Какие примеры сильных брендов семейного бизнеса вы могли бы привести. На ваш взгляд, что их выделяет на фоне других?
Здесь можно выделить как относительно молодые компании, так и те, которые на рынке уже много лет. Если говорить про новые бренды, то среди них выделяется семейный бизнес Happy Cake Асхата и Сауле Солтановых. Они создали хорошую франшизу, благодаря чему хорошо развиваются не только в Казахстане, но и за рубежом. Выпечка – очень хорошо ложится в канву семейных ценностей, поэтому это можно использовать в своих коммуникациях. Сам Асхат всегда хорошо отзывается о своей жене, о важности женщины в семье, о том, что она не только хранительница очага, но и сильный бизнес-партнер.
Второй пример, семья Апенко. Это вообще интересный случай третьего поколения одной семьи, принимающей участие в развитии легкой промышленности в нашей стране. Сначала бабушка, потом отец, а теперь и дочь в лице Инны Апенко производят достойный продукт. В портфеле Инны уже есть состоявшийся бренд детской одежды Mimioriki. Помимо этого сейчас она занимается развитием нового. Называется он Global nomads и еще больше рассчитан на семейные ценности.
Еще один пример Даурен Макенов и Айгерим Нургалиева – семейная пара, которая, в начале своего пути приобрела британскую франшизу салонов красоты Toni&Guy и на протяжении семи лет успешно работали по ней в Нур-Султане, пока не решили создать свой собственный бренд. Теперь они владельцы собственной Академии красоты и управляющей компании ADEMI Partners, куда входит несколько их брендов. Кроме того, уже имея свой бизнес, супруги запустили сервис для коммуникаций и маркетинга Flowsell.me который возвращает "спящих" клиентов. Клиенты сервиса – компании из России, Белоруссии, Израиля, Украины, Грузии и др. То есть ребята создали сервис, который в первую очередь решил "боль" их бизнеса, а затем масштабировали его на другие страны.
Асель, ваше агентство помогает ЕБРР в реализации обучающего проекта для предпринимателей – ReStart 2.0. Один из недавних блоков обучения, в котором вы сами принимали участие в качестве спикера «Женщины в управлении семейным бизнесом». Расскажите, подробнее о данной инициативе.
На самом деле ЕБРР проводит очень много различных мероприятий по развитию МСБ в Казахстане, да и в целом в Центральной Азии. Но именно блок «Женщины и семейный бизнес» хочется отметить отдельно. Он развивается командой банка очень давно и показывает серьезные результаты по развитию женского предпринимательства в нашем регионе.
В этом году ЕБРР решил развивать данное направление уже в разрезе семейного бизнеса. Связано это с тем, что семейному бизнесу до этого на институциональном уровне уделялась недостаточно внимания. Кроме того именно здесь в предпринимательской среде вскрывается много вопросов психологического характера.
Практика показывает, что очень сложно работать с супругами, детьми и другими родственниками. Опять же вопрос наследования, юридического разделения прибыли, спорных ситуаций, если супруги разводятся или наоборот появляется новый член семьи – все это требует разъяснений. В Казахстане есть Ассоциация семейного бизнеса, тем не менее, системно этим пока никто не занимался. Таким основательным подходом проект ЕБРР и отличается. Участники открыто говорят об эмоциональном выгорании; о том, как не вступать в ссоры с супругами и переключаться с рабочей волны на домашнюю атмосферу; что делать, если дети не хотят наследовать компанию, а бизнес процветающий и работающий.
Также это хорошая возможность пообщаться с другими представителями семейных брендов. Мы провели очень много интервью с различными компаниями и у всех своя история, каждый из них начинал по-разному. Есть небольшие компании, которые работают только в своем регионе, и уже весомые бренды, работающие по всему Казахстану. Однако, как оказалось, проблемы у всех одинаковое.
Поэтому я надеюсь, что данный проект ЕБРР будет хорошим толчком к новому развитию отечественного семейного бизнеса.
Какие ошибки часто допускают казахстанские предприниматели в вопросе брендинга? Что бы вы им посоветовали?
Если мы говорим про начинающих предпринимателей, то я всегда подчеркиваю, что любой маркетинг и маркетинговый процесс состоит из 7P. Это people, product, price, place, process, promotion, physical environment. То есть сам по себе брендинг – лишь малая часть успеха, на которую все почему-то списывают. Говорят: вот мы сделаем классный пиар, классную рекламу и у нас все будет. Нет, так не получится, здесь важна совокупность различных факторов и составляющих. Например, дешево не означает плохо. Если вы позиционируете себя как продукт в экономичном сегменте и у вас цена ниже, чем у конкурентов, это не значит, что вы можете себе позволить более низкое качество. В противном случае брендинг вам никак не поможет.
Поэтому еще раз повторюсь, что маркетинг – это симбиоз нескольких компонентов. Не стоит отдавать все на откуп продвижения и брендинга!
Авторы: Екатерина Корабаева, Газиза Абжанова