Лин-менеджмент: на пути к лидерству

Японские мотивы в казахстанском бизнесе

Об актуальности философии кайдзен и принципов бережливого производства.
В ноябре в Алматы прошла VI Национальная конференция консультантов Казахстана «Консалтинг — новые подходы в новой реальности». Подходы действительно меняются, ведь если исходить из программы мероприятия, то много внимания в ней было уделено особенностям применения кайдзена в Казахстане. Тогда как еще совсем недавно казахстанские бизнесмены мало знали о японской философии непрерывного совершенствования.

В кулуарах конференции мы побеседовали с менеджером по Казахстану группы поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Алмой Касымовой.
Расскажите о ситуации в предпринимательстве, которую вы наблюдаете, работая с МСБ и различными консультантами в Казахстане.
Мы реализуем программу по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане. Это некоммерческая программа развития МСБ через предоставление грантов на поддержку деловых консультаций. Мы наблюдаем, что как консультанты (которые тоже являются представителями деловой среды), так и предприниматели вынуждены адаптироваться к текущей экономической ситуации. Как результат, сегодня востребован консалтинг, который дает быстрые результаты. Связано это с тем, что ситуация настолько непредсказуема, что бизнес не может планировать даже на 5 лет. Это привело к тому, что если раньше у консультантов была какая-то четкая узкая специализация, то сейчас они берутся за все проекты, в том числе чаще стали участвовать в государственных тендерах. То же самое и у предпринимателей в целом. Те из них, кто сильно пострадал от девальвации, теперь стараются выбирать себе не иностранных, а местных поставщиков.
На конференции консультантов много внимания уделяется кайдзену. Насколько сегодня эта философия актуальна для казахстанского бизнеса? Могут ли предприниматели через вас получить консультацию международных экспертов?
Именно ЕБРР завез в Казахстан кайдзен в 2010 году как новый вид консалтинга. У нас уже много успешных кейсов. Один из них — Алматинский вентиляторный завод, есть и другие. Сама философия кайдзена актуальна как никогда, потому что включает в себя принципы бережливого производства, сокращение расходов, да и собственно выживание, оптимизируя собственные внутренние ресурсы. Ведь кайдзен как раз можно рассматривать как наведение порядка, изыскание в компании внутренних источников, которые позволяют с минимальными расходами поддерживать производство. В рамках программы ЕБРР по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане мы можем предоставлять предпринимателю как местного консультанта, так и международного эксперта. Единственное, во втором случае предусматривается больший вклад самого предпринимателя, поэтому международные эксперты больше доступны среднему бизнесу. И именно в данном случае предусматриваются поездки в любую страну, в которой экономически заинтересована наша клиентская компания. А поскольку мы говорим о кайдзене, то это может быть визит в Японию. Речь идет о так называемых B2B-турах, которые организуются после совместного проекта консультанта и предприятия, что позволяет посмотреть на практике, как подобное реализуется в компании другой страны.
Справка
ЕБРР совместно с партнерами (JICA, GIZ) с 2010 года обучил более 20 казахстанских консультантов по направлению кайдзена. Одна из миссий ЕБРР — содействовать становлению сильного, конкурентоспособного рынка консалтинга. Для этого институт развития регулярно организует тренинги для консультантов из всех регионов Казахстана. На данный момент порядка 30 компаний внедрили кайдзен при поддержке ЕБРР.
Полезная информация
Программа ЕБРР по поддержке МСБ в Казахстане осуществляется при финансовом содействии МНЭ РК и включает в себя:
— помощь в определении потребностей предприятия в консультационных услугах;

— подбор международного отраслевого эксперта;

— организацию проекта, включая заключение контрактов, расчеты с экспертами и пр.;

— предоставление гранта, который компенсирует 50-88% стоимости услуг международных отраслевых экспертов.

Международные отраслевые эксперты обладают как минимум 10-15-летним практическим опытом в той же отрасли, в которой работает предприятие-заявитель. Для реализации проекта может привлекаться как один эксперт, так и команда из 2-3 экспертов.

Цели проекта могут включать такие стратегические цели предприятия, как выход на новые рынки, повышение производительности, подготовка к международной сертификации, улучшение системы продаж и дистрибуции, разработка маркетинговой стратегии, расширение ассортимента продукции, поиск иностранных поставщиков или партнеров и многое другое.

Длительность проекта — 12-18 месяцев, в течение которых эксперт или команда экспертов осуществляют регулярные визиты на предприятие (8-12 визитов длительностью до недели).

Основные условия участия предприятий в программе:

— размер — автономное предприятие, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства;

форма собственности — частное предприятие с контрольным пакетом у граждан РК (не более 49% иностранного участия в капитале);

— сфера деятельности — деятельность во всех приоритетных секторах в соответствии с четвертым направлением Единой программы развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса — 2020»;

— опыт операционной деятельности — как минимум два года успешной работы;

полный пакет заявочной документации на участие в программе — заполненный оригинал заявки согласно стандартной форме, копии учредительных документов предприятия, копии финансовых отчетов за два полных предыдущих года и текущий период на момент подачи заявки.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda