Образование

Забытые люди

Недавно в публикации с саммита CFO я процитировал Данилу Бабича (телеканал «РБК»): «Раньше был конфликт — отцы и дети, сейчас — деды, отцы и дети». Про сложности коммуникаций сразу нескольких поколений.

Тема нашла свое развитие. Познакомился с человеком, который думает о создании в Казахстане образовательной программы для пожилых людей. Объяснил актуальность следующим образом: «Люди живут все дольше, сейчас 70-летним юбилеем уже никого не удивишь. Но вот мир так стремительно меняется, что это поколение, шагнувшее за семьдесят, и даже шестьдесят, теряет связь с внуками».

Я прокрутил информацию в голове, нашел ее вполне разумной. Прикинул ситуацию: «Вот мои дети скачали приложение, общаются с каким-то ботом Siri, задают ей (у бота женский голос, приятный, надо признать) заковыристые вопросы, типа «Сири, как тебя зовут?», заставляют «бедную девушку» перелопачивать весь Интернет в поисках информации. Конечно, откуда тут интерес к общению с бабушками и дедушками, если некая «Сири» им целый мир открывает».
В общем, цели обучения пожилых людей понятны:
объяснить, вовлечь и, может даже, увлечь современными темами;
улучшить взаимопонимание между поколениями, сделать их интересными друг для друга;
не терять поколение беби-бумеров, вернуть их в семейный круг и диалог.
Но какая самая важная цель? Правильно, продлить им жизнь. Читал как-то про эксперимент, проведенный в Доме престарелых. Его жильцам дали возможность заниматься с живущими по соседству детьми, обучать их тому, что умеют и знают. Начались регулярные занятия: бабушки учили шить, вязать, кулинарить, а дедушки — делать поделки, играть в шахматы и т.д. Результат оказался потрясающим — продолжительность жизни в Доме выросла. Что доказывает – мы живем, пока наш ум гибок и хорошо работает, и пока мы чувствуем, что кому-то в этом мире нужны.

Я обратился с вопросом по этой теме в Facebook. Судя по отзывам в сети, люди восприняли идею «на ура». Понравилась история Гульжан Кенже, основателя бьюти-лаборатории "Sulu.kz" и СЕО международной торговой платформы "Smart Satu Beauty".
ОЛЕГ ХЕ:
Как считаете, востребована будет образовательная программа для пожилых?
Гульжан Кенже:
Моим Аташке и Ажеке 90+, они работают. Мы не стали допускать повторно ошибку, когда другую бабушку уютом и беззаботной жизнью обеспечили в 65 лет, она сидела смотрела ТВ, гуляла, ездила к детям в разные города, но понимала, что от нее уже ничего не требуется, в результате - ушла. А вот сейчас другие наши старики рано встают, смотрят за хозяйством: корова, курицы, собаки… Потом едут на рынок, согласно сценарию на каждый день, продают то молоко, то яйца, покупают овощей, зелени. К чему все это? Как они сами нам говорят: им работа нужна в их возрасте. Дед, например, машину свою каждый день ремонтирует. Признаться честно, пенсия очень даже хорошая у них: внукам-студентам отправляют деньги или достойные подарки детям делают. Учиться мои вряд ли захотят. Как в фильме «Стажер»: герой не столько работу искал, сколько хотел почувствовать себя нужным, полезным, тогда и есть смысл жить. Для моих это тоже важно. Вот на днях Ажека позвонила и рассказала, что у них в деревне идет конкурс «#ЛучшийДед» для стариков в возрасте 70+, где наш Аташка решил принять участие. И ему нужен национальный костюм, песню записать, рассказать легенду - реальную историю из жизни, а потом видео снять о его биографии. Только не умеют они пользоваться камерой и YouTube, а так бы сами справились. Когда, мы узнали сколько сил и энергии они тратят на эту подготовку, внуки и правнуки включились - стали помогать. Вот и связь появилась между младшим поколением и старшим: детишки снимают на сотку, пытаются обработать, узнают новое о стариках, потом еще пересказывают их историю нам, более старшим.
Бизнес тоже не остается в стороне. Есть интересные проекты, направленные на адаптацию бэби-бумеров к современным реалиям. Например, «Аташки, апашки и смартфон». Рассказать подробнее о нем мы попросили представителя АО «Кселл», которое выступило инициатором проекта.

Наталья Еськова
Руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл»
Идея обучать взрослое поколение всем преимуществам общения при помощи современных цифровых технологий возникла в процессе разработки программы бесплатных мастер-классов проекта «Digital Life» или «Цифровая жизнь», которую «Кселл» реализует уже три года совместно с нашим партнером, компанией «E-event».

Сама программа реализуется в 16 городах Казахстана, это все наши крупнейшие города, включая Астану и Алматы. Всего за три года обучение прошли 358 человек в возрасте 50+ в 10 городах нашей страны. Было очень приятно слышать, что во многих городах высок интерес к этому курсу – а это именно курс, он проводится в течение 5 дней.

Желающих настолько много, что занятия просят проводить снова и снова. Но еще более приятно, когда получаешь отзывы аташек и апашек, которые на нем обучались. У многих из них уже были сматрфоны, но у детей не хватало времени и, что скрывать, терпения, объяснить, как много возможностей дает современная техника для общения.
Многие участники курса «Аташки, апашки и смартфон» впервые завели себе электронную почту, узнали, что такое социальные сети и мессенджеры. А некоторые после первого занятия впервые приобрели «умные» телефоны.

Интересов у взрослого поколения очень много: они и приложения для игры в шахматы осваивают, и находят своих друзей и сокурсников по всему миру. Сами продолжают общения в созданных на этих курсах группах в вотсапе, впервые делают селфи. Взрослое и пожилое население готово быть активной частью нашей жизни, они хотят и готовы обучаться, продолжать быть полезными и активными в обществе, не хотят просто сидеть дома и воспитывать внуков. Им очень нужно общение, внимание.

Проект показал, что досуговых центров, где наши бабушки и дедушки могут с пользой для себя интересно и насыщенно проводить свое время, очень и очень мало. Поэтому со своей стороны мы рады предоставить возможности для этого на наших бесплатных курсах.

Анонсы и расписание ежемесячно публикуются на наших корпоративных страницах в социальных сетях и на сайте e-event. Поэтому просто, расскажите о них вашим родителям, бабушкам и дедушка. Поверьте, они будут вам очень благодарны. А когда вы получите их селфи или фотографию вкусностей, которые они для вас или для себя сделали, вы поймете, как много это значит для вас и вашей семьи.
Я давно хотел принять активное участие в интернет-жизни. Новости, книги, фильмы, музыка, как мне рассказали, все это можно найти в интернете. У меня много друзей по всему миру, но поддерживать связь с ними удается не всегда. И вот сын подарил смартфон. Я прочитал учебник пользователя к своему смартфону и, если честно, ничего не понял. А сейчас, за время тренинга, я разобрался, как пользоваться Whatsapp и Youtube, как подключаться к интернету, как найти человека на другом конце земного шара. Это очень интересно и увлекательно — познавать современный мир, быть, как говорят мои внуки, «в теме»,
— один из слушателей курса „Апашки, аташки и смартфон" Александр Фроленков.
И, конечно, мы не могли обойти стороной образовательный сектор, чтобы понять, что он делает для нашего старшего поколения.

Карина Сычёва
Директор Управления маркетинга и коммуникаций Almaty Management University
Мировые эксперты рынка образования уже давно обратили внимание на «взрослых студентов» 40-50+. В Казахстане же этот тренд только «вызревает». Но, несомненно, радует, что все больше учебных заведений, частных образовательных проектов начинают думать о новых программах, расширять возможности и целевые аудитории своих образовательных площадок, следуя тренду «LIFE LONG LEARNING» — обучение в течение всей жизни.

В «Алматы Менеджмент Университете» официально самым взрослым студентом был успешный мужчина, занимающий высокую позицию, с гармонично сложившейся жизнью — 65 лет. Тогда это вызвало разные реакции людей: кто-то восхищался смелостью и энергией, кто-то недоумевал «мол, зачем это нужно в таком возрасте?». Ну а мы, как маркетеры еще раз убедились, что возраст наших казахстанских студентов стремительно растет.

Сейчас я четко осознаю, что университеты просто обязаны фокусировать свое внимание на взрослых студентах и расширять портфель своих продуктов по разным причинам. Прежде всего, с точки зрения бизнеса, это огромный дополнительный рынок, которым мало кто занимается всерьез. Краткосрочные тренинги и курсы не дают должного эффекта и все-таки, в большей мере охватывают категорию профессионалов 25-35+. А вот такие возрастные категории как 40+ нуждаются в совершенно другом подходе.

Исходя из многолетнего опыта, исследований и наблюдений я думаю, что образовательные программы можно поделить на следующие виды:

"30-40+" — программы повышения профессионального уровня, развития новых компетенций и навыков. Как говорится, чтобы «быть в игре», конкурировать с более молодыми и продвинутыми специалистами рынка труда, и не отставать от современных трендов.

"40-50+" программы переквалификации, особенно это касается специальностей, функции которых автоматизируются и уже не требуют «ручного труда». Люди еще молодые, до пенсии далеко, энергии и сил предостаточно, но многие остаются без работы и «за бортом жизни». К сожалению, в Казахстане, как известно, людям «за 50» очень сложно найти работу, в объявлениях работодатели часто ставят возрастной ценз «не старше 40 лет». Также, для этой возрастной категории актуальны программы «Современные родители». Ежедневно в AlmaU приходят родители с детьми по вопросам поступления, выбора программы и специальности обучения. В процессе диалога в 90% случаях мы видим трудности, непонимание, разногласия. Дети волнуются, родители переживают и действительно не понимают друг друга. Здесь 100% работает «теория поколений», на основе которой и должны строиться эти родительские программы. Необходимо научиться принимать своих детей как индивидуальностей, личностей, а не сравнивать постоянно с собой. «Вот Я в твои годы…», «О чем ты вообще думаешь..» и т.д. И конечно, такие программы в дальнейшем будут работать более глобально с точки зрения жизни и развития в более молодом обществе: «У»-ков, «Z»-тов, «бэйбибуммеров» и т.д. Все идет к тому, что общество уже начиная с 40-него возраста начнет социализироваться с новыми поколениями и плавно перестраивать мышление и восприятие людей на будущее.

"60-70+" — здесь на первый план выходят такие задачи, как: социализация в новом цифровом поле жизни, общение и досуг. К сожалению, приходится признать, что дедушки и бабушки «сильно отстали» от современного темпа и стиля жизни и многие для своих внуков уже не могут быть авторитетами, как раньше. Внуки любят своих бабушек и дедушек, но уделяют очень мало времени общению с ними, так как общих тем из года в год становится все меньше и меньше. И самое страшное, что и сами пенсионеры чувствуют себя не комфортно в этой «гаджетной» жизни, «страдают» от недостатка внимания, не говоря уже об одиноких людях, которые иногда просто «гибнут» от такого положения дел. В этом случае, речь идет больше о человеческой поддержке, простом общении, совместном досуге и конечно, практических ежедневных навыках: использования полезных городских приложений, например: «Citybus», пользование услугами egov, сайтами магазинов, медицинских центров и т.д.

В заключении хочется сказать, что старшее поколение зря списывают со счетов, игнорируя его сильные стороны и качества. Например, в 2000-х был отличный кейс одной из американских сетей придорожных кафе. Фишкой их HR и маркетинговой политики было то, что они брали в официанты только людей 60+. Такое решение позволило бизнесу стать более стабильным и показало рост выручки в три раза. Почему? Во-первых, в Америке сильно развита трудовая внутренняя миграция молодого населения. Команда часто меняется, что приводит к нестабильности, потере эффективности и издержкам. А пожилые люди, как правило, уже «осели» и строят жизнь в пределах одного города. Во-вторых, сотрудники старшего поколения работают, как правило, для души и от души, стараются и получают удовольствие от своей нужности, что в разы повышает лояльность клиентов и увеличивает их поток. В третьих, это как минимум необычно - «официанты-пенсионеры», что четко позиционирует и выделяет ту же точку быстрого питания из числа многих других.

Вот вам замечательный успешный кейс. Надеюсь, у Казахстана совсем скоро появятся свои успешные кейсы.
Читайте также другие статьи автора:
Олег Хе
Автор материала
Made on
Tilda