Хорошо, если это междисциплинарные проекты. Еще лучше, если они относятся к той сфере, которая увлекает вашего ребенка.
Школа – идеальное место для занятия проектами. Там можно создавать команды, в которых дети могут сами выбирать свои роли, исходя из желаний и способностей. От учителей нужно совсем немного. Чуть-чуть фантазии и много желания создавать ценность для учеников. Допустим, как можно узнать о культурах других народов? Шестиклассники одной из школ США используют для этого еду. Они создали кулинарные книги с рецептами и историями из своих стран происхождения. А потом, в ночь выставки, они приготовили для всех, и это было действительно очень вкусно.
О таком, самом простом интерактиве рассказывает Триш Миллинес Дзико, активный лидер, который входит в советы директоров нескольких организаций, занимающихся детьми и образованием. Его примеру вроде несложно последовать, но в казахстанских школах, скорее всего, найдут кучу объяснений, чтобы этого не делать: нужно строго соответствовать министерским стандартам, есть куча отчетов – учителям не до творчества, сначала повысьте зарплату и т.д.
Возможно, частные школы куда гибче в вопросах творчества. В любом случае, нашей образовательной системе стоит взять на заметку, в каком направлении развиваются их коллеги за рубежом. Ведь отставание уже невозможно игнорировать. По словам Триша, ученики пятого класса начальной школы Бозе в Такоме проводят весь учебный год, планируя колонизацию планеты Альфа Центавра, чтобы сохранить будущие поколения. 10-летние дети решают, как будут управлять космическим кораблем, что необходимо иметь на борту, какие роли необходимы для создания функционирующего сообщества.
Все это подводит нас к главной мысли Триша: современное преподавание должно строиться на междисциплинарном обучении, основанном на проектах. «Это один из самых справедливых способов обучения, — говорит он. — Такой подход позволяет учителям понимать, как учится каждый ученик, использовать несколько способов оценки своих знаний, а затем вносить коррективы в учебный процесс на основе результатов».
Кстати, проект по переселению людей на другую планету – это не просто способ развития воображения у детей. Они думают о логистике, о предоставлении равных прав всем переселенцам, о сохранении для них высокого качества жизни и т.д. По сути, так воспитываются ответственные лидеры. Параллельно в школу приходят инженеры, которые рассказывают о технических характеристиках проекта. Дети посещают Музей полетов, сидят в настоящих космических кораблях и изучают, как они работают. «Привнесение этого аутентичного контекста в процесс обучения помогает учащимся сохранять знания и генерировать новые идеи», — объясняет Триш.
И вот, после многих недель работы над своими проектами, ученики, наконец, готовы к большому дню — выставке знаний. Именно сюда приходят сотни людей из сообщества, самыми важными членами которого являются родители и семьи, чтобы посмотреть, как их дети представляют свои работы. «Учителя сияют от гордости, когда осознают, как далеко продвинулся каждый ученик в своем учебном путешествии. Родители довольны глубиной знаний и практических навыков своих сыновей и дочерей. Они в свою очередь чувствуют себя состоявшимися и более уверенными в себе», — говорит Триш.
В качестве резюме: детям (неважно, идет ли речь о детском саде, школе или университете) во всех отношениях полезно заниматься проектной деятельностью. Особенно той, что готовит их к будущим глобальным изменениям. Если наши школы пока не готовы вовлекать учеников в разработку и реализацию интересных проектов, то подумайте над тем, что вы, как родитель, можете предложить своим детям. Каким проектом, желательно междисциплинарным, ваш ребенок с удовольствием займется?
Всегда ваш, &