Бизнес

Что заставляет казахстанскую женщину начать свой бизнес?

В Казахстане завершился второй сезон конференций Women Entrepreneurship Conference' 2019 для женщин-предпринимателей.
Справка

Инициатива реализуется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) при поддержке Министерства национальной экономики Казахстана.

Проект был инициирован с целью развития экономического потенциала женского бизнеса в регионах Казахстана. В этом году конференция WECON прошла в 7 городах: Актау, Петропавловск, Павлодар, Тараз, Кокшетау, Талдыкорган и Кызылорда. В конференциях приняли участие более 300 бизнес-леди, руководящих предприятиями из разных отраслей: от торговли и образовательных услуг до легкой промышленности. Возрастная категория участниц второго сезона составила 37% в возрасте 20-35 лет, 45% - 36-50 лет, и остальные 18% - старше 50 лет.

Редакции «&» удалось побеседовать в рамках проекта с национальным менеджером программы ЕБРР «Консультации для малого бизнеса» Алмой Касымовой, которая поделилась информацией о женском предпринимательстве в Казахстане.
На ваш взгляд, какую роль бизнес играет в жизни казахстанских женщин?

Казахстанскую женщину чаще всего заставляет начать бизнес необходимость, возникшая ввиду сложившихся жизненных обстоятельств, и мечта или «проект мечты». Идеально, если нужда и мечта совпадают. Бизнес играет жизненно важную роль для женщины, потому что определяет ее статус в обществе и семье, самооценку, баланс между самореализацией и обязанностями жены, матери, дочери. Именно независимая и осуществившая свою мечту женщина чаще всего успешна во всех остальных своих проявлениях. Но любая мечта, трансформировавшая в бизнес, нуждается в профессиональных расчетах, прогнозах и планировании. Мы видим клиенток, которые ведут свой бизнес мечты, несмотря на то, что он не приносит коммерческой прибыли, и в этом нет ничего плохого. Просто в этом случае нужно еще наладить бизнес, который приносит стабильную и высокую прибыль, является вашей "дойной коровой" и мечтайте на здоровье.

Считается, что в бизнесе проблемы одинаковы независимо от гендерной принадлежности, поэтому расскажите, какие сложности для отечественных предпринимателей сегодня наиболее актуальны?

Успех в бизнесе действительно не зависит от того, мужчина вы или женщина. Для того чтобы решать проблемы, всем нужны профессиональные знания рынка, отрасли, продукта, ведения бизнеса и финансов, нужна команда профессионалов или проверенных бизнес советников. Наши клиенты предприниматели чаще всего жалуются на дороговизну заемных финансов, высокую процентную ставку и бюрократию в оформлении кредитов. К сожалению, сохраняется коррупция, и если предпринимателю не хватает финансовых знаний, опыта и экспертизы, то часто он становится жертвой манипуляций и злоупотребления. И, конечно, недостаток знаний, которые необходимо постоянно освежать, пополнять, быть всегда в курсе последних изменений на своем рынке и глобально. Предприниматель – это генератор идей, который берется за рисковые проекты, пробует, падает и поднимается, решает свои проблемы самыми нетривиальными подходами, ведет и мотивирует людей, живет своим бизнесом и своими самыми смелыми мечтами. Когда эти уникальные качества подкреплены профессиональными знаниями, надежной партнерской сетью и поддержкой близких, то проблемы решаются легко и своевременно.

Насколько женщины-предприниматели в нашей стране готовы масштабировать свой бизнес, проходя путь от малого к среднему предпринимательству? Какие компетенции им для этого необходимы?

Женщины-предприниматели и в нашей стране, и по миру готовы масштабировать свой бизнес, когда их участие в работе станет совместимым с воспитанием детей. Это говорит о необходимости в качественных надежных и доступных дошкольных учреждениях, школах, гибком рабочем графике работы, сохранении рабочего места вне зависимости от продолжительности декрета, как для женщин, так и для мужчин и пр. Мы живем в Средней Азии, и многие женщины абсолютно сознательно предпочитают не масштабировать свой бизнес, чтобы оставить больше личного пространства, и это их выбор. Ведь крупный бизнес – это конкуренция и борьба на выживание в мужском сообществе, с его стереотипами и стандартами, это неизбежное внимание со стороны регуляторов, политиков и теневого рынка – не каждая на это готова. Если говорить о компетенциях, то женщины, если они в бизнесе, ими уже обладают, просто должны будут перенести их на следующий уровень. Это те же профессиональные знания ведения бизнеса, опыт ведения эффективных коммуникаций и сила предпринимательского духа. Ведь гендерное равенство не о том, что отобрать девочкам у мальчиков, чтобы не чувствовать себя обделенными. Гендерное равенство о том, чтобы независимо от того, мужчина ты или женщина, возможности были одинаковы в бизнесе, зарабатывании денег, принятии решений, выборе профессии, самореализации и т.д. Дальше – это уже выбор и желание каждого из нас.
История успеха

Спикерами в секциях сторителлинг на конференциях стали успешные бизнес-леди регионов, которые вдохновили участников историями личного опыта в построении бизнеса с нуля, поделились ценными советами в профессиональной деятельности и действенными бизнес инструментами, а также рассказали об участии в программах ЕБРР и результатах совместной работы.

Например, история Алии Имангалиевой, директора компании «АНЕСКОМ» в г. Актау, действительно, вдохновляет. Ее компания является одним из лидеров в осуществлении поставок комплектующих для производства и установки светопрозрачных конструкций по Западному Казахстану. Предприниматель рассказала о том, как ей удалось взрастить маленькую компанию до масштабов крупного предприятия, как эффективно управлять большой командой сотрудников, работающих в разных городах, и занять устойчивые позиции на рынке за счет качественной продукции и высококлассного сервиса. Кроме того, на конференции в Актау Алия поделилась личным опытом сотрудничества с ЕБРР в рамках консалтинговой программы по построению системы продаж и привела результаты совместной проделанной работы. Так, c помощью консультантов ЕБРР компания «АНЕСКОМ» смогла увеличить продажи от 319 млн тенге в год до 1 млрд тенге, что составляет рост на 310%, а также расширила клиентскую базу на 191% за 3 года успешного сотрудничества.
Обратная связь
Справка

Одним из партнеров конференций WECON для женщин-предпринимателей выступила компания KMF, чьи клиенты были среди участников проекта. KMF предоставила им возможность принять участие в мероприятии в качестве нефинансовой услуги как лояльным клиентам.
Что для вас было наиболее полезным в рамках конференции?

«WECON – очень нужная площадка для обмена опытом, информацией, контактами. Участники получили информацию по финансовым и нефинансовым услугам. Программа конференции не была перегружена, все получилось доступно и понятно. Важно, что вся информация на мероприятии была подобрана именно для женщин», – поделилась мнением директор Северо-Казахстанского представительства KMF Гульназ Жетибаева.

Какие планы у вас есть по развитию своего бизнеса в среднесрочной перспективе?

«Я занимаюсь торговлей промышленных и хозяйственных товаров, а также строительных материалов. Сейчас я имею возможность в рамках программы лояльности KMF посещать такие полезные мероприятия. На этой конференции открыла для себя эффективные бизнес-инструменты. Было много практических мастер-классов, на которых я получила ценные знания и обязательно буду их применять для развития своего бизнеса. Рада, что KMF дает возможность женщинам-предпринимателям участвовать в подобных мероприятиях в нашем городе», – говорит участница WECON Шоира Абдуллаева из города Тараз.
От организаторов

«Еще первый сезон конференций WECON показал актуальность подобных мероприятий – в прошлом году конференции посетили 337 женщин-предпринимателей из разных сфер деятельности. Одной из важных задач конференции является развитие женских региональных бизнес-сообществ. Несмотря на то, что в этом году у нас было 7 городов, общее количество участниц снизилось до 309. Это было ожидаемо, так как численность населения городов этого сезона значительно меньше по сравнению с прошлогодними, кроме того, стоит учитывать тот факт, что в отличие от первого сезона – в городах проведения конференций в этом году нет региональных представительств ЕБРР. При этом мы рады, что у нас есть такие участницы, которые следили за развитием площадки WECON с прошлого года и ожидали конференцию в своем городе», - комментирует оператор проекта WECON, Лейла Махмудова.

По словам оператора проекта, заинтересованность участниц в вопросах финансирования, а также просвещения в области возможностей поддержки бизнеса и привлечения консультантов демонстрирует актуальность проведения конференций такого формата.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda