Стиль жизни

«Вся жизнь коллаж!»

Коллективная выставка центральноазиатских художников.


Елена и Виктор Воробьевы Оранжевая Эволюция 1, 2008
Aspan Gallery представила новую коллективную выставку современных центральноазиатских художников, посвященную коллажу «Вся жизнь коллаж!».

Термин «коллаж» был введен художниками Жоржем Браком и Пабло Пикассо в начале ХХ века для описания техники, при которой обрезки найденных материалов вручную приклеивались к поверхности холста или бумаги, создавая фрагментированное изобразительное поле. «Coller» в переводе с французского – «приклеивать». Эта новая форма искусства стала настоящей революцией, объединив высокое искусство и массовую культуру и добавив произведениям элемент непредсказуемости.

Коллаж стал одной из основных арт-форм кубистов, дадаистов и представителей поп-арта. Коллаж также играет большую роль и в современном искусстве Центральной Азии.

И хотя традиционный коллаж с использованием вырезанных элементов до сих пор не утрачивает своей актуальности, в XXI веке коллаж может принимать самые различные формы. Данная выставка представляет шесть художников из Центральной Азии, которые в своем творчестве используют технику коллажа, но в совершенно разных форматах и с разными целями.
Вячеслав Ахунов, Мантры СССР #5, 1983
Узбекский художник Вячеслав Ахунов работает с коллажем практически всю свою творческую карьеру. На протяжении десятков лет он методично собирал обрезки журналов, плакатов и других печатных материалов советского периода и представлял в совершенно новых, неожиданных контекстах. Так, в серии «Мантры СССР» статуи Ленина наравне с различными античными скульптурами появляются из песков, словно только что обнаруженные археологами. Если в своих графических работах Ахунов критикует предшествующую идеологию, то в своей инсталляции «Wandering» он обращается к современному обществу. Инсталляция состоит из бумажных гигиенических пакетиков, которые выдают в самолетах и где хранятся всевозможные принадлежности современного мира – талоны, билеты, брошюры, этикетки и т. д., накопленные автором во время поездок в Китай и США.
Гульнур Мукажанова, Момент настоящего #5, 2018
Молодая казахстанская художница, живущая в Берлине, Гульнур Мукажанова представляет свою новую серию работ «Момент настоящего», в которой слой за слоем накладывает друг на друга вырезанные вручную узоры из кусочков парчи. Для художницы парча, которую в Центральной Азии обычно дарят гостям на больших праздниках, является метафорой окружающего нас мира, так как свидетельствует о невербальном взаимодействии в обществе. В ходе постоянно повторяющегося трудоемкого процесса вырезания и накладывания друг на друга различных цветочных узоров общая форма становится абстрактной, в которой отдельные куски ткани больше не различимы. Все сливается в единую материю, и на первый план выходит перформативный аспект произведений.
Александр Угай,
Больше, чем мечты, меньше, чем вещи. Кинетический объект 2014
В своем проекте «Больше, чем мечты, меньше, чем вещи. Кинетический объект» Александр Угай создает трехмерный коллаж. Из старого деревянного каталожного шкафа, который когда-то служил в библиотеке, автор вырезал выкройки национального корейского костюма, которые сложил в стопку и разрезал посередине, создавая контраст между прямой линией и сложными деталями кроя. В инсталляции представлены два способа организации информации: универсальная структурированность библиотечного каталога и народный костюм как хранитель национальной памяти и идентичности.
Бахыт Бубиканова. Ренессанс казахелианского барокко, 2014
Серия цифровых коллажей «Ренессанс казахелианского барокко» Бахыт Бубикановой создана после того, как было предложено переименовать Казахстан в Казах Елi, чтобы избежать ассоциации с другими странами, название которых заканчивается на «стан». Художница создала образ Казах Елi как нового суперэтноса и сравнила с итальянским Ренессансом. Сама Бубиканова представлена как шаблонный образ казахелианца.
Сауле Дюсенбина Автопортрет, 2018
Цифровой коллаж также использует Сауле Дюсенбина в своей серии видеоавтопортретов. Короткие gif-анимации – это оммаж автора художникам, которые так или иначе повлияли на нее, среди которых Леонардо да Винчи, Ян Вермер, а также Ербосын Мельдибеков, Алмагуль Менлибаева. Эта серия работ находится в свободной циркуляции онлайн. Таким образом, анимированные коллажи Дюсенбиной врываются в интернет-пространство и становятся его частью.
Елена и Виктор Воробьевы, Оранжевая Эволюция 6, 2008
Елена и Виктор Воробьевы впервые представят свой проект «Оранжевая эволюция» - по мотивам акции, которую художественный дуэт проделал в 2008 году в Тбилиси. По прибытии в Грузию внимание художников привлекли яркие оранжевые жилетки городских дворничих, и Воробьевы решили «украсить» город черно-белыми макетами этих самых дворничих в ярко раскрашенных жилетках. Распечатанные на картоне в полный рост фотографии дворничих были установлены по главным улицам Тбилиси на один день. В ходе этой акции Воробьевы создали коллаж непосредственно в городской среде. После городские дворничихи были вынуждены сами выбросить свои макеты.

«Нам было интересно исследовать использование коллажа в современном искусстве Центральной Азии. Многие художники региона на протяжении долгих лет работают с этой техникой, постоянно расширяя ее применение, будь то цифровые технологии или выход в пространство зрителя. Неотъемлемой частью коллажа является травма. Элементы другой культуры или забытые частицы окружающего мира предстают свидетелями иной реальности. Они вырваны из контекста и в коллаже обретают новую жизнь. Именно создание чего-то нового из руин другого мира и привлекает художников в этой технике», – считает директор Aspan Gallery Меруерт Калиева.
Справка

Выставка «Вся жизнь коллаж» проходит в зале EXPO комплекса Villa Boutiques & Restaurants
(Аль-Фараби, 140а) с 1 ноября по 2 декабря 2018 года.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda