Живая практика

«Ряд девелоперов недоумевали — зачем мы внедряем инновации»

Исполнительный директор Eurasia RED Дмитрий Ревин — о секретах создания народного молла, партнерских отношениях с арендаторами и о том, почему в бизнесе нельзя ждать только вдохновения.
Там, где сейчас стоит первый самый большой молл страны — «Апорт» на Раимбека в Алматы, 10 лет назад рос камыш, крякали утки, а динамичным развитием и не пахло. Сейчас в радиусе полутора километров от «Апорта» строится свыше миллиона квадратных метров жилья. А сам молл реализует уже третью очередь расширения, добавляя дополнительные 55 тысяч квадратных метров к моллу.
Дмитрий Ревин
Исполнительный директор Eurasia RED
Любовь и уточки
В «Апорте» сейчас трудятся 3,5 тыс. человек, после открытия третьей очереди их численность возрастет еще на 1,5 тыс.

Главная причина расширения — любовь гостей молла «Апорт». Нам отрадно, что алматинцы и жители области называют молл «Апорт» «наш молл». Причем признание пришло органически, без каких-либо пиар-кампаний, людей не обманешь. Оглядываясь назад, иногда самому сложно поверить, что наша команда в течение 10 лет добилась таких результатов, пережив несколько кризисов и девальваций за это время, но дорогу осилит идущий.

Строительство третьей очереди мы начали весной 2017 года при поддержке родного «Халык банка». Связано это было с тем, что изначально построенных 2000 бесплатных парковочных мест стало не хватать, и в рамках двух очередей молла «Апорт», открытых в 2009 и 2012 годах, не осталось свободного места для новых торговых и развлекательных форматов, которые мы привели на рынок для наших любимых гостей. После очередного расширения парковка «Апорта» увеличится вдвое, а сам молл — в полтора раза.

Концепция молла «Апорт» — предоставлять лучшее качество с отличными ощущениями, при этом за меньшую цену для наших гостей. Данная концепция доказала свою результативность, так как количество гостей выросло в три раза за последние 8 лет и составляет сейчас свыше 10 млн в год. А сам молл «Апорт» признавался несколько лет подряд лучшим проектом торговой недвижимости в Казахстане по версии International Property Awards совместно с Bloomberg Television.

Ниже я более подробно расскажу, как нам удалось добиться этих результатов.
Just the Business
Вы когда-нибудь задумывались, сколько времени требуется для привлечения иностранного торгового или развлекательного оператора в Казахстан? Месяц? Полгода? Год?

В течение года в новой очереди «Апорта» мы заведем еще пять брендов, которые не представлены на рынке Казахстана. За таким результатом стоят от 1,5 до 3 лет работы нашей команды напрямую с владельцами брендов.

Благодаря такой кропотливой системной работе товары и услуги нашим покупателям обходятся на 15-20% дешевле. Можно было, конечно, пойти по более простому пути и воспользоваться услугами франчайзи, что в два раза быстрее, но тогда розничные цены были бы существенно выше. А это невыгодно нашим гостям.

В Казахстане, в частности в Алматы, за 10 лет работы мы открыли первые форматы свыше 50 полюбившихся нашим гостям брендов. Среди них Hawaii, LC Waikiki, Koton, «Детский мир», Funky Town, Terranova, O'STIN, Kari, Flo, Sman, De Facto, Kari kids, «Твое», Glasman, Mini So и т. д.

Отмечу, что в молле «Апорт» был открыт первый международный магазин De Facto. До этого он был представлен сетью в несколько сотен магазинов в Турции, сейчас у этого бренда уже свыше 100 международных магазинов.

Кстати, у нас часто спрашивают, почему еще в 2009 году мы сделали фокус на российских и турецких брендах. Это сделано для того, чтобы максимально снизить волатильность розничных цен для наших гостей из-за возможных экономических потрясений.

Развивая эту тему после девальвации тенге, мы наблюдали снижение покупательной способности и товарооборота для европейских и американских форматов, тогда как в таких магазинах молла «Апорт», как Kari, «Детский мир», De Facto, LC Waikiki, «Твое», Koton, Flo, Kari kids и т. д., был значительный рост товарооборота. Все потому, что цены у них существенно не изменились после девальвации. А по каким-то товарам владельцы брендов сделали их даже ниже, чем до девальвации.

Молл «Апорт» работает и с казахстанскими брендами. Сегодня у нас уже представлены шесть казахстанских брендов (Glassman, Sabyrzhan Airyn, Altyn Adam, Sman и т. д.). Плюс на очереди еще несколько операторов, которые будут размещены в третьей очереди «Апорта». Нам хотелось бы разместить больше отечественных брендов, но по-настоящему качественных и надежных среди них пока немного.

Три года назад была идея открыть галерею казахстанских дизайнеров в молле «Апорт». Я встретился с шестью отечественными дизайнерами, чтобы обсудить формат и концепцию магазинов, бизнес-план, количество единиц в коллекции, которое они могут выпускать. На что двое дизайнеров ответили, что все зависит от их вдохновения. Но вдохновение — это не бизнес. Тут все должно работать как часы: с наполнением товара, обновлением ассортимента, еженедельными поставками и развитием бизнеса.
В одной лодке
Напомню, что десять лет назад 1 кв. м торговой недвижимости сдавался на нашем рынке по фиксированной ставке в долларах, и многие до сих пор ошибочно ждут, когда вернутся эти классные времена. Решив пойти не по проторенной дороге, мы впервые в Казахстане для брендов, в которые верим, ввели арендную плату в виде процента от товарооборота с минимальной фиксированной арендной ставкой.

Несколько девелоперов недоумевали и спрашивали, зачем мы ломаем рынок. «Платят же, главное, зачем что-то менять?» — вопрошали они. На что мы отвечали: «Просто у нас подход партнерский — мы с операторами розничной торговли и развлечений сидим в одной лодке и гребем двумя веслами к успешному товарообороту».
Рынок очень динамично развивается, и нужны совместные усилия арендодателя и арендатора, чтобы меняться вместе с ним, а также желание и умение арендодателя не просто слушать, но и слышать своего партнера-арендатора.
Магазин LC Waikiki впервые заходил в Алматы в 2011 году, и перед открытием был вопрос — не слишком ли большой первый магазин в Алматы на 1700 кв. м. Но мы не просчитались: солнечные цвета LC Waikiki пришлись по душе горожанам, которые привыкли к 265 солнечным дням в году. По прошествии шести лет развития бренда мы обсуждаем расширение магазина в нашем молле.

Основная задача команды молла «Апорт» — увеличивать товарооборот арендаторов, а не просто докучать им своими требованиями. Рынок очень динамично развивается, и нужны совместные усилия арендодателя и арендатора, чтобы меняться вместе с ним, а также желание и умение арендодателя не просто слушать, но и слышать своего партнера-арендатора.

Просто приведу список брендов, которые увеличили площади своих форматов после открытия в молле «Апорт» за последние несколько лет совместной работы: Kari, «Технодом», «Котон», Glassman, «Де Факто», Sman, Alexander Gardi. А этой осенью расширим в полтора раза KFC, через год Hawaii увеличатся в два раза, откроется новый формат Funky World и т. д.

Простой пример: в 2009 году в молле «Апорт» открылся первый магазин Terranova в Алматы, на тот момент он был ярким и современным, но вот прошло восемь лет, и он немного «подустал». Сейчас для дальнейшего роста товарооборота мы обсуждаем с франчайзи и владельцем этого бренда обновление формата магазина.

И сам молл «Апорт» тоже постоянно меняется, в частности, недавно было заменено свыше 3000 металлогалогенных светильников на светодиодные. Так как и от света зависит потребительская активность и комфорт времяпровождения гостей.
Не ТРЦ, а современный стиль жизни
Мы наших гостей не ограничиваем только шопингом и развлечениями, поскольку уверены, что всегда есть место чему-то большему, в частности общению и культурному обогащению. Поэтому с 2012 года молл «Апорт» делает ставку на формат life style, и мы вкладываемся в форматы для приятного проведения времени в молле.

В частности, тот же развлекательный центр NEXT — не просто технологичный виртуальный игровой центр, а место для общения и формирования подростковой субкультуры.

Или, например, взять Hawaii — единое релаксационное спортивно-оздоровительное пространство молла «Апорт», признанное лучшим в странах СНГ в 2012 году и получившее награду «Золотой пони».
Даже когда за окном -15 °С, во всесезонном аквапарке Hawaii всегда 30 градусов тепла, и это доступно по весьма демократичным ценам.
Члены всей семьи, придя в Hawaii, могут воспользоваться услугами Hawaii Fitness с кардиозоной, групповыми занятиями, залом единоборств, зоной кроссфита и свободных весов, а после занятий отправиться в Hawaii SPA на процедуры или поплавать в одном из бассейнов аквапарка. Затем вся семья сможет провести время вместе и поесть в Hawaii bar & grill, в частности попробовав знаменитую пиццу из дровяной печи.

Для создания уникального пространства Hawaii шесть лет назад мы создали профессионального оператора со специалистами, обученными в разных странах, в частности в Дубае и Испании, так как лучшие в мире аквапарки находятся именно там (Wild Wadi и Siam Park).

Даже когда за окном -15 °С, во всесезонном аквапарке Hawaii всегда 30 градусов тепла, и это доступно по весьма демократичным ценам. Гости этого не видят, но для такой инфраструктуры под аквапарком работают 1,5 тыс. кв. м технических помещений, оборудованных самым современным европейским оборудованием, где вода проходит в частности через песочный и ультрафиолетовые фильтры и полностью очищается каждые четыре часа. И все это создано в Иргелийском сельском округе Алматинской области.

Мы не останавливаемся на достигнутом, и для комфорта наших любимых гостей в третьей очереди «Апорта» увеличиваем площадь аквапарка в два раза. К имеющемуся пространству добавится самое настоящее море в несколько тысяч квадратных метров с настоящими волнами, спа-центром на 2,5 тыс. кв. м с римскими термами и современными спа-процедурами и т. д. Новый комплекс будет носить название «Майами». Открытие планируем в марте 2018 года.
Мы любим своих гостей, поэтому уже более полутора лет молл «Апорт» ежедневно вручает каждому посетителю, осуществившему покупки на сумму свыше 15 тысяч тенге в день, подарки.
Стоит отметить и семейный развлекательный парк Funky Town, признанный лучшим в странах СНГ, который откроет в третьей очереди молла «Апорт» для наших гостей свой самый современный формат Funky World.

В целом мы стараемся быть интересными для всей семьи. Например, в семизальном мультиплексе Star Cinema в молле «Апорт» был открыт первый 3D-зал, в котором вместо привычных кресел установлены пуфы. Это оказалось интересным форматом, который оценили не только дети, но и их родители. Благодаря нам поход в кино может быть куда более интересным и семейным времяпровождением.

А для любителей чтения на втором этаже молла «Апорт» рядом с фуд-кортом есть бесплатная онлайн-библиотека. Вы можете скачать понравившуюся книгу и насладиться ее чтением.

Мы любим своих гостей, поэтому уже более полутора лет молл «Апорт» ежедневно вручает каждому посетителю, осуществившему покупки на сумму свыше 15 тысяч тенге в день, подарки: бесплатный детский билет в аквапарк Hawaii, разовое взрослое и детское посещение фитнес-центра Hawaii Fitness, поездка на аттракционах Funky Town и карта на получасовую игру в NEXT. Заметьте, что это не разовый розыгрыш, а ежедневное вручение подарков нескольким тысячам гостей в виде благодарности за покупки в любимом молле «Апорт».

Пока другие думают, мы уже делаем…
Темирлан Нихамбаев
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda