Женское лидерство

«Я хотела открыть ресторан, чтобы возродить кулинарные шедевры кочевников Великой степи».

История бизнес-леди Гульмиры Шажанбаевой.
Профессионалы говорят о том, что женский бизнес отличается от мужского. Представители сильной половины человечества тяготеют к цифрам, прибылям, отчетам. Женщины же больше склоняются к тому, чтобы их бизнес был социальным, образовательным, улучшал жизнь общества.
Пример столичной бизнес-леди Гульмиры Шажанбаевой является подтверждением. Она открыла ресторан национальных деликатесов и высокой европейской кухни The Sultans, посредством которого транслирует ценности, которые ей дороги.
Расскажите о своем профессиональном пути.
После окончания школы я год проработала швеей-мотористкой на швейной фабрике в Щучинске, чтобы накопить немного денег, одеться, обуться, и в 1990 году поступила на юридический факультет Карагандинского госуниверситета имени Букетова. Это были тяжелые годы для нашей семьи — годы кризиса для страны, безработица, дефицит продуктов и любых других товаров, папа — инвалид 1-й группы и уже не работал 9 лет, а мама вынуждена была сменить работу швеи на техничку в продуктовом магазине, чтобы мы могли питаться полноценно. Конечно же, у меня не было материальной поддержки семьи, но я получила от родителей больше — силу духа, моральную и психологическую поддержку, так как родители верили в нас, своих детей, и вселяли веру в свои силы.

После второго курса я вышла замуж, перевелась на заочную форму обучения и устроилась ведущим юрисконсультом в Жезказганское областное управление юстиции, потом несколько лет работала в банковской системе, в 1997 году переехала в только что объявленную новую столицу. Меня пригласили на должность руководителя акмолинского филиала юридической фирмы Grata, который я возглавляла 11 лет и параллельно занималась адвокатской деятельностью. А в 2009 г. мы с братом Женисом, который также работал со мной в должности партнера, открыли свою юридическую компанию «Самгау Консалтинг».
А как пришла мысль открыть ресторан?
На заре становления столицы ресторанов было мало, сервис практически нулевой, посещение ресторанов не приносило посетителям удовольствия, даже если кухня была неплохая, подача и оформление блюд не вызывали аппетита. И я все время ловила себя на мысли, что вот в это блюдо я бы добавила такие ингредиенты, а в интерьере кое-что изменила. Но тогда я еще не осознавала, что хочу открыть ресторан.

В 2013 году я поступила на двухдипломную программу МВА КазГЮУ и Швейцарского университета бизнеса и управления UBIS, выбрала дополнительные дисциплины по нефтегазовому менеджменту, так как на протяжении многих лет основными моими клиентами были компании нефтегазовой отрасли. До этого момента у меня не было четкой картины, что я хочу открыть ресторан. В процессе обучения у нас были кейсы, например, мы должны были подготовить проект по управлению маркетингом, по стратегическому менеджменту, HR и др. Тогда я задумалась, какой я хочу разрабатывать проект, и поняла, что это будет ресторан. Задалась вопросами, как бы выглядел мой проект ресторана с учетом изучаемых инструментов, углубилась в эту тему. И у меня сложилась четкая картина, каким будет мой ресторан, его интерьер, кухня, персонал. В итоге почти все, что я продумала тогда в процессе обучения, претворилось в жизнь.

Я много ездила по Европе, знакомилась с их кухней и выбрала формат семейного ресторана, где можно комфортно посидеть, провести семейные мероприятия с национальным колоритом. Поэтому дизайн интерьера сделали в виде микса: гипсовая лепнина с желтоватой патиной и стулья в стиле старой Европы, декоративные элементы и аксессуары — картины, сувениры, подушки — в национальном стиле. Я стремилась достичь симбиоза европейского и казахского дизайна, чтобы передать дух Казахстана, находящегося на стыке Европы и Азии, культур разных народов.

Думала, чем я могу отличиться? Любая казахстанская хозяйка готовит национальные блюда не хуже, чем в ресторанах, и как можно удивить своих гостей, например, приготовив бешбармак? Этим мы можем удивить иностранцев, но не соотечественников. Так родился уникальный гастрономический проект — ресторан национальных деликатесов The Sultans, находящийся на пересечении улиц ханов Керея и Жанибека, основателей Казахского ханства, что дало идею и для названия самого ресторана, в переводе означающего «Султаны».

Концепция ресторана нашла поддержку со стороны ОО «Центр национальных ценностей «Отбасым», в котором я являюсь заместителем председателя совета объединения.
Более чем 20-летний профессиональный опыт в сфере юриспруденции помог мне правильно оформить документы, начиная со стадии регистрации компании, приобретения помещения и оформления всех разрешительных документов.
Уникальные рецепты исконно казахских блюд были собраны членами центра «Отбасым» по крупицам со всех уголков Казахстана и за его пределами. Так в меню ресторана появились исконно национальные блюда: әсіп, сүбе орамасы, қарын бүрме, быламық, жаужүрек и другие. Каждое из них неотъемлемо связано с историей нашего народа, с традициями и обрядами. Так, например, блюдо быламық наши прабабушки готовили для своих беременных и родивших снох, и до исполнения новорожденному 40 дней кормили им молодых мам. Қарын бүрме готовили в любых условиях, даже во время кочевок могли зарезать барашка, сложить все мясо в его желудок, выкопать небольшую ямку, над которой разводился огонь — получалось нежнейшее мясо, которое сохраняло все свои витамины и микроэлементы. Прикасаясь к истории этих блюд, изучая технологию их приготовления, состав, я удивлялась, насколько мудры были наши предки.

С любовью и почтением к национальной кулинарии команда поваров ресторана сумела воссоздать исторические блюда нашего народа с первозданным вкусом, приготовленные по старинным рецептам номадов с использованием современных технологий. Мы делаем все возможное для возрождения богатого наследия истинно казахской кухни. Особые условия жизни казахского народа диктовали определенные требования к культуре приготовления еды, ее пищевой ценности. Поэтому на протяжении нескольких месяцев над созданием гармонии вкуса блюд и их эстетики трудились самые талантливые повара Средней Азии, полностью адаптировав их к вкусовым предпочтениям современного казахстанца. Так когда-то забытая истинно казахская кухня начала переживать свое второе рождение.

Кулинарные эксперты нашего ресторана находятся в постоянном поиске забытых рецептов уникальных национальных блюд, ведь это часть нашей истории, нашего народа и нас самих. Это достояние нашего народа. И мы транслируем это через вкус, пронесенный через века.





"На данный момент я хочу больше времени уделять своей дочери Диларе, которой 11 лет, и привить ей любовь к нашей культуре и национальным традициям, передать ей навыки рестораторства."
Российский бизнесмен-ресторатор Аркадий Новиков говорил о том, что открытием одного ресторана занимается ресторатор, а создание сети — это уже бизнес. Какая у вас бизнес-модель?
Я не думаю, что буду развивать большую сеть. Я пробовала, этим летом брала в аренду помещение, открыла паб и поняла, что сеть — это не для меня. Потому что тогда необходимо развивать разные концепции, сеть хороша тем, что заведения разной концепции, это цели большого бизнеса. Для меня важнее транслирование тех ценностей, на которых я сама базируюсь. Мне начали поступать предложения по открытию подобного ресторана в Шымкенте и Актау, но это требует дополнительных затрат времени и инвестиций. На данный момент я хочу больше времени уделять своей дочери Диларе, которой 11 лет, и привить ей любовь к нашей культуре и национальным традициям, передать ей навыки рестораторства. Но ей самой выбирать, будет она заниматься ресторанным делом или пойдет своим путем, за своим предназначением.
Какие знания помогли вам в открытии ресторана?
Более чем 20-летний профессиональный опыт в сфере юриспруденции помог мне правильно оформить документы, начиная со стадии регистрации компании, приобретения помещения и оформления всех разрешительных документов. Когда шел ремонт, мне помогли знания, полученные по программе МВА, а именно проектный и организационный менеджмент. В ремонте были задействованы несколько компаний-подрядчиков — профессионалы по вентиляции и кондиционированию, предприятие по электромонтажным работам, специалисты в сфере акустики и звукоизоляции, фирма, специализирующаяся по гипсовому дизайну, компании по общему ремонту помещения и установке видеонаблюдения. Объединить их мне помогли знания проектного менеджмента. Я смогла составить графики, правильно поставить задачи перед компаниями, чтобы они работали слаженно. 16 июля 2015 года мне передали ключи от чернового помещения, в центре которого стояли лишь две колонны. А уже 16 декабря, ровно через 5 месяцев, я произвела технический запуск ресторана и провела первые банкеты-презентации для родственников и друзей.

Все это для меня было ново. Как красиво подать блюдо, как передать его эстетику и особенность? Мы покупали по одной тарелке в компаниях, которые продают профессиональную посуду премиум-класса. Два месяца с момента технического запуска мы отрабатывали дизайн каждого блюда. И остановились на трех элитных брендах посуды премиум-класса — французская компания Revol, у которой мы закупили посуду из черного базальта, английская компания Steelite и серия Charme итальянской компании Tognana. Знаний, которые нужны были для рестораторства, у меня было недостаточно, я это поняла уже в процессе, поэтому приходилось на ходу наверстывать. С нуля за семь месяцев, не обладая опытом ведения ресторанного бизнеса, запустить ресторан в коммерческий режим было нелегко. Все получилось на ощупь, интуитивно, с толикой здорового авантюризма.

Далее я столкнулась с тем, что мне было нелегко понять гостя, как сделать так, чтобы он остался доволен. 12 февраля 2016 года я открыла ресторан и уже 5 апреля сидела на обучении коуч-практики для того, чтобы научиться больше понимать людей, их метапрограммы и ценности. Училась предугадывать желания своего гостя, понимать, чего он хочет. Я завершила девятимесячное обучение в декабре этого года и получила сертификат международной ассоциации коучей ICU, и сейчас мне уже легче общаться со своими гостями и создавать для них ту атмосферу уюта и тепла, которую они хотят.
Вы обращались к финансовым инструментам фонда «Даму». Расскажите об этом опыте.
В июле 2015 года мне передали помещение для ремонта, а в августе произошла девальвация. Оборудование, люстры, мебель мы закупали за рубежом, контракты были заключены в евро и долларах, и на момент оплаты по контрактам цены поднялись в два раза. Я произвела расчеты и поняла, что тех средств, которые были уже вложены, недостаточно. Сначала обратилась в банки второго уровня, но их ставки вознаграждения были для начинающего бизнеса слишком высокими. Но мне повезло, как я всегда говорила, закрытых дверей не бывает, надо только подобрать ключ, — и за месяц до моего обращения акимат Астаны ввел программу «Региональное финансирование субъектов МСБ» именно по категории «Ресторанный бизнес и гостиницы». Условия были очень даже приемлемыми, заем выдавался под 7,6% годовых, сумма финансирования — до 200 млн тенге, предусматривался льготный период по выплате основного долга до 18 месяцев, валюта займа — тенге, срок кредитования — до 7 лет. Также я воспользовалась нефинансовой поддержкой Региональной палаты предпринимателей Астаны, а именно — финансовую часть моего бизнес-плана рассчитали маркетологи РПП. А маркетинговый анализ я провела сама, в этом мне помогли знания, полученные по программе МВА. Так я получила заем в размере недостающих мне 50 млн тенге. Одним словом, государственную поддержку я получила на достаточно высоком уровне.
Какие у вас планы на будущее?
Надеюсь, что в ближайшие годы произойдет становление моего ресторанного бизнеса. За прошедшие 10 месяцев мы стали узнаваемы, участвовали в различных государственных мероприятиях, в том числе в презентации национальной кухни для дипломатического корпуса, и получили благодарность Национального музея Республики Казахстан, участвовали в фестивале Astana Food & Fashion Festival и также получили благодарственное письмо. Наш ресторан посещают иностранные делегации. Нашими блюдами, особенно сүбе орамасы, восхитился исполнительный директор ЮНЭЙДС и заместитель генерального секретаря ООН Мишель Сидибе. Все это радует и окрыляет. Но я не думаю, что состоялась как ресторатор, мне еще предстоит многому учиться, ведь нет предела совершенству.

Что касается личностного развития, как я уже говорила, в декабре этого года я стала сертифицированным коучем международной ассоциации коучей ICU и выбрала специализацию «мотивация достижений и успеха», буду развиваться также в этом направлении. Почему коучинг? В последние годы ко мне обращаются очень много людей — друзья, знакомые, дети друзей и знакомых, спрашивают, каким бизнесом заняться, какую профессию выбрать, как развиваться, какие тренинги помогают в тех или иных вопросах, как избавиться от ограничивающих убеждений и блоков. Кого-то я своим примером подвигла поступить и окончить МВА, кому-то дала пример и совет, и он открыл свой бизнес, а кто-то решил после бесед со мной сохранить свою семью и улучшить уже почти разрушенные отношения. А некоторые последовали за мной и начали обучение коучингу. И я поняла, что должна заниматься тем, что у меня получается легко и приносит пользу другим людям. Ведь, как нас учили на МВА:

— создавая новый бизнес, имейте план Б;

— не кладите все яйца в одну корзину;

— как стул не может устоять на 1, 2, 3 ножках, так и вы, как бизнесмен/бизнесвумен, не сможете устоять, если не имеете как минимум 3-4 видов бизнеса в разных отраслях;

— не переставайте развиваться и умейте управлять изменениями;

— маркетингом нужно заниматься всегда;

— будущее в IT-технологиях — как говорил Стив Джобс, если твой бизнес не на экране смартфона, то он не выживет в мире конкуренции.

И я стараюсь следовать этим профессиональным советам.

Что мне все это дает? Устойчивость. Финансовую стабильность. Постоянный драйв. Встречи и общение с интересными людьми, единомышленниками. Возможность выбора новых интересных направлений бизнеса. И кто знает, чем я заинтересуюсь завтра!
Майра Медеубаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda