Технологии

Для умного города нужны умные компании

«Казахтелеком» создает внутренние стартапы для решения потребностей горожан.
Проект «Бизнес&Власть» совместно с Международным университетом информационных технологий (МУИТ) провел Круглый стол «Умный город – умный дом». Одним из спикеров был управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов, чьими тезисами мы хотим поделиться.
С точки зрения телекоммуникационного оператора, город – это место, в котором концентрируется бизнес и очень высокая плотность населения. Это место концентрации взаимоотношений между бизнесом, властью и населением. И здесь телекоммуникационные компании все больше превращаются в транзакционные сети. Наша задача идти в ногу со всеми отраслями, которые быстро совершенствуют свои технологии, создавать для них современную инфраструктуру. Мы для этого активно применяем в том числе и мобильные технологии, в перспективе готовимся к внедрению 5G и предоставим все возможности этой технологии в виде слайсов для всех отраслей.

Мы понимаем, что, прежде всего, в автоматизации нуждаются транспорт, энергетика, здравоохранение, ЖКХ, платежи, покупка и доставка товаров. В Казахстане порядка 5 млн домохозяйств, они постоянно потребляют к примеру свет, газ, воду, отопление. То есть, как минимум четыре услуги нуждаются в отслеживании и контроле и автоматизации. Получается уже на 20 млн устройств в Казахстане есть рынок М2М (machine-to-machine – ред.). И никто активно на этом рынке не работает! Вот прекрасное поле для стартапов и учебных заведений, которые могут разрабатывать цифровые решения по передаче данных между устройствами, сами устройства, системы по интеграции.
Можно и нужно идти дальше – каждый хочет знать, что происходит в его жилом или рабочем пространстве. Значит, нужны датчики движения, задымления, открытых дверей и окон, температурного режима и т.д. Это еще 5-6 несложных устройств, которые в сумме дают еще 25-30 млн приборов. Если их установка станет обязательным элементом современных стандартов то количество устройств увеличивается еще как минимум в два раза. По нашим данным, только в секторе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) есть потребность в порядка 50 млн М2М-устройств, для которых нужна инфраструктура, техническая поддержка, разработка, обслуживание, обновление и т.д.

Сами понимаете, построение какой обширной экосистемы для ЖКХ напрашивается. Оператор связи – только один из участников этой экосистемы, концентрирующий внимание на инфраструктуре. Кроме него есть поставщики датчиков, услуг по установке, платежные системы. А ведь подобные цифровые экосистемы нужны в сфере здравоохранения, образования, транспорта, безопасности. Этот рынок только начинает формироваться, на нем нет еще серьезных игроков и интересных предложений.
Таким образом, концепции «умных городов» и «умных домов» несут в себе огромные потребности и создают широкие возможности для технологических команд. Компания «Казахтелеком» сделала пилотный проект на базе города Акколь – мы попробовали воплотить мечты об «умном городе» в реальность. Оснастили все дома М2М-устройствами для учета коммунальных услуг. Также автоматизировали систему освещения улиц – теперь им можно управлять с пульта. Установили датчики, которые замеряют состояние воздуха в городе. К примеру если происходит похолодание, то теплоснабжающие станции начинают потреблять больше угля, соответственно, увеличиваются выбросы в атмосферу и их надо постоянно контролировать. Для этого мы создали Центр, который обеспечивает сбор и анализ данных, поступающих с датчиков. Все это нужно, чтобы понимать уровень энергоэффективности домов и городов Казахстана, заниматься модернизацией сферы ЖКХ в том или ином направлении. Ведь Центр соотносит данные ЖКХ с количеством обращений людей в больницы, делая выводы о влиянии экологии на самочувствие горожан.
Другой наш кейс относится к сфере транспорта. Недавно мы были на выставке в Барселоне и презентовали свое новое решение, которое находится на стадии разработки. Оно базируется на наличии данных о наших абонентах – месте нахождения, маршруте, времени в пути. Мы пилотно изучили поведение столичных жителей: каким образом они перемещаются внутри города, какими транспортными развязками пользуются. Наложили эти данные на транспортную инфраструктуру и увидели, что есть конкретные проблемы на некоторых участках – люди там простаивают, теряют много времени. Разработали несколько гипотез и сейчас с местными транспортными компаниями решаем, как можно правильно спланировать движение на дорогах. Так что использование big data в Казахстане становится реальностью.

Работы в этом направлении много, над проектами должны работать разные команды. В «Казахтелекоме» мы пришли к выводу, что нам эффективнее создавать внутренние стартапы. Есть направления, которыми не можем заниматься как крупная организация. Тогда мы создаем небольшую компанию, привлекаем молодую команду. Кстати, из МУИТ несколько ребят работает у нас. Дальше – финансируем их проект, по законодательству мы можем оказывать материальную помощь дочерним компаниям. Получается другой результат у этой команды, который «Казахтелеком» не может достигнуть из-за своих сложных процедур. Но при этом мы – большая компания – помогаем стартапу зайти в наши каналы, получить доступ к нашим клиентам. Один из разрабатываемых стартапом продуктов – платежный инструмент, который позволяет быстро и удобно оплачивать, получать кредиты, открывать депозиты. Будем интегрировать продукт, как с банковской картой, так и с лицевым счетом и мобильным кошельком.

Считаю, что внутренний стартап позволяет нам достичь баланса между контролем за деятельностью команды и ее свободой. Мы не лезем в операционную деятельность, не ограничиваем в оплате труда, но следим за результатами. Поэтому когда мы говорим о внедрении концепции «Умный город», важно задействовать разные сегменты общества – не только крупные инфраструктурные компании, но и стартапы, молодежь, соответственно, которая точно заинтересована жить в современных городах и готова многое сделать их модернизации.
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda