Социум

Адаптация через творчество

Казахстанское бизнес-сообщество призывают поддержать создание нового центра творческой социализации детей с особыми педагогическими потребностями.
С 2011 года началось обсуждение и постепенное внедрение в систему образования Казахстана инклюзивной формы сопровождения инвалидов, детей с ограниченными возможностями и особыми педагогическими потребностями (ОПП).

На данный момент официальная система образования не может предложить таким детям сопровождение в полном объеме, также не разработана единая система по работе с таким детьми.

Как правило, в обычной школе дети с ОПП сталкиваются с массой проблем. Прежде всего, это непринятие такого ребенка со стороны родителей учеников, тогда как ученики готовы поддерживать общение с одноклассниками с ОПП.

В других ситуациях педагоги не готовы быстро перестроиться на новые формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, на подготовку индивидуальных планов обучения детей. По допустимым нормам в классе может быть не более двух учеников с особыми образовательными потребностями.

Не все учителя могут проводить уроки в одном классе по двум программам – всем детям и детям с ОПП. Так же присутствуют проблемы со стороны родителей, которые считают, что их ребенку с ОПП не уделяется должного внимания со стороны педагогов.

Основная причина этого – отсутствие понимания и необходимых знаний, культуры инклюзивной толерантности и готовности оказывать поддержку детям и инвалидам.

Другая причина – равнодушие со стороны родителей, граничащее с пренебрежением к проблемам чужого ребенка, отсутствие стремления своим примером вдохновлять собственных детей помогать детям с ОПП.
Несмотря на наличие большого количества публикаций, нововведений, законопроектов, постановлений правительства и Министерства образования и науки Казахстана по инклюзивному образованию, у людей нет единого представления, что собой представляет инклюзивное общество, в котором должно присутствовать стремление каждого человека помочь детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями, с ОПП почувствовать себя полезными и нужными.

Так же идет подмена таких понятий, как "инклюзия", "интеграция", "коррекционное и специальное образование", "обучение инвалидов", которые воспринимают как синонимы, а не отдельные самостоятельные термины и понятия.

Отсутствуют механизмы передачи и принятия "особого" ребенка из "рук в руки" при переходе из дошкольного в школьное образование. И далее – комфортного для ребенка перехода из школы в профессиональную среду.

Особые образовательные потребности – это потребности обучающегося в психолого-педагогической и социальной помощи, без которой затруднено или невозможно получение образования соответствующего уровня.

Ученики с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования.

В данный момент нет возможности интегрировать в общество и социализировать "особого" ребенка, способствовать и поддерживать раскрытие творческого ресурса его личности.

В Казахстане в 2020 году выявлено более 161 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. Из них – дошкольного возраста 54 502 ребенка (на сентябрь 2020 года). В Алматы общее количество детей с особыми образовательными потребностями от 0 до 18 лет составляет 499 489 (на май 2020 года). В 2019-2020 учебном году в 86 вузах РК обучались 1 233 студента с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями являются полноправными гражданами. Создание современного инклюзивного общества – признак развитого и гуманного государства с высокой социальной ответственностью.

Государственная политика Казахстана направлена на обеспечение прав всех граждан, на качественное образование вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса. Инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования страны и является ведущей тенденцией современного этапа развития общества.

Право на доступность качественного образования гарантировано законодательством Республики Казахстан всем гражданам, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей.
Шолпан Сыздыкова,
секретарь Национальной комиссии по семейно-демографической политике при Президенте Казахстана
Одним из главных направлений является ранее выявление признаков нарушенного развития ребенка.
С 2010 года в Казахстане активно внедрен и успешно функционирует неонатальный скрининг. Он направлен на ранее выявление наследственных болезней обмена, своевременное назначение лечения для предупреждения развития тяжелых клинических проявлений заболеваний, ведущих к ранней инвалидизации, младенческой и детской смертности. На данный момент в скрининг включены массовое обследование новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Однако ситуация такова, что все больше детей появляется с наследственными болезнями обмена, диагностика которых возможна и необходима.
Корлан Садуакасова,
врач, детский психиатр, профессор кафедры клинических дисциплин КазНУ им. аль Фараби
В рамках Дорожной карты по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан на 2021 – 2023 годы предлагается создание межведомственного взаимодействия на всех этапах жизни ребенка с ограниченными возможностями.

Предполагается ряд мероприятий, в том числе:
- внедрение выборочного скрининга новорожденных на наследственные болезни обмена веществ (создание центра орфанных (редких) заболеваний);
- ранняя диагностика и реабилитация ребенка группы риска по развитию глухоты/тугоухости (создание Трекинг-центра);
- скрининг психофизического развития;
- офтальмологический скрининг (ретинопатия новорожденных);
- раннее вмешательство, определение образовательной потребности ребенка, (реабилитационные центры, специальные группы в детских садах, кабинеты психолого-педагогической коррекции, ресурсные классы);
- участие социального педагога и социального работника с учетом знаний особых потребностей и уязвимого положения детей с особыми потребностями на протяжении всей жизни.
Инклюзивное образование – адаптация образовательной среды к каждому ребенку, а не ребенка к образовательной среде. Конечным результатом социализации в условиях инклюзивной культуры в обществе должна стать адаптация ребенка к социуму, формирование его самостоятельной творческой жизнедеятельности. С сохранением его индивидуальных предпочтений, стремлений, потенциальных возможностей и способностей. У нас есть хороший опыт практической модели социализации, через творчество. Это детский инклюзивный фестиваль "Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи". Мы хотим внедрить эту модель по Казахстану и создать новый центр творческой социализации детей Adaptation с филиалами по Казахстану. Мы ищем инвесторов и надеемся на помощь государства
Эльмира Алиева,
исполнительный директор Института семьи Казахстана и Центральной Азии, организатор детского инклюзивного фестиваля "Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи", психолог
В центре будут созданы условия для реализации потенциала и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. С детьми будут работать профессиональные специалисты в течение всего года.
С 2016 года мы поддерживаем фестиваль «Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи», который стал площадкой, где каждый ребенок реализует таланты и осознает себя личностью, важной для общества. Это направление соответствует нашей миссии: Служить обществу, обеспечивая безопасность. Социальная ответственность – добровольный вклад в поддержку детей. Здоровое общество должно помогать тем, у кого меньше возможностей и физических, и материальных.

Все мы любим своих детей, желаем им самого лучшего и хотим, чтобы у них было счастливое детство. Любой из нас может столкнуться с ситуацией появления такого ребенка в семье. И это очень непросто – самостоятельно справиться с задачей воспитания и развития. Этим детям особенно трудно выжить и преуспеть.

Без нашей помощи таким семьям тяжело. Нам важно чтобы дети были готовы к полноценной жизни, были уверены и могли за себя постоять.

Идея создания консультационно-развивающего центра Adaptation Институтом семьи РК и Центральной Азии по всему Казахстану для поддержки и творческого развития детей с особыми потребностями нашла отклик в нашей компании и надеюсь, будет поддержана бизнес-сообществом и государством. Любой бизнес ведется в социальной среде, поэтому игнорировать интересы общества невозможно, особенно интересы детей.

Давайте объединимся и финансово поддержим неравнодушных людей, которые готовы организовывать центры для физического и духовного оздоровления детей.
Юрий Фомин,
председатель Совета директоров АО «Специализированное охранное подразделение "Күзет"
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda