Мнения и аналитика

Застрявшие в 2000-х

Компании и владельцы бизнеса, рискующие остаться в прошлом.
Занимаясь обучением и консультированием собственников компаний, я регулярно встречаю любопытную категорию бизнесменов. Этих людей отличает крайне низкая культура ведения бизнеса. Чаще всего это бизнесмены, начавшие заниматься бизнесом еще до кризиса 2008 года и успевшие поработать в условиях «легкого успеха».
Досье автора
Кирилл Куницкий — основатель международной компании «Бизнес-Конструктор». Ежегодно команда компании «Бизнес-Конструктор» помогает сотням собственников компаний в сегменте малого и среднего бизнеса переходить от предпринимательского к профессиональному стилю менеджмента и строить системный бизнес. Отличительная черта Кирилла — системный подход к любой задаче, позволяющий создавать инновационные и эффективные решения.

Предприниматель с 14-летним опытом собственника и управленца в бизнесе. В свои 35 лет он успел создать несколько компаний с многомиллионными оборотами.

Имеет практический опыт управления компанией по аутсорсингу логистического персонала, туроператором, компанией по дистрибуции промышленного оборудования на Украине и в Казахстане, рекрутинговой компанией, компанией по разработке программного обеспечения, розничным бизнесом.
В те годы сочетание рыночных возможностей и уровня конкуренции позволяло очень легко начинать бизнес во многих сферах и достигать быстрого успеха. При этом необязательно было обладать глубокими знаниями в маркетинге и менеджменте, рынок позволял зарабатывать, прикладывая минимальные усилия к организации бизнеса.

Сейчас времена изменились, но эти компании пытаются жить по старым правилам. Им сложно выживать, собственники стонут и ругают всё вокруг — экономику, правительство, сотрудников, но упорно отказываются меняться. Они находятся в зоне комфорта, которая постепенно их съедает.
Бизнес — это эскалатор, который едет вам навстречу, и если вы не бежите вверх, вы спускаетесь вниз.
Эти компании не развиваются, не совершенствуют свой продукт, не работают над построением команды. Отличительной особенностью собственников таких компаний является фокусирование на деньгах, причем не важно, каким способом они заработаны. От таких бизнесменов в ответ на вопрос «в чем ваш бизнес?» можно услышать фразы вроде «я занимаюсь тендерами». Если задать им вопрос «в чем смысл существования вашей компании?», они впадают в ступор и через какое-то время отвечают: «Ну я же бизнесмен, мне нужно зарабатывать деньги…» Это «динозавры» и «мамонты» бизнеса, которым осталось недолго, если только они не начнут меняться. Такие компании можно назвать застрявшими в двухтысячных годах.

Одно из главных качеств эффективного собственника бизнеса — способность адаптироваться к изменениям. Мир меняется, бросая новые вызовы, и компаниям крайне важно быть готовыми к этим вызовам. А для этого нужно развиваться, эволюционировать, адаптироваться. Конкуренция обостряется, и требования к уровню ведения бизнеса также растут. Бизнес — это эскалатор, который едет вам навстречу, и если вы не бежите вверх, вы спускаетесь вниз.

На рынке появляется все больше компаний, собственники которых начинают конкурировать маркетингом и менеджментом. Эти собственники понимают, что основа успешного бизнеса — это качественное удовлетворение потребностей клиентов. Они работают над созданием конкурентных продуктов, строят эффективные каналы продвижения, формируют сильные команды, основанные на качественной корпоративной культуре. И эти новые, прогрессивные компании начинают вытеснять компании, застрявшие в 2000-х.

В этой статье я выделю основные характеристики, свойственные компаниям, застрявшим в 2000-х. Если вы собственник бизнеса и обнаружите, что вашей компании свойственно что-либо из перечисленных характеристик, то это повод срочно менять подход к ведению бизнеса. Пока не стало слишком поздно.

Мы рассмотрим компании, застрявшие в 2000-х, по нескольким ключевым параметрам, от которых зависит успех бизнеса:

— цели существования бизнеса;

— отношение к продукту;

— конкурентная стратегия;

— каналы продвижения на рынке;

— организационная структура;

— команда;

— стратегия.
Итак, вот какие качества свойственны «динозаврам».

1
Цели существования бизнеса
Собственники компаний, застрявших в 2000-х, фокусируются только на личном доходе. Бизнес для них — инструмент личного обогащения. Им не важно, какую ценность компания создает на рынке, главное, чтобы постоянно поступали деньги. И даже если компания зарабатывает ценой недостаточного удовлетворения клиентов, собственника бизнеса это не беспокоит. Бизнес приносит деньги, и это главное.

2
Отношение к продукту
Выбирая, что и кому продавать, собственник компании, застрявшей в 2000-х, ставит в приоритет возможность заработка. Сегодня мы можем продавать щебень строительным компаниям, завтра — автозапчасти логистическим операторам, а послезавтра — насосное оборудование промышленным предприятиям. Таким компаниям свойственна размытая бизнес-модель.

3
Конкурентная стратегия
Собственник компании, застрявшей в 2000-х, чаще всего понятия не имеет, чем его компания выделяется на фоне конкурентов. У компании нет устойчивой конкурентной стратегии. Более того, во многих случаях собственник такой компании даже не знает своих конкурентов.

4
Каналы продвижения на рынке
Системность бизнеса во многом зависит от системности каналов привлечения клиентов. У компаний, застрявших в 2000-х, процесс привлечения клиентов чаще всего представляет собой «пляски с бубном» самого собственника. Бизнес сильно зависит от личных отношений собственника с ключевыми клиентами. Зачастую здесь присутствует коррупционная составляющая, поскольку у бизнеса нет очевидной конкурентной стратегии, и «откат» является единственным инструментом выделения предложения компании на фоне конкурентов.

5
Организационная структура
У компаний, застрявших в 2000-х, организационная структура чаще всего либо отсутствует вообще, либо реальные обязанности сотрудников сильно отличаются от формальной структуры. Для таких компаний характерна «гибридность» распределения ответственности. Это означает, что один и тот же сотрудник может закрывать разнопрофильные задачи — например, заниматься одновременно маркетингом, продажами, логистикой, закупками. Это приводит к возникновению в компании большого количества «незаменимых» сотрудников, снижению профессионализма каждого отдельного сотрудника, а также к сложности масштабирования бизнеса.

6
Команда
Собственники компаний, застрявших в 2000-х, воспринимают сотрудников исключительно как ресурс для достижения своих личных целей. Чаще всего они применяют исключительно жесткую административную модель управления, требуя от сотрудников беспрекословного подчинения, а в случае нарушения правил склонны применять дисциплинарные меры. В таких компаниях чаще всего отсутствует эффективная функция подбора персонала, на работу принимаются достаточно слабые по личностным и профессиональным качествам сотрудники, часто — даже друзья и родственники (поскольку собственник боится доверить выполнение важных задач чужим людям). Понятие «корпоративная культура» чаще всего отсутствует, каждый сотрудник работает «сам за себя», нет вовлеченности команды в достижение целей компании.

7
Стратегия
У компании, застрявшей в 2000-х, отсутствует какой-либо процесс стратегического планирования, нет четкого видения будущего, понятного всей команде, целей и стратегии достижения целей. Собственник компании фокусируется только на «прибыли завтра». В итоге компания просто плывет по течению, не имея единого вектора развития и четкого ответа на вопрос «где мы будем через год?». Причем через год компания чаще всего остается на том же уровне, где была год назад.
«Динозавры» с «мамонтами» вымирают ежедневно. И единственный шанс таких компаний на выживание — начать меняться. Это означает перестать гоняться только за прибылью и сместить акцент в сторону создания ценности.
Это характеристики, присущие компаниям, застрявшим в 2000-х. Существование таких компаний в наше время — проблема, поскольку они просто паразитируют на рынках. Они не совершенствуют продукт, не создают качественную разницу в окружающем мире, не восхищают клиентов, не создают сильных команд. Они просто зарабатывают деньги своим собственникам.

Но есть и хорошая новость. Она заключается в том, что компании, застрявшие в 2000-х, создают великолепные возможности для бизнесменов нового поколения. Это те собственники компаний, для которых главным фактором успеха бизнеса является создание значительной ценности для клиента. Это очень динамичные собственники, которые неустанно развиваются. Они строят свои компании, основываясь на сильной конкурентной стратегии. Они постоянно бросают вызов сами себе, формируя все более совершенные продукты. И именно такие собственники бизнеса вытеснят с рынка «динозавров», застрявших в 2000-х.

Динамика этого процесса омоложения и оздоровления рынка ускоряется с каждым днем. «Динозавры» с «мамонтами» вымирают ежедневно. И единственный шанс таких компаний на выживание — начать меняться. Это означает перестать гоняться только за прибылью и сместить акцент в сторону создания ценности. Начать активно анализировать конкурентов и работать над конкурентной стратегией, неустанно совершенствовать продукт компании, начать изучать и строить сильные каналы продвижения, сформировать эффективную организационную структуру, уделить огромное внимание построению сильной команды и корпоративной культуре компании, внедрить процессы стратегического планирования. Это сложно, но абсолютно реально. Но только при одном условии — собственник бизнеса должен быть готов меняться. Потому что любой бизнес — это не что иное, как проекция личности его собственника. И только изменив личность собственника, можно изменить бизнес.

И напоследок задайте себе один вопрос: почему мир станет хуже, если вашей компании вдруг не станет? Если вы не имеете уверенного ответа на этот вопрос, то, возможно, вы тоже застряли в двухтысячных. А это значит, что нужно срочно что-то менять…
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda