СТИЛЬ жизни

Спрос на мобильность

Так можно охарактеризовать новый тренд, затрагивающий городских жителей, которые устали проводить свою жизнь в пробках на дорогах.
Решить появившуюся потребность взялись производители мобильного электротранспорта. Причем ниша оказалась настолько перспективной, что помимо частных собственников элеткросамокатов (количество которых с каждым годом растет) в крупных мегаполисах по всему миру стали появляться кикшеринговые сервисы.
Справка

Понятие «кикшеринг» происходит от английских терминов «kick scooter» (самокат) и «share» (делиться). По аналогии с каршерингом оно означает краткосрочную аренду самокатов. До мая 2018 года у такого сервиса не было названия на русском языке, пока в опросе, проведенном российским телеграм-каналом «Каршеровод», 69% респондентов не проголосовало за «кикшеринг». Первым крупным кикшеринговым сервисом в мире стал американский Bird. Его основал бывший вице-президент по развитию Uber Трэвис Вандерзанден, который привлек к стартапу 115 млн долл. К лету 2018 года у компании было 1600 электросамокатов.
Сегодня услугами кикшеринга можно воспользоваться во многих крупных городах мира - Москве, Сингапуре, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Ницце, Риме, Милане, Стокгольме, Лиссабоне, Амстердаме, Гааге, Роттердаме и т.д.

Тем временем электросамокаты и электровелосипеды набирают популярность и в Казахстане. Особенным спросом мобильный электротранспорт пользуется у жителей «наклонного города» Алматы. Так в связи с обустройством улиц велодорожками и пешеходными зонами, спрос алматинцев на модное средство передвижения увеличился на 70%. Это стало толчком для появления в южной столице первой в Казахстане системы кикшеринга, которая решит проблему первой и последней мили в крупных городах. Речь идет о передвижении от дома до точек отправления общественного транспорта. Оператором системы выступит компания «Ozim Scooters» (директор Асылбек Есенов). Об этом на своей странице в Facebook сообщил заместитель акима г. Алматы Ерлан Аукенов.

В сообщении говорится: «На первом этапе планируется установить 35 станций и 300 электросамокатов. Также первый опыт предоставления услуг кикшеринга показал, что во избежание загромождения тротуаров и пешеходных зон, электросамокаты будут иметь свои станции аренды».

Кроме того у сервиса кикшеринга будет собственное мобильное приложение, при помощи которого пользователь сможет разблокировать и привести в действие арендуемый электросамокат. При этом блокировка транспортного средства будет происходить только при прикреплении электросамоката к станции. Предполагается, что оплату, в том числе, можно будет делать карточкой «ОНАЙ».
Справка

Для пользования электросамокатами нет необходимости иметь водительские права. Разрешается проезд только по велодорожкам или по правую сторону от проезжей дороги. Основное требование - не создавать аварийных ситуаций. Иными словами в отличие от США, в Казахстане правила передвижения на мобильном транспорте очень просты. В штатах желающих прокатиться с ветерком, обязуют носить шлем во время езды и сигнализировать жестами о своих маневрах. Кроме того у них запрещено ездить по тротуарам и парковаться, блокируя пандусы, пешеходные дорожки и скамейки.
«Стоимость аренды «Ozim Scooters» - 25 тенге в минуту и плюс 100 тенге за разблокировку. Цена одна из самых низких в мире; Париж - 420 тенге, Берлин - 80 тенге, Амстердам - 120 тенге», - уведомил горожан замакима на своей странице в Facebook.

Также в публикации он указал адреса планируемых станций: Желтоксан - Маметовой; Сейфуллина - Макатаева (Mega Park); Назарбаева - Макатаева; Назарбаева - Кабанбай Батыра; Назарбаева - Курмангазы; Жолдасбекова - Достык; Мендикулова - Снегина; Хаджымукана - Назарбаева; Байсеитовой - Абая; Шевченко - Желтоксан; Наурызбай - Батыра Абая; Сейфуллина - Шевченко; Муканова - Кабанбай Батыра; Уалиханова - Абая; Жарокова - Кабанбай Батыра; Жарокова - Абая; Шевченко - Манаса; Карасай Батыра - Наурызбай Батыра; Пушкина - Макатаева; Достык - Казыбек би; Уалиханова - Кабанбай Батыра; Сатпаева - Достык; Маркова - Попова; Район Есентай Молл; Маркова - Габдулина; Тимирязева - Шашкина; Тимирязева - Байзакова; Манаса - Бухар Жирау; Жарокова - Бухар Жирау; Розыбакиева - Кабанбай Батыра; Розыбакиева - Толе би; Гагарина - Сатпаева; Карасай Батыра - Айтиева; Байтурсынова - Толе би; Масанчи – Сатпаева.

Мнения алматинцев же разделились на два лагеря: тех, кто полностью поддержал проект и тех, кого смутили кое-какие условия. Некоторые жители южной столицы обеспокоены предварительной стоимостью аренды электросамокатов. По словам комментаторов в Facebook, проще и дешевле купить свой самокат. По их мнению, цена за аренду электросамокатов также очень близка со средними расценками на проезд в такси.

Мы не будем приводить комментарии "диванных экспертов", вместо этого остановимся на мнении автора блога по байкшерингу Ербола Султанбаева.

"Инфрастуктура Алматы для самокатов оставляет желать лучшего. Поскольку у нас в городе уклоны по 2-3 градуса, моторы будут испытывать нагрузки, а в летнее время еще и перегрев. Это будет вести к перегоранию. Если только у них мотор мощностью не 300-350W. Электроника может ломаться от ударов и тряски. Все эти эксплуатационные расходы, а также вандализм оператору нужно будет компенсировать. Плюс ребалансировка скутеров по станциям и их зарядка - тоже дополнительные расходы для бизнеса. Самокат должен успевать себя отбить прежде он сломается. А при нынешнем расположении станций предполагаю, что 70% системы будут простаивать, ибо невыгодно людям", - считает он.

Ербол в переписке с нами также поделился своим исследованием, которое он провел после новости о появлении в Алматы кикшеринговой системы (далее мы цитируем исследование):

Ерлан Аукенов на своей странице в Fecebook предоставил список пересечений, где собираются установить станции самокатов с зарядкой. Я эти станции вручную занес на свою Google-карту и потом написал код, который считывает расстояние между ними. Программа берет две станции - начальную и конечную, строя при помощи сервиса Google маршрут. Выбирается из предложенных вариантов маршрутов самый короткий.
Примерно как тут, только при помощи небольших навыков программирования.
Выбирается самый короткий маршрут, пробки не учитываются, так как самокаты не стоят как правило в пробках.
Таким образом, мы получаем близкие к реальным значения расстояний между станциями, так как прокладывать расстояния по прямой неправильно. Самые далеко расположенные друг от друга станции, находятся на расстоянии 8 км (самая красная дистанция). Самые близко стоящие станции - находятся друг от друга на расстоянии 425 м (самая зеленая дистанция).
Среднее расстояние между станциями - 3,5км.

Алматы город не плоский, средний уклон рельефа внутри "Малого кольца" составляет около 2 градусов. Поэтому ехать вниз, вверх или по горизонтали - это будут разные скорости. А значит и время, и стоимость проезда одного и того же маршрута тоже будут отличаться. Можно выделить 3 скорости для распространенного типа самокат Xiaomi Mijia M365:
- 15 км/ч, когда едешь вверх,
- 20 км/ч, когда едешь по горизонтали,
- 25 км/ч, когда едешь вниз.

Это со средним весом человека.

Если станция расположена на расстоянии 3,5 км, тогда:
3,5 км делим на 15 км/ч = 0,233 часа, это около 14 минут.
20 км/ч - 10,5 минут;
25 км/ч - 8,4 минуты.

Так как после разблокировки самоката в приложении дополнительное время уходит на проверку, на поправиться, на ожидание светофора, на парковку и пр., то можно прибавить к каждому варианту по 2 минуты.

Итого:
15 км/ч - 16 минут,
20 км/ч - 12,5 минут,
25 км/ч - 10,4 минуты.

Предлагаемые тарифы самокатшеринга: 100 тенге за разблокировку и 25 тенге в минуту аренда.

Итого:
15 км/ч - 16*25+100=500 тенге,
20 км/ч - 413 тенге,
25 км/ч - 360 тенге.

На скорости 25 км/ч при лимите в 400 тенге максимум можно уехать на 4,16 км с учетом 2 минут на светофор и прочие отвлекающие факторы.

Почему я беру лимит в 400 тенге, потому-что в Яндекс.Такси минимальная поездка стоит 400 тенге, не говоря уже про «поймать рукой». То есть станции 3,5 км уже не работают на 15 км/ч, потому-что поездка будет стоить 500 тенге.

Да, 4 км - это неплохое расстояние, но я думаю, что в реальности по городу средняя скорость на самокате, который предлагают Ozim Scooters, будет не более 20 км/ч.

Их самокат выглядит как гибрид Ninebot и Xiaomi M365. Думаю, у них электродвигатель стоит с номинальной мощностью 250 Вт. Такой же как и у всех Xiaomi, на которых катаются алматинцы.

Нужно ориентироваться на худший вариант, то есть на 15 км/ч. При такой скорости и лимите в 400 тенге можно проехать максимум 2,5 км, с двумя минутами на вынужденные остановки.

Чтобы вы понимали, 2,5 км выглядят так:
С другой стороны, бизнес вряд ли сможет снизить стоимость аренды самокатов из-за их износа и амортизации, и чтобы не работать себе в убыток.

Но я бы не сказал, что желающих ездить на самокате на 2,5 км у Ozim Scooters не найдется. Скорее, такие люди найдутся, но их будет мало.

Станций, которые стоят на расстоянии меньше 2,5 км друг от друга сейчас всего-лишь около 30%. То есть остальные 70% возможных маршрутов не будут работать, а значит люди, которым эти маршруты интересны, не смогут воспользоваться этим транспортом.

Количество маршрутов при лимите 2500 метров:
Количество маршрутов при лимите 4000 метров:
Количество маршрутов при лимите 8000 метров:
Другая проблема в том, что самокатшеринг (автор исследования намерено избегает понятие "кикшеринг" - Ред.) - это транспорт первого и последнего километра - first/last mile.

Это значит, что самокатшеринг сам по себе изолированно не существует в мировой практике. Он является дополнением к общественному транспорту там, где его не хватает.

Допустим, вы выходите с работы где-нибудь в Самале, в Нурлы-Тау, садитесь (встаете) на самокат, едете вниз до станции метро имени Абая или "Байконыр" (2 км за 270 тенге), потом едете на метро (за 80 тенге), выходите на станции метро "Алатау" и "Сайран" и едете еще 1-2 км домой вверх или вниз (225-300 тенге). Итого стоимость передвижений без пробок: 575-650 тенге. Если сравнить с Яндекс.Такси, расценки которого достигают 1000+ тенге в часы пик, то это вполне конкурентная цена, опять же, не сравнивая с такси пойманным «с руки».

Поэтому самокатшеринг в Алматы должен следовать своей основной цели - быть транспортом первой и последней мили. Находиться возле станций метро - это раз. И помогать людям доехать туда, куда автобусов не хватает - это два.

Отмечу, что станции Ozim Scooters повторяют распределение плотности проживающих, но ими не были учтены места работы людей, например БЦ "Нурлы-Тау" и финансовый центр на Аль-Фараби - Сейфуллина, БЦ "Алматы-Тауэрс" на Сатпаева - Муканова и пр.
У велошеринга и самокатшеринга много общего.

Например, у этих сервисов, так как они оба бывают docked (с доками, то есть со станцией) и dockless (бездоковые, без станции), есть общие принципы размещения в городе, метрики и тд.

Кстати, я переводил гайд от NACTO по размещению станций велошеринга.

Например, по отчетам велошеринговых операторов, сервисная зона каждой станции велошеринга в радиусе 400 метров. То есть люди согласны пройти 400 метров до ближайшей станции, но если она будет дальше 400 метров, то люди могут отказаться от затеи воспользоваться шерингом и поймать такси или искать другие варианты. Эти же принципы будут работать и для самокатшеринга.

Мы пока не знаем, сколько в каждой станции будет доков (слотов) для парковки самокатов, но есть такое правило, что на каждые 1000 человек в сервисной зоне (в пределах радиуса 400 метров) должно быть 10 доков в идеале.

Сервисная зона 400 м. (зеленые кружки):
Видно, что сервисные зоны станций не покрывают станции метро Ауэзова, Жибек Жолы, Райымбека, пешеходные тусовочные места на улицах Панфилова и Жибек Жолы, а также БЦ "Алматы Тауэрс", БЦ "Нурлы-Тау", финансовый центр где расположен "Халык Банк".

Многие пишут в комментариях, что ни велошеринг, ни самокатшеринг, ни каршеринг - не хотят спускаться ниже проспекта Райымбека, но если смотреть по карте плотности населения, то видно, что плотность там небольшая, потому-что частный сектор в основном.

За велошерингом и самокатшерингом, особенно электрическим явно будущее. Не зря крупные гиганты как Uber и Lyft приобрели себе и то и другое, и теперь конкурируют на рынке шеринга, вливая сотни миллионов долларов в проекты. И самокатшерингу, и велошерингу в Алматы должно быть уделено тщательное внимание и проведено изучение вопросов планирования и управления таким бизнесом.

Чтобы бизнес Ozim Scooter был успешным, нужно пересмотреть тарифы, а также предусмотреть станции в недостающих местах, в том числе те, которые указаны выше.

И это не говоря о том, что помочь развалить их бизнес с 300 самокатами наперевес с инструментами наверняка уже готовится очередь. Кстати, о кражах и вандализме. Один из возможных вариантов избежания этих проблем, это громко и ясно во всех СМИ сообщить о том, что если человек стал свидетелем краж или вандализма, а также продажи самокатов или запчастей Ozim Scooters, то этому человеку нужно срочно сообщить в компанию, за что он получит вознаграждение, если преступника в итоге задержат. При этом приложить фото как выглядит их самокат и детали. В итоге продавать на olx и т.д. будет сложно, поскольку люди будут осведомлены. А воровать или ломать будет опасно - могут сдать. Таким образом, компания сможет сохранить имущество, заплатив меньшую цену, нежели из своего кармана восполнять полную стоимость украденного велосипеда или тратиться на починку.
От редакции

Иными словами новость о появлении в Алматы системы аренды электросамокатов оказалась актуальна для горожан, но вызвала много вопросов и предложений по улучшению сервиса.

Нашей редакции стало интересно напрямую пообщаться с жителями города (обычными обывателями) по поводу новых участников движения в городе и реализации первого в Казахстане проекта по аренде электросамокатов.
Вопросы

1. Какой вид мобильного электротранспорта вы встречаете на улицах своего города чаще всего?

2. Являетесь ли вы сами владельцем мобильного электротранспорта? Если нет, то хотели бы иметь?

3. Как бы вы оценили готовность инфраструктуры нашего города к эксплуатации мобильного электротранспорта ?

4. Слышали ли вы о запуске в Алматы системы кикшеринга (аренда электросамокатов)? Как думаете, будет ли это удобно, будете ли сами пользоваться?
ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ, КЛИКНИТЕ ПО ИКОНКЕ "+".
Сара Истекова, 60 лет
1. Чаще всего встречаю на дорогах электросамокаты. Так как я езжу за рулем, то вижу, как спокойно и без пробок едут люди разных возрастов на этом транспорте. Я еще удивлялась, не болит ли у них спина стоять всегда так ровно. Мне, как водителю, они совершенно не мешают.

2. Нет, но я хотела бы электромобиль. Потому что он тоже экологичный. Я, как пассивный борец за экологию, озабочена ее состоянием в мире и, в частности, нашем городе. Хотелось бы сократить количество машин, надеюсь, что в скором будущем хотя бы 50% населения будет являться пользователями электротранспорта. Для этого, конечно, нужно увеличить число зарядных станций.

3. Как человек, не имеющий малый электротранспорт и представления, как на нем можно ездить, затрудняюсь ответить. С появлением у нас велосипедных дорожек на проезжей части, думаю, стало лучше для велосипедистов и тех, кто ездит на самокатах. Правда, многих водителей вначале жутко возмутило такое сокращение проезжей части в пользу вышеупомянутых. Проезд по дорогам для автомобилей кажется мне опасным для велосипедистов. Хорошо, что на некоторых улицах как Тимирязева, велосипедные дорожки расположены возле тротуара.

4. Нет, а что, такие действительно будут? Было бы хорошо, я бы как раз и попробовала, вдруг войду во вкус (смеется).
Мухаметкали Толеубаев, 18 лет
1. На дорогах электросамокаты, в парках и на Арбате гироскутеры и сигвей.

2. Да. У меня сейчас электросамокат, раньше был гироскутер, но на нем не совсем удобно передвигаться и он в разы медленнее, чем электросамокат. Раньше ездил на велосипеде, но не всегда есть возможность принять душ после такой поездки. К тому же из-за подъемов в городе, трудно не прилагать сильных усилий, чтобы доехать до учебы. Уставал. А сейчас я спокойно доезжаю.

3. Считаю, что Алматы еще на пути к полноценной готовности. Потому что наши дорожки есть не на всех улицах, иногда водители, особенно таксисты, забывают про нас как таких же полноправных представителей транспорта, паркуются, перегораживая путь или резко подрезают, чтобы посадить голосующего клиента. Это иногда выводит из себя. К тому же, пока удобно ездить только в центре, в нижней же части города нет таких условий. И еще, я и мои друзья, которые также пользуются электросамокатами, не совсем довольны качеством асфальта на многих дорогах. Если посередине проезжей части асфальт может быть равномерным, то передвигаясь по правую сторону дороги, мы часто натыкаемся на кочки и ямы. Также хотелось бы, чтобы администрация города выровняла сопряжения тротуаров с асфальтом, как, например, на улице Назарбаева, где для самокатов там часто слишком большие перепады высот.

4. Друзья сообщили, я не возражаю. Было бы удобно воспользоваться услугой, если вдруг, мой самокат сломается. Но, я опасаюсь пробок. Сейчас, когда немногие пользуются электросамокатами, по узким велодорожкам можно передвигаться. Если нас станет больше, думаю, это может стать проблемой. И еще цена, мне кажется, чуть завышена. Хотя, если нечасто пользоваться, выйдет намного дешевле, чем покупать собственный.
Тобыл Жылкыбаев, 42 года
1. Самокаты, которые сами тебя везут. Электросамокаты, кажется. Но, это только весной, летом и ранней осенью. Зимой электротранспорт я не наблюдаю.

2. Нет. Но, я бы хотел его себе приобрести для прогулок вечерами, когда ноги и тело устает, а подышать свежим воздухом хочется. Для поездок где-нибудь по ул. Панфилова или в сторону гор, я подумываю купить, только нужно узнать детали по подзарядке, надеюсь, что заряда хватает не на полчаса. А днем я предпочитаю наши обычные автомобили. Как только электроавтомобили станут чуть доступнее, приобрету обязательно.

3. Думаю, что не совсем. У меня дочка просит купить ей электросамокат, но из-за близкого расположения к проезжей части, где «лихачат» таксисты, я ей отказываю в покупке, боясь за ее безопасность. Сейчас устанавливают защитно-разграничивающие столбцы, я видел по ул. Байтурсынова и ул. Шевченко, но кого это спасет. Я считаю, что нужно сильнее развивать велоинфраструктуру - велодороги и велополосы. Пока их крайне мало, и большинство самокатчиков, скорей всего, будут использовать тротуары, а это нежелательно как для пешеходов, так и для тех, кто передвигается на электросамокатах.

4. Слышал. Надеюсь, что их не будут оставлять, где попало. Наш народ не сильно дисциплинированный. Я бы прокатился для интереса, но, все равно хочу приобрести свой. Все-таки когда вещь твоя, ты к ней бережнее относишься.
То, что администрация города старается идти в ногу со временем, поддерживая и создавая условия для экологичных видов транспорта (что возможно частично разгрузит проезжую часть), не может не радовать. Теперь очередь горожан сделать ответные шаги на встречу решения экологических проблем города.
Дилором Кадырова
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda