Медицина

Здравый подход к здоровью

Пока жареный петух не клюнет, наш человек к врачу не обратится. Глава Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елена Бахмутова хочет изменить такое отношение казахстанцев к собственному здоровью.
О профилактике
Основные виды медицинской помощи – экстренные, вплоть до 70% обращений граждан, поясняет Елена Бахмутова. Это не лучшим образом влияет на затраты, которые люди и государство делают на здравоохранение. Менее дорогостоящие услуги на уровне первичной медицинской помощи и обследования заменяются лечением запущенной болезни. Безусловно, это плохо влияет на систему здравоохранения. Не говоря уже о продолжительности жизни самих людей, надеющихся на авось.
Каким же образом вовлекать людей в профилактику? «Надо идти по системе поощрений. Например, сейчас существует система скрининга – но ответственность за ее прохождение человеком возложена только на медработников. Это не совсем правильно, для этого люди должны знать, что они могут пройти обследование, просто прикрепившись к поликлинике – там вы можете сдать все анализы и узнать состояние своего здоровья. Но наши люди не всегда это делают. Нужно ли их за это наказывать? Наверное, сначала нужно попытаться их вовлечь», - считает глава фонда.
Справка
Подробнее узнать, почему нужно проходить скрининг вы можете здесь.
С другой стороны, есть программа управления заболеванием. И здесь ФСМС будет использовать метод кнута и пряника. Допустим, если вас поставили на диспансерный учет, то вы обязаны выполнять предписания врача. Только в этом случае вам будут предоставляться бесплатно лекарства. Государство будет понимать, что не тратит зря свои ресурсы. То есть, через системы выдачи лекарств вовлечение людей в профилактику можно хорошо мотивировать. Пациент будет заинтересован в том, чтобы пройти все необходимые обследования.
&Вопрос-Ответ
- Елена Леонидовна, профилактика действительно нужна. Но вот простой пример, где она пробуксовывает, причем в массовом порядке: прививки в школах. Администрации школ оставляют выбор за родителями, а те теряются в сомнениях – одни говорят, что лучше прививать, другие пугают последствиями. Я сам как родитель в данном случае пребываю в неуверенности, как лучше сделать.

- Родители в большей степени сомневаются в качестве вакцин, а не в том, что прививки целесообразны. В данном вопросе нужен разумный компромисс между массовыми прививками и возможными осложнениями, которые неизбежны, если этого не делать. Мы должны помнить всегда, что большинство опасных болезней нам удалось победить благодаря вакцинации, а ведь бактерии и вирусы никуда не делись.
О трех задачах фонда
ФСМС – оператор системы медицинского страхования. Его первоочередная задача – финансировать те виды медицинской помощи, которые экономичны и эффективны. «Здесь мы будем переоценивать тот перечень услуг, который входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Он должен соответствовать реальным потребностям наших граждан. Стоимость этих услуг должна быть адекватна, чтобы мы могли требовать качество от лечебных учреждений, сотрудничающих с ФСМС», - рассказала Елена Бахмутова. Вторая задача – обеспечить максимальную конкуренцию на рынке медицинских услуг, чтобы уровень компетентности среди специалистов только рос. Глава фонда стремится к тому, чтобы на рынке оставались только те профессионалы, которые доказали свою эффективность опытом, с соответствующими аккредитациями и оказывающие услуги в том количестве и качестве, которые соответствуют заключенному договору. Третья задача – усилить роль фонда в качестве мостика между населением и медицинскими организациями. «Люди должны четко знать, что им положено в рамках ГОБМП, на что они могут претендовать, и если возникли нарекания к полученным услугам, то мы должны разобраться, насколько недовольство справедливо, в случае чего – компенсировать человеку ущерб и наказать медицинское учреждение», - пояснила Елена Бахмутова. Фонду предстоит правильно выстроить систему взаимоотношений в системе медицинского обслуживания, и тогда граждане будут понимать, куда и по каким вопросам обращаться. Он в данном случае выступает учреждением по принципу «одного окна», через которое люди могут высказывать как свои замечания, так и пожелания. ФСМС, в свою очередь, будет обращаться в уполномоченный орган – Минздрав – по улучшению нормативной базы, по тарифообразованию и по перечню услуг в рамках ГОБМП. Другой уровень коммуникаций – с поставщиками медицинских услуг: фонд заинтересован в том, чтобы как можно больше участников на рынке появлялось, но при этом чтобы предложение услуг не было избыточным – это не в интересах ни государства, ни населения.
Справка
По данным на 5 декабря, из зарегистрированных в базе потенциальных поставщиков Фонда 1628 медицинских организаций почти половина — частные клиники. Здесь вы можете выбрать и прикрепиться к клинике, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
«В следующем году нам всем предстоит научиться жить в этой новой конфигурации, когда финансирование отдельно, а политика и обслуживание – отдельно. ФСМС курирует вопросы финансирования, а Минздрав и управления здравоохранением на местах определяют политику и организацию медицинской помощи. Я считаю, что такое разделение пойдет казахстанцам только на пользу», - резюмировала Елена Бахмутова.
Справка
Посмотрите, кто и как контролирует работу фонда:
Олег Хе
Автор материала
Made on
Tilda