «магию человеческого общения». Так родилась Долина – «куча лиц с горящими глазами» – полная противоположность «чайке-менеджменту», способной породить лишь потухшие глаза.

7
Всеобщий карантин обозначил один важный сдвиг в мозгах – хаб, на самом деле, находится не в Сан-Франциско. Он – в твоей голове. Работы стартап-команд ведь не остановились из-за того, что программист из Белоруссии не смог прилететь в Долину. Спикер Дудя отметил, что ее границы в последнее время стали размываться, а вынужденная изоляция людей только ускорила этот процесс. Мы можем стать жителями этой глобальной деревни под названием «Кремниевая долина», даже не выезжая из Алматы, поскольку ее география измеряется масштабами наших способностей и амбиций.
P.S.

Подводя итог, обращусь к реплике одного из спикеров. Она точно определяет, почему невозможно повторение истории Долины в России или Казахстане, в общем, в стране со слаборазвитой рыночной средой: «Вот представьте, что вы – мальчишка, которому нравится возиться с конструктором. Вы берете набор «Юный техник», выходите во двор и садитесь за столик. А за ним уже сидят мужики и рубятся в домино – у них другие правила игры, они здоровее вас: то локтем вас толкнут, то паяльник отберут. И, пожалуй, правильный выбор – пойти со своим конструктором в другой двор, сесть за такой стол, где тебе создадут все условия для занятия любимым делом. И когда-нибудь ты создашь свое радио – будет музыка и для тех мужиков, что рубятся в домино». Красивая метафора, очень точная. Ее автор сказал еще важные слова: «Этот мальчишка знает, что времени у него немного – скоро стемнеет и мамка позовет домой. Он не хочет тратить свою жизнь на спор с мужиками, бороться за свое место за столиком. Ему надо успеть сделать что-то толковое, для чего он хорош».

Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda