Социум

Бренды приглашаются на сцену

Студенты актерско-режиссерского курса театра «ARTиШОК», находясь на карантине в разных городах страны, в течение этого «карантинного» семестра изучали новый предмет – театральный менеджмент.
К концу мая уже можно будет подвести первые итоги онлайн-обучения. Пока же студентка Карина Волкова обобщила самые креативные и актуальные идеи, которые были придуманы на курсе по теме: «А как театр может сотрудничать с коммерческими брендами?». Реализация таких идей может стать лучшим подарком для театра «ARTиШОК», который уже этой осенью отметит свой 20-й юбилейный сезон.
Обучение на актерско-режиссерском курсе, наверное, один из самых ярких периодов моей жизни. Впервые в ней появилось то, чего никогда не было – rond de jambe par terre, кульбиты с колесами, вокал, история мирового театра, основы режиссуры и много другое. Это огромная база, которая развивает и твою физику, и интеллект. Но помимо основных предметов у нас в новом семестре появился такой предмет, как «театральный менеджмент», который в связи с карантином у нас стал преподаваться онлайн.

Что это? Зачем и почему так сразу, когда мы только-только разбираемся в основах театра. Но ответ пришел быстро. Именно менеджмент дает знания, необходимые для твоей работы в контексте окружающей тебя профессиональной среды, и информацию об индустрии (и что делать, когда такой индустрии нет). С первых дней в театре мы должны понимать и разбираться в таких понятиях, как - партнеры, коллеги, спонсоры, фонды, мененаты, донаты, описание проектов, сметы, развитие аудитории, кросс- промо… И внутри этого мира - непосредственно наш театр, со своей историей и ценностями, со своей миссией и видением.

Ты начинаешь понимать финансовые условия, в которых действует театр, где искать спонсора, как предлагать идею, как сделать так, чтобы о спектакле узнавали люди, которые завтра будут покупать билет на твои спектакли.

Ты впервые узнаешь вещи, не обратив внимание на которые, твой самый гениальный спектакль может потерпеть крах, если зрителям в театральном буфете налили кофе в грязные кружки, или в туалете не работал бачок.

Вот какими мыслями мы делились друг с другом после занятий в нашем общем чате:
Камилла Рашид:
В независимом театре недостаточно быть хорошей актрисой или подающим большие надежды режиссером. Нужно уметь быть универсальным.
Айганым Рамазан:
Менеджмент учит нас договариваться с людьми и компаниями, видеть и находить общие ценности. Знать, что на развитие театра можно влиять вместе с хорошими партнерами.
Тимур Бисенбаев:
Актер, он же менеджер, должен правильно уметь представить и себя, и театр, в котором он работает. Не быть «снизу», а уметь находить середину, быть дипломатом, переговорщиком.
Инжу Сыдыкова:
Рано или поздно мы будем работать над своими проектами, и нам нужно знать о том, как их можно реализовать, как найти бюджет, как привлечь зрителя.
Наше первое занятие было посвящено тому, как создавался театр, какие этапы он прошел за 20 лет именно в отношении менеджмента, PR и коммуникаций. Благодаря этим базовым знаниям, которые нам, как на флешке, загрузили в голову, основываясь на этот опыт, сначала мы могли попробовать прописать миссию театра. Нужно было ответить на вопросы: что это, для кого, почему и где? Кажется, это самые простые вопросы на свете, но поверьте, чтобы на них ответить точно, мы все еще переписываем наши домашние задания.

Самым интересным был этап, когда мы в качества задачи должны были найти на рынке компании, которые потенциально могут быть партнерами театра, придумать идею и предложить кросс-промо.

Я спросила у однокурсников, на какие факторы они обращали внимание при выборе потенциальных партнеров (которые в свою очередь и вовсе не догадываются, что театр положил на них глаз).
Евгений Игнатов:
Взаимная польза. Взаимное желание. Взаимный контакт. И все - взаимно. По крайней мере, в идеале.
Нургали Барлыбаев:
Положительный имидж партнера на рынке и в глазах целевой аудитории, корреляция с ценностями нашего театра - свобода мысли, отсутствие предрассудков и стереотипного мышления. Это современные, открытые и уважающие себя и свою аудиторию партнеры (бренды). В идеале у нас должна быть одна целевая аудитория - это люди интересующиеся искусством, театром, но удивительно, что очень часто это не основной пункт.
Евгений Игнатов:
Вопрос, кажется, в другом: что должно быть во мне такого, чтобы партнер захотел работать со мной?Если я хочу, то тогда - действую, влияю, убеждаю, привлекаю, даже влюбляю в себя. Все инструменты хороши.
Каково это - придумывать кросс-промо впервые? Во-первых, нужно сформулировать идею, что театр и бренд могут предложить друг другу. Во-вторых, начинаешь анализировать, исследовать рынок. Где-то пересматривая знакомые сайты, но уже с новой внутренней задачей, где-то больше интуитивно сканируя ленту соцсетей.

В голове сейчас главный вопрос: что сказать потенциальному партнеру, чтобы ты стал ему интересен? Еще однозначно это про азарт, потому что твоя идея завтра может перерасти в реальное сотрудничество театра. Крутой трамплин для каждого из нас. Я все время держу в голове фразу, сказанную нам на самой первой паре по менеджменту: «Нужно всегда думать, что конкретно я могу сделать для места, в котором нахожусь».

Самым интересным стало наличие пересечений в наших коммерческих предложениях. Мы одновременно, не сговариваясь, обратили внимание на несколько компаний и направлений. Приятно осознавать, что мы, как команда, смотрим в одну сторону.

Трое наших студентов - Инжу Сыдыкова, Маша Гольм и Нургали Барлыбаев выбрали кондитерскую фабрику «Рахат». Импульсом для этой идеи у Инжу - послужил аромат какао, который ты всегда можешь почувствовать, когда идешь в ARTиШОК. А Нургали обратил внимание, что компания недавно стала менять имидж, когда выпустила серию шоколада с иллюстрациями Марата Дильманова.
Нургали Барлыбаев:
В ассортименте кондитерской фабрики «Рахат» есть зефир, который, честно говоря, не имеет какой-то имиджевой идеи. Ну, зефир и зефир, его купят в любой обертке – так скорее всего думают на фабрике. А в репертуаре театра ARTиШОК есть спектакль «Зефирный Жора» по повести Тони Шипулиной, нашего алматинского автора. Тоня еще и потрясающий иллюстратор. Я сразу представил, как могут подружиться эти два продукта – кондитерский и театральный – авторская обложка на упаковке – это очень привлекательно и еще это приглашение на детский спектакль.
Маша Гольм:
Я интуитивно стала изучать сайт кондитерской фабрики и неожиданно обнаружила там информацию, что у компании есть свой фонд «Рахат Демеу», нацеленный на реализацию программ в сфере культуры и искусства для детей – вот это бинго! И я придумала предложить им театральные каникулы для школьников, в рамках которых ребята погружаются в театр: знакомятся с ним, узнают, из чего он состоит, из каких цехов (кстати, как цеха на фабрике) и профессий, получают интерактивный актерский мастер-класс. Мне кажется, моя идея отлично дружит с идеей Нургали. И еще - книга Тони Шипулиной не была опубликована в Казахстане, только в России, ее не достать в книжных магазинах, потому что весь тираж раскуплен. И поддержать издательство книги с иллюстрациями автора – вот это вообще крутая идея!
Несколько студентов, в том числе и я, в роли потенциальных партеров выбрали «Яндекс». Уверена, что сотрудничество с этой компанией даст большой охват с новой аудиторией.
Камилла Рашид:
Такси? Яндекс! Музыка? Яндекс! Доставка? Яндекс! Ужинайте вместе с нашими театральным трансляциями, приезжайте к нам в театр на такси.
Евгений Игнатов:
Купил билет на постановку, получи промо-код, чтобы со скидкой приехать в театр. И вот слоган: "Мы хотим, чтобы вы успели на спектакль!
Еще Инжу Сыдыкова и Евгений Игнатов придумали варианты сотрудничества с магазинами. Выбор Жени пал на строительную и ремонтную сферу, а Инжу – художественный магазин.
Евгений Игнатов:
Идея, касательно строительного магазина – это может быть «Комфорт», «OBI», «Леруа мерлен». Вы не представляете, сколько всего мы делаем в театре своими руками и как порой оригинально используем тот или иной материал! Строймагазин предоставляет нам то, что необходимо для создания декораций, а мы придумываем, рассказываем и показываем через соцсети, как все это воплощается - от эскиза художника до реальной сценографии.
Идея Инжу для хобби-гипермаркета «Леонардо» способна занять зрителя в фойе перед спектаклем. Или даже стать цельным перфомансом.
Инжу Сыдыкова:
Предложение заключается в том, что в фойе театра устанавливается арт-объект: картонная или гипсовая скульптура/ макет/ фигура персонажа, связанные с каким-то спектаклем из репертуара театра. Зрителям предлагается раскрасить или преобразить эту фигуру, используя художественные материалы. А еще художник театра ARTиШОК Антон Болкунов – это самый настоящий бренд-амбассадор для такого магазина. Он очень неожиданно умеет работать с самыми разными художественными материалами, так что это всегда отдельное представление. Таким образом, мы предлагаем сотрудничество с театром через конкретную личность.
Мне и Айгерим Ергалиевой пришла идея развития фирменного мерча через коллаборации. У меня как-то произошла очень теплая история. Я шла по Арбату в артишоковской шапке и услышала, как кто-то кричит вслед: «ARTиШОК! ARTиШО-О-О-К!». Обернулась и увидела мальчика, показывающего на свою шапку, которая тоже артишоковская. Улыбнулись друг другу, и настроение резко повысилось. Поэтому для меня важно, когда у театра есть своя фирменная одежда и сувениры. И это важно для зрителя.

Я заинтересовалась брендом «Qazaq Republic», потому что мне импонирует то, как они себя позиционируют: смотрят в будущее и привлекают яркую мыслящую молодежь – нашу общую целевую аудиторию. Вижу возможность комбинирования логотипов бренда и театра и возможность печати ярких запоминающихся цитат из наших спектаклей.
Айгерим Ергалиева:
Я предложила сотрудничество театра ARTиШОК с интернет-магазином Lamoda.kz - это участие актеров в промо какого-нибудь нового экспериментального бренда, который сейчас заходит на рынок и ищет таких же безумных как мы. Артисты всегда знают, как оригинально подать любую одежду, вывести ее на первый план, обыграть – это может быть такой отдельный спектакль на фото. Часто вижу, как фотограф «мучает» модель, чтобы сделать интересный кадр, а здесь, я просто уверенна, будет крутая, умная саморежиссура.
Салим Балгазин и Камилла Рашид предложили идеи, которые затрагивают развитие городов – Алматы и Нур-Султана.
Салим Балгазин:
Есть два агентства Vizit Almaty и Almaty City Tour, чьих туристов мы практически каждый день видим в парке 20-панфиловцев, где находится наша Большая сцена. У них есть привычный маршрут: собор-музей инструментов-вечный огонь. В театре они чаще всего оказываются совершенно случайно, когда из любопытства заглядывают к нам – и всегда просят провести экскурсию и всегда хотят купить сувениры. Все это нужно поставить на поток и сделать организованное сотрудничество с тур-компаниями.
Камилла Рашид:
Я сама приехала учиться в ARTиШОК из столицы и знаю, какой там культурный голод. В рамках моей прежней работы я сталкивалась с ребятами из Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub. Не все айтишники умеют правильно презентовать свои проекты и программы. Кроме того, сами сотрудники постоянно повышают свои профессиональные навыки. В их число также входит публичное выступление, налаживание связей и убедительные речи перед подписанием договоров. Стоит также отметить, что для Astana Hub ценны истории успеха. Они их собирают и продвигают на разных публичных площадках. Почему бы это не сделать живее и интереснее, подключив сюда самый популярный театр Казахстана?
Интересно, во что перерастут наши идеи, и как мы будем их совершенствовать. Интересно продолжать отслеживать рынок и всегда держать в голове вопрос: с кем может сотрудничать театр.

Но что уже можно сказать точно: тот опыт и те знания, которые мы получаем в рамках предмета театральных менеджмент, – огромный запас топлива для наших дальнейших проектов и реализации в целом.

Карина Волкова
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda