Социум

Время казахстанских Да Винчи наступает

Britich Council ищет прорывные идеи для креативной индустрии в Казахстане, предлагая хорошие гранты.
А важно это потому что подобные инициативы стимулируют рост современных индустрий, которые во всем мире наступают на пятки традиционным.
Творчество + инновации = прогресс.
Это уравнение как нельзя лучше объясняет, почему современные страны связывают свое будущее с развитием креативной экономики.
Справка

Термин «креативная экономика» был введен в 2000 году архитектором и профессором Шанхайской школы креативности, а также членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джоном Хоукинсом. Согласно его мнению, креативная экономика – это один из первых видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, которые влияют на поведение людей. Это приводит к развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики. В его основе находится активное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.

Источник: www.spravochnick.ru.
Однако взаимосвязь творческого начала и качественных изменений в жизни людей, берет свое начало намного раньше. Можно даже сказать, что в истории человечества раскрытие творческого потенциала всегда служило толчком к новому витку эволюции. Взять хотя бы появление наскальной живописи и первых орудий труда. Другой хороший пример – вторая половина XV века, которая ознаменовала конец средневековья и начало Нового времени, подарившего людям немало открытий, произведений искусства, а также мыслителей, способных по-новому взглянуть на мир, творцов и изобретателей.

К слову один из таких изобретателей – величайший Леонардо да Винчи мог бы еще больше сделать для человечества, родившись в наши дни. Неспроста же многие эксперты уверены, что конструкторские навыки Да Винчи намного опередили свое время. И лишь потому что тогда еще совсем плохо были развиты технологии, большая часть идей изобретателя осталась нереализованными чертежами на бумаге. Но если бы они были воплощены в реальных изобретениях, вполне возможно революция в мире техники случилась бы куда раньше. Взять хотя бы самоходную тележку Да Винчи, которая выдвигается на роль первого автомобиля в истории. Некоторые даже утверждают, что поскольку у нее не было водителя, ее можно рассматривать и как первый роботизированный транспорт в истории. И если такое было возможно придумать во времена Леонардо, то только представьте, какого прогресса мы можем достичь, использовав потенциал креативной экономики сегодня.
Галина Корецкая, руководитель проектов в области искусства Британского Совета (British Council)
О том, что это за потенциал и готовы ли его использовать страны Центральной Азии, мы побеседовали с руководителем проектов в области искусства Британского Совета (British Council) Галиной Корецкой.

В чем видит актуальность развития креативной индустрии Британский Совет?

Страны Центральной Азии имеют очевидный потенциал для развития собственных культурных и креативных экономик с высокой ценностью. «Правильные» партнерства, новые динамичные сети и хабы, скрупулезное использование статистических данных и результатов исследований позволят креативным индустриям стать двигателями социально-экономических перемен. Уровень образования и навыков рабочей силы в регионе растет, также растут региональные и международные рынки. В условиях высокотехнологичного развития, формирующего повышенный спрос на на продукты и креативные решения, креативные индустрии выходят на первый план.

Можете привести яркие примеры успеха креативной индустрии на примере Великобритании?

Культурная и креативная экономика – одна из глобальных «историй успеха» за последние 20 лет. Эта «новая экономика» не только создает культурные и экономические ценности для обществ, которым она служит, но и сама по себе является примером удивительно жизнеспособной сферы глобальной экономики, которая продолжает расти, несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года и последующие периоды подъемов и спадов. Она генерируется растущим спросом на оригинальные товары и услуги, в том числе развлекательные. Этот спрос исходит от растущего среднего класса по всему миру, который имеет свободные средства и заинтересован в повышении комфортности жизни. Другим важным фактором является распространение цифровых технологий, которые меняют формы создания контента, пути распространения и продажи продуктов креативной экономики.

По данным исследования, проводимого в Великобритании в 2016 году, вклад креативной экономики в экономику страны составил более 90 миллиардов фунтов.

Как вы оцениваете текущие положение креативной индустрии в Казахстане?

Британский совет совместно с университетами Казахстана и Великобритании провел картирование креативных индустрий в Казахстане. Полученные данные свидетельствуют о существовании в Казахстане культурной экономики, которая становится важным фактором национального роста в целом и роста городов (Алматы и Астаны в частности). К примеру, на январь 2018 года в реестре юридических лиц насчитывается 17 581 креативных предприятий, которые можно отнести к креативным индустриям Казахстана, что составляет 3,8% от общего числа зарегистрированных в стране юридических лиц. По количеству зарегистрированных предприятий на январь 2018 года креативная экономика в Казахстане превосходит размерами как сферу недвижимости, так и сферу бизнес-услуг.
Креативная Центральная Азия
Такое положение вещей может помочь Казахстану и региону ЦА в целом начать закладывать прочный фундамент креативной экономики. А способствовать этому как раз готов Британский Совет, объявивший прием заявок на гранты для разработки и реализации проектов, нацеленных на обучение предпринимательским навыкам и развитие креативных индустрий в странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), Южного Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия) и Украине.

Цель грантов Creative Spark - развить существующие партнерства или создать новые партнерства между высшими учебными заведениями и национальными институтами креативного сектора Соединенного Королевства и эквивалентными институтами в странах, участвующих в программе.

В конкурсе на гранты могут принять участие британские и местные университеты, фонды, общественные организации, креативные хабы, кластеры, инновационные центры. Для участия в конкурсе заявителям необходимо сформировать партнерство между как минимум одной британской и как минимум одной местной организацией. Заявки на грант должны быть заполнены на английском языке и подаваться британским партнером.

Ожидается, что заявки будут сфокусированы на следующих темах:

- Развитие навыков студентов и молодых креативных предпринимателей

- Поддержка новых бизнес-инициатив и инкубаторов

- Обмен знаниями

Максимальная сумма гранта на каждый проект - 50 000 фунтов. Заявки на меньшую сумму также принимаются. Крайний срок подачи заявок – 8 октября 2018 г.

Данная инициатива является частью пятилетней программы Creative Spark по развитию креативной экономики в странах Центральной Азии и Южного Кавказа.
Программа Creative Spark включает в себя
три основных компонента
Развитие партнерств
между университетами и креативными институтами в Соединенном Королевстве и странах, участвующих в программе, чтобы поддержать обучение предпринимательским навыкам и создать центры предпринимательства.
Разработку учебных программ по предпринимательству
для студентов и креативных предпринимателей, которые будут включать в себя такие темы, как питчинг идей, создание бизнеса, защита интеллектуальной собственности и получение кредитов.
Обучение английскому языку
посредством предоставления доступа к учебным цифровым ресурсам, включая учебные платформы, онлайн-курсы и массовые открытые курсы дистанционного обучения с упором на английский язык для предпринимателей.
С подробной информацией о программе Creative Spark и подаче заявок на гранты можно ознакомиться здесь.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda