Бизнес

Будущее – в шоколаде!

Кондитерская фабрика «Рахат» увеличивает долю на отечественном рынке, стремится расширить ее, став ближе к поколению Y и Z.
Председатель правления АО «Рахат» Константин Федорец ответил на вопросы «&»:
Константин, кажется, молодежи сегодня не хватает вовлеченности в производство реальной продукции. Всех затягивает цифровой мир. Вы, как представитель промышленности, чем мотивируете новое поколение, чтобы оно шло к вам работать?

Все очень просто – нужно взаимодействовать с молодежью. Вот вы говорите про цифровой мир: одно дело – развлекаться там, совсем другое – работать в нем. Там очень высокая конкуренция. Настоящих разработчиков, которые создают крутые вещи, можно пересчитать по пальцам. Остальные просто обслуживают их. Поэтому нужно просвещать ту молодежь, которая собирается найти себя в IT, что скоро роботы там заменят всех. В реальном секторе роботы не смогут до конца заменить человека: то же пищевое производство связано с персонификацией, очень много ручного управления, постоянно появляются новые материалы. Искусственный интеллект не сможет правильно разобраться с ингредиентами и их пропорциями, потому что разные консистенция или влажность того же какао, крупицы сахара или жесткости воды – здесь нужен технологический опыт, которого у роботов нет. Наша материнская компания Lotte пытается работать с искусственным интеллектом, успехи есть, но большинство проектов не дотягивает до желаемого результата.

Где возможно применение молодежи в вашем производстве?

Сразу скажу – не хватает технологов. Их большой дефицит в стране. Образовательные учреждения есть, но нет спроса у молодежи на эту специальность. Есть романтические увлечения IT, сервисными вещами. Прозрение может произойти позже, когда человек увидит, что рынок ищет других специалистов. Технологом может стать любой – достаточно начать учиться и прийти к нам на практику, мы откроем все перспективы этой профессии, дадим возможность поучиться за границей. Кроме технологов нужны инженеры-механики: на производствах много оборудования, оно капризничает, ломается. Элементарно – слесарей не хватает. Поэтому мы ценим специалистов, которые с «Рахатом» уже более 20 лет, они являются ценным источником знаний. Главное, чтобы было кому этот опыт передавать. Раньше все хотели быть юристами и финансистами, теперь их переизбыток на рынке. Сейчас все хотят быть IT-разработчиками, завтра опять столкнемся с дисбалансом спроса-предложения. А реальный сектор всегда запрашивает специалистов технического и технологического плана. Мы работаем в этом направлении с разными колледжами. Практически всех, кто у нас проходит практику, трудоустраиваем.
Есть международная студенческая организация Enactus, в Казахстане работает национальный офис. Фокус его внимания направлен на инновации. Как вы считаете, возможно ли здесь сотрудничество или все технологии и рецептуры приходят из материнской компании в Южной Корее?

Головная компания не имеет никакого отношения к технологиям, которые применяются в Казахстане. Это все внутренние ноу-хау, придумывается все здесь. Другое дело, что у нас продукты все достаточно традиционные. Если готовы прийти люди с инновационными продуктами, я, в первую очередь, имею в виду технологов, то – добро пожаловать! Нам как раз не хватает таких людей, готовых привнести новые идеи в кондитерские разработки.

Ребята из Enactus Kazakhstan, например, разработали мороженое из кумыса. Навскидку, как оцениваете такую идею?

Конечно, надо пробовать, экспериментировать. Здесь плюс в том, что кумыс ассоциируется с Казахстаном, это наш национальный продукт, любимый, экологичный. Другое дело, что нужно хорошо понимать экономику продукта. Обязательно нужно делать исследование рынка – будет сбыт или нет. Ведь кумыс – продукт дорогой, для мороженого нужно сухое кобылье молоко, а оно баснословно дорогое. Итоговый продукт будет очень нишевым. Я говорю элементарные вещи, потому что как производственник понимаю себестоимость. Возможно, такое мороженое – идеальный продукт для хипстерского кафе, в которое будут ходить ценители. Но поставить на массовый поток и продавать рядом с другими видами мороженого – довольно сложная задача. То есть, перед запуском любого продукта сначала нужно создать бизнес-кейс. Знаю, что есть бренд Samal с продуктами из кобыльего молока, рынок ими уже сформирован, там опытные предприниматели все хорошо просчитали.
Какие форматы сотрудничества «Рахата» с вузами считаете наиболее эффективными?

Мы в этом направлении работаем. Хотим работать со студентами по разработке молодежных продуктов. Они являются интересной для нас аудиторией, мы хотим развивать продукты для них совместно. Хотим провести межвузовский конкурс, пока не буду раскрывать детали. Хотим сделать бриф, чтобы молодежь Алматы поработала над разработкой нового продукта – его концепцией, дизайном, спросом рынка. Думаю, тем самым, раскроем творческий потенциал местной молодежи, может кто-то найдет себя потом в кондитерском деле.

Спасибо за интервью!
Справка

Enactus Kazakhstan проведет 7-8 ноября 2019 года в Алматы Фестиваль-выставку инновационных идей EnactusKazFest. Принять участие можно, зарегистрировавшись на сайте: www.enactuskazfest.kz.
То, что «Рахат» творчески подходит к своему производству, подтверждается новыми идеями. Компания запустила на прилавки новый продукт – плиточный шоколад с криспи-начинкой. Далее было принято решение о возобновлении выпуска пористого шоколада. В сентябре 2019 года «Рахат» презентовал обновленную линейку пористого шоколада «Almaty». Дизайн упаковки шоколада разработал известный художник-карикатурист Мурат Дильманов. Появились новинки мармелада от «Рахат». До конца года выйдет еще одна новая линейка шоколада.

«Первое полугодие 2019 года для «Рахат» стало активным периодом роста и трансформации. Благодаря запуску в этом году новой производственной линии в Шымкенте мы уже нарастили мощность выпуска продуктов на 2 400 тонн. «Рахат» остается лидером отрасли за счет усиления позиций существующих продуктовых линеек и выхода в новые сектора. Мы продолжаем следить за трендами и максимально оперативно реагировать на настроение потребителя», - рассказал Константин Федорец в среду, 2 октября, на пресс-конференции.
Основные показатели

Компания сохранила лидерские позиции по основным категориям кондитерской продукции, достигнув 24% доли общего рынка Казахстана в валовом выражении и продолжает расти (+0,25% к прошлому году в денежном выражении).

Общий доход компании за 8 месяцев вырос на 7,5 % по сравнению с 2018 годом, выручка составила - 38 482 млн. тенге.

Новые производственные линии

В апреле этого года совместно с акиматом города Шымкент был подписан меморандум о сотрудничестве, согласно которому акционеры АО «Рахат» инвестируют в развитие производственных мощностей порядка 5 миллиардов тенге.

Планируемый объем инвестиций направлен на реализацию ввода двух производственных линий. Первая линия проекта - по отливке мармелада уже запущена и введена в действие с лета этого года. Годовая производительность составляет 6,4 тысяч тонн. До конца 2020 года компания запустит вторую линию – по производству сахарного печенья. В результате реализации этого проекта производство кондитерской продукции «Рахат» вырастет на более чем 14 тысяч тонн в год, кроме того, открыты новые рабочие места.
Новые рынки

«Рахат» продолжает экспансию на зарубежные рынки. Рост экспорта в денежном выражении составил 9,9%. Лидирующие позиции в объемах экспорта занимает Россия. Активно развивается рынок Китая. В перечень стран партнеров вошел Ирак – первые отгрузки в эту страну уже произведены. Также представители Украины заинтересованы в продаже казахстанских сладостей на своем рынке.

Новые тренды отрасли

Говоря о трендах рынка кондитерских изделий, Константин Федорец отметил рост интереса потребителей к категории плиточного шоколада фабрики. За последние пять лет компания отметила увеличение доли этого рынка в два раза и продолжающийся рост в перспективе - только за последние полгода категория выросла на 7% к аналогичному периоду прошлого года. Прирост продаж данного продукта в линейке «Рахат» составил 20% в тоннаже и 29% в денежном выражении.

Социальный вклад

С января 2019 года компания «Рахат» заключила договор о закупе электроэнергии у Талгарской гидроэлектростанции, и на данный момент является крупнейшим потребителем «зеленой» энергии у ГЭС. За семь месяцев текущего года фабрика закупила более 6 млн. Квт. электроэнергии на сумму 95,6 млн. тенге. На данный момент предприятие в Алматы на 30% переведено на возобновляемый источник энергии.

Фабрика остается одним из крупнейших работодателей в Казахстане. На данный момент в АО «Рахат» насчитывается более 4200 сотрудников. Кроме того, открываются новые рабочие места. Так, к запуску производства новогодних подарков объемом в 1 миллион 602 тысячи штук привлечено 90 новых сотрудников.
Справка

Алма-Атинская кондитерская фабрика была создана в 1942 году. В 1992 году предприятие преобразовали в Акционерное общество «Рахат». В 2013 году южнокорейская LOTTE Confectionery приобрела основной пакет акций АО «Рахат». LOTTE Confectionery является дочерней компанией 5-го крупнейшего по величине конгломерата Южной Кореи – группы LOTTE, и является ведущей кондитерской компанией в Южной Корее со штаб-квартирой в г. Сеул. На сегодняшний день доля акций АО «Рахат», принадлежащих LOTTE Confectionery, составляет 95,57%.

Кондитерская фабрика является лидером рынка с четко налаженной дистрибьюторской сетью, и производит более 400 наименований высококачественных кондитерских изделий. В ассортимент компании входят шоколадные и желейные конфеты, карамель, ирис, шоколадные плитки, печенье, вафли, зефир, драже и пр. Некоторые из них не имеют аналогов на рынке Казахстана.

Продукция компании представлена в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, России, Монголии, Армении, Азербайджане, Китае и других странах.
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda