Мнения и аналитика

Закон бутерброда

Президент АКИБ Константин Горожанкин о рынке

e-commerce.
Самые развитые страны мира делают ставку на развитие интернет-рынка. Мы тоже хотим жить с такой парадигмой. Но есть одна сложность, с которой сложно не считаться. Рынок Казахстана – словно бутерброд, на который намазали тонкий слой масла. Из-за низкой плотности населения крайне сложно масштабировать свои бизнес-проекты внутри собственной страны.

Есть ли какой-то выход из этой ситуации, а также почему важно уметь видеть не только свой бутерброд, но и всю тарелку с сэндвичами? Об этом в своем выступлении на VI Инновационном форуме в Алматы рассказал Константин Горожанкин – евангелист казахстанского рынка e-commerce.
Досье
Работая в Народном банке, Константин Горожанкин стоял у истоков появления интернет-банкинга в Казахстане. Сейчас он продвигает стартапы, занимается инвестициями и является президентом Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и электронной коммерции (АКИБ).
У казахстанских игроков сферы электронной коммерции есть уникальный шанс выйти на рынок соседних стран. Да, мы действительно немного отстаем от других развитых государств, но есть и те, в которых мы можем показать себя и свои возможности.

Казахстан – это страна с огромной территорией, но минус в том, что мы размазаны по ней тонким слоем. Если карту Казахстана наложить на всю Европу, то западная ее часть практически полностью была бы нами покрыта. Хотя у нас в среднем на один квадратный километр проживает всего 6 человек (184-е место в мире по плотности населения). В стране по грубым подсчетам – свыше 10 миллионов интернет-пользователей.

Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и электронной коммерции во время ежегодной распродажи товаров через Интернет «Кибержумы» фиксировала все совершенные онлайн-покупки. Это позволило нам выяснить, что львиная доля покупателей пришлась на Алматы – 55%. Наша столица показала результат в три раза хуже – 17%. А на третьей позиции расположились карагандинцы с 11%. Эти города уже созрели для электронной коммерции и готовы к потреблению интернет-услуг. Но перед нами сейчас стоит задача, чтобы пользователи, не знакомые ранее с онлайн-покупками, наконец-то впервые приобрели что-либо через Интернет. Ведь, как показывает мировая практика, самое сложное – это осуществить первую покупку в Сети. В среднем у людей на это уходит до трех лет.
«Город яблок» с точки зрения старта крупных проектов находится в очень хорошем положении, тут можно тестировать и проводить экспертизу новых продуктов.
Оборот рынка e-commerce в Казахстане за 2015 год составил 800 млн долларов. По итогам 2016 года рынок уже «дышит в спину» миллиарду долларов.

24 мая 2011 года Яндекс вышел на IPO. Что из этого вышло? Вышло две вещи:

1. В один момент в компании Яндекс 180 человек стали долларовыми миллионерами. У нас столько миллионеров нет во всей стране (смеется).

2. Транснациональную компанию построили два казахстанца, которые учились в нашей РВМШ (Республиканская физико-математическая школа) – Аркадий Волож и Илья Сегалович.

О чем это говорит? В наших школах и в наших головах есть потенциал для реализации больших проектов и выращивания новых целеустремленных гениев. Надо только создавать условия для роста и «почву для посева».

К 2013 году средняя зарплата казахстанцев превысила 700 долларов. А потом из-за девальвации начала падать. Сейчас она колеблется чуть ниже показателей 2013 года.

Совсем недавно я разговаривал с ребятами из Грузии и Израиля. Они удивились, узнав, что нанять IT-специалиста у нас в стране стоит довольно дешево и что можно весьма экономично реализовывать проекты для глобального рынка. Мы можем штамповать стартапы с меньшими ресурсами, чем США, Украина или Израиль.

Если мы хотим и дальше развивать e-commerce, стоит взглянуть на Эстонию, где национальные выборы проходят в формате онлайн-голосования уже свыше 12 лет. Городом – катализатором развития e-commerce может стать Алматы, так как по плотности населения мы уступаем лишь Москве, Санкт-Петербургу, Киеву, Ташкенту, Баку и Минску.

«Город яблок» с точки зрения старта крупных проектов находится в очень хорошем положении, тут можно тестировать и проводить экспертизу новых продуктов.

Но есть разница между тем, что покупают в мегаполисах и мелких городах.
В регионах больше приобретают парфюмерию, косметику и одежду (данные Wildberries и Lamoda), так как в локальных ТРЦ сложно найти красивую, модную и доступную одежду под свой вкус. В результате людям в регионах приходится активно пользоваться интернет-магазинами.
Мы проанализировали также, что казахстанцы покупают с помощью своих банковских карточек. В 2012 году, как показали данные, наши граждане в 90% случаев, используя карточки, покупали в основном за рубежом. В 2014 году мы в три раза нарастили мощь отечественных интернет-магазинов – 30% людей пользовались нашим рынком e-commerce, а в 2016 это цифра выросла до 48%.

Идет благоприятный процесс резкого перехода наших граждан с зарубежных онлайн-магазинов на отечественные.
Как только в какой-то стране 20% населения оказываются пользователями Интернета, начинает расти электронная коммерция.
Сейчас я пишу докторскую диссертацию, и в рамках одного из исследований я хотел проанализировать ведущие страны мира, чтобы понять, при каких условиях в них появлялись на свет успешные проекты. Анализ был построен на базе 20 показателей – начиная от ВВП и заканчивая вероисповеданием. Дальше мы наблюдали за тем, как эти показатели менялись за несколько лет развития Интернета. Таким образом, мы проанализировали 10 крупнейших стран, на которых развивается рынок e-commerce.

Затем мы провели подобное исследование среди 20 стран, население которых сопоставимо с нашим (10-20 миллионов человек), чтобы понять, при каких условиях в Казахстане можно запускать интернет-сервисы с большим потенциалом стать востребованными за рубежом.

И напоследок мы проанализировали страны с населением свыше 50 миллионов, дабы узнать, на каком этапе стоит заходить на их рынок.

Для нас самым важным был один показатель, который являлся отправной точкой в развитии e-commerce во всех случаях: как только в какой-то стране 20% населения оказываются пользователями Интернета, начинает расти электронная коммерция.

Пока не были достигнуты эти 20% процентов, какие-бы магазины ни запускались – они терпели неудачу.

США достигли этого показателя в 1996 году, Великобритания – в 1998 году, Россия – в 2006 году, и, наконец, Казахстан встал в ряд с ними в 2011 году. Именно это является причиной того, что мы сильно отстаем от западных стран в плане развития e-commerce.

Тем не менее Казахстан со своими проектами может уверенно заходить на рынок Филиппин (96 миллионов человек), Индонезии (247 миллионов человек), Вьетнама (92 миллиона человек), Бангладеш (162 миллиона человек) – все эти страны идут позади нас в плане развития Интернета.

К слову, недавно я был в Ташкенте, в котором созданы прекрасные условия для запуска наших проектов, так как население там очень активное.

Кстати, за последние тридцать секунд в США через e-commerce было потрачено 387 тыс. долларов. А в Казахстане всего – 2,7 доллара.
Темирлан Нихамбаев
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda