Стартап-индустрия

Стопудовые инвестиции

Советы представителя венчурного фонда «100 пудов» для тех, кто ищет инвестиции в свой стартап.
Как идею превратить в успешный бизнес и найти инвестора, готового поддержать проект не только деньгами, но и экспертизой? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к члену правления ИФД «Resmi» и представителю венчурного фонда «100 пудов» Ольге Загидуллиной. Примечательно, что цель данного фонда профинансировать до конца текущего года 10 казахстанских проектов. О том, как повысить свои шансы войти в их число, читайте в нашем материале.
Ольга Загидуллина
Член правления ИФД «Resmi» и представитель венчурного фонда «100 пудов».
- Ольга, расскажите, в чем уникальность венчурного фонда «100 пудов»?
Позвольте, для начала расскажу коротко о параметрах фонда: венчурный фонд «100 пудов» готов инвестировать $200 тыс. в год (до 70 млн тенге), ожидаемая сумма инвестиций – от 1,5 млн до 9,5 млн тенге на приобретение миноритарной доли в проекте. Мы готовы инвестировать в проекты ориентированные на улучшение жизни потребителя или совершенствование бизнес-процессов в компаниях, предпочтительно – масштабируемые до масштаба страны, а возможно и за пределы Казахстана.

Фонд готов инвестировать не только деньги, но и экспертизу команды, помогать в формировании стратегии и кристаллизации видения по проекту. Команда RESMI имеет богатый опыт дистрибьюции и создания брендов, глубокие компетенции в области инвестиций.

В первую очередь, наше преимущество – это быстрый, умный вход в проект и работа: определение соответствия проекта теме и выделение инвестиций в течение двух недель, экспертная поддержка со стороны инвестора. Во-вторых, уже на этапе входа предусматривается решение по выходу из проекта в горизонте 12-36 месяцев, через механизм, коммерчески привязанный к исполнению задач именно стартап периода.
- Какую ценность фонд готов создать в IT-индустрии?
Мы стремимся сформировать новое поколение предпринимателей. RESMI – компания полностью построенная за счет частных средств. То есть без участия государства или каких-либо банковских групп. Нами реализован не один успешный инвестиционный проект. Мы считаем, что можем помочь начинающим предпринимателям научиться строить бизнес, полагаясь на собственные силы и объединяясь с такими же частными предпринимателями, как они.

Также мы хотим, чтобы идеи оставались внутри страны и здесь же превращались в отечественные продукты. На наш взгляд, важно чтобы начинающие предприниматели имели возможность найти поддержку своих идей в своей стране, прежде чем отправиться на поиски инвестиций в Кремниевую долину.

Кроме того, мы стараемся построить мост между оффлайн- и онлайн- сферами, чтобы создать для потребителей более удобную и эффективную среду через интеграцию онлайн-решений в классические оффлайновые сектора экономики.
- На какие кейсы опирается Группа компаний Resmi в работе со стартапами?
Если речь именно о казахстанских стартапах, то классическим кейсом можно считать инвестиции в портал www.pharmprice.kz в начале текущего года.

К нам обратился один из участников проекта с предложением рассмотреть возможность входа. На тот момент портал представлял собой справочник лекарств с возможностью поиска необходимого лекарства по аптечной сети Алматы, и занимал первое место по популярности в Казнете в категории «Медицина». При этом экономика проекта была еще достаточно слабой. Рассмотрев проект, мы пришли к общему пониманию, что нам было бы интересно сотрудничество и, в ходе обсуждения планов дальнейшего развития с участниками проекта, мы сформировали видение дальнейшей трансформации справочника в маркетплейс, а также улучшения экономической модели проекта.

Мы согласовали пошаговый план действий в рамках каждого транша инвестиций и приобрели неконтрольную долю в проекте.
При общении с инвесторами важно понимать ответы на три вопроса: для чего вам нужен инвестор, для чего вы нужны инвестору и в чем уникальность вашего проекта.
- Как вы оцениваете уровень стартап-индустрии в Казахстане?
Поскольку мы только запустили фонд, не думаю, что количество рассмотренных нами заявок является достаточной выборкой, чтобы на ее основании судить об индустрии в целом. Это в какой-то мере наш плюс: возможность смотреть свежим взглядом, иметь индивидуальный подход к каждому проекту.

Можно привести такую аналогию, стартап - как ребенок, «детище» своего создателя, со своими особенностями. Он дорастает до «ясельного возраста» благодаря заботе и усилиям основателя, но наступает момент, когда его «родителю» для дальнейшего развития своего детища нужен кто-то еще, с кем он готов разделить ответственность. На этом этапе и появляемся мы: наша задача помочь основателю сделать его бизнес лучше и сильнее, подсказать направление, в конечном итоге - вырастить из самого основателя уверенного предпринимателя. Поэтому, каким бы ни был уровень стартап-индустрии в целом, каждый отдельно взятый проект заслуживает индивидуального рассмотрения.
- Хорошо, если есть идея, то как ее превратить в бизнес?
Можно выделить несколько этапов трансформации идеи в работающий бизнес.

Первый этап – подготовительный. Это та стадия, на которой формируется понимание, в чем уникальность идеи, какие задачи она решает и для кого. Иными словами, речь идет о том, чтобы определить целевую аудиторию и продукт, который будет предложен потребителю, а также конкурентное преимущество данного продукта. Отсюда формируется бизнес-модель: на чем бизнес будет зарабатывать – на оказании уникальной услуги, на наценке с продажи товара, комиссиях, доставке и так далее: вариантов может быть много. Понятно, что на стадии подготовки неплохо бы «погуглить», есть ли аналогичные продукты и как они работают. Также необходимо определить полный список того, что нужно для запуска запланированного бизнеса и что из необходимого команда может сделать своими силами, сколько примерно средств необходимо на покупку недостающих частей, и есть ли какие-либо альтернативные способы получения желаемого.

Отдельный шаг – это формирование команды, которая необходима на начальном этапе реализации проекта.

Второй этап – создание инфраструктуры и реализация продукта. Поиск первого финансирования (как правило, собственные средства создателей или разного рода бизнес-ангелы), написание кода, создание дизайна, тестирование, отладка процессов, договоренности о логистике. Стадия завершается получением готового к первым продажам продукта.

Третий этап – маркетирование. Это тот момент, когда ваш продукт выходит на рынок и начинает продаваться. Этап включает разработку маркетинговой стратегии, поиск партнеров, получение первой обратной связи. Это та стадия, перед которой мы предпочитаем входить в проекты, поскольку маркетирование и создание бренда – это именно то, что мы любим и хорошо умеем делать, и то, где мы могли бы создать добавленную стоимость для проекта в качестве инвестора.
- Какие сейчас требования к команде и ее компетенции?
Требования к компетенциям команды вытекают из того, какие основные функции она должна выполнять для успешного развития проекта: иметь видение продукта и определять стратегическое развитие (стратегия), создавать и поддерживать продукт (технологии), уметь продавать его (продажи и маркетинг), осуществлять финансовое планирование и контроль (финансы).

Помимо этого, в зависимости от специфики проекта, могут требоваться дополнительные компетенции. Например, для организации интернет-магазина необходимо продумать логистику. Для стартапа с медицинским профилем важно иметь доступ к медицинской экспертизе и т.д.

Хорошая новость в том, что часть компетенций можно аутсорсить.
- Как стартаперам привлечь инвестора и к чему им быть готовыми?
При общении с инвесторами важно понимать ответы на три вопроса: для чего вам нужен инвестор, для чего вы нужны инвестору и в чем уникальность вашего проекта.

Диалог пойдет гораздо проще, если вы знаете ответы на эти вопросы, понимаете, какие следующие шаги вы хотите предпринять в развитии проекта, сколько вам на них нужно денег и какого эффекта от этих шагов вы ожидаете.

На первом этапе нужно быть готовым раскрывать информацию о проекте, а также пустить в партнеры инвестора, который будет иметь свой голос в определении стратегии компании. Ну и, конечно, нужно быть готовым, после формирования единого, разделяемого всеми сторонами видения, хорошенько поработать над реализацией планов.
Справка
Если у Вас есть интересный проект, и Вы заинтересованы в привлечении умных инвестиций от фонда «100 пудов», по всем интересующим вопросам Вы можете обратиться по электронной почте 100pudov@resmi.kz, или по телефону +7 727 266 70 77 (вн. 356 - Данияр, 341- Ольга).
Рахимбек Асанов
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda