Несмотря на наличие большого количества публикаций, нововведений, законопроектов, постановлений правительства и Министерства образования и науки Казахстана по инклюзивному образованию, у людей нет единого представления, что собой представляет инклюзивное общество, в котором должно присутствовать стремление каждого человека помочь детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями, с ОПП почувствовать себя полезными и нужными.
Так же идет подмена таких понятий, как "инклюзия", "интеграция", "коррекционное и специальное образование", "обучение инвалидов", которые воспринимают как синонимы, а не отдельные самостоятельные термины и понятия.
Отсутствуют механизмы передачи и принятия "особого" ребенка из "рук в руки" при переходе из дошкольного в школьное образование. И далее – комфортного для ребенка перехода из школы в профессиональную среду.
Особые образовательные потребности – это потребности обучающегося в психолого-педагогической и социальной помощи, без которой затруднено или невозможно получение образования соответствующего уровня.
Ученики с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования.
В данный момент нет возможности интегрировать в общество и социализировать "особого" ребенка, способствовать и поддерживать раскрытие творческого ресурса его личности.
В Казахстане в 2020 году выявлено более 161 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. Из них – дошкольного возраста 54 502 ребенка (на сентябрь 2020 года). В Алматы общее количество детей с особыми образовательными потребностями от 0 до 18 лет составляет 499 489 (на май 2020 года). В 2019-2020 учебном году в 86 вузах РК обучались 1 233 студента с особыми образовательными потребностями.