Мнения и аналитика

Виртуальные услуги для реальных проектов

Рынок IT-индустрии постоянно претерпевает изменения, и такие крупные игроки, как «Казахтелеком», не остаются в стороне от общих тенденций.
Редакция «&» решила узнать, как развивается IT-направление бизнеса в компании, и побеседовала с главным директором по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Маратом Абдилдабековым.
Марат Мухтарович, какие основные достижения 2016 года вы бы отметили?
Внимание ИТ-блока нашей компании в прошлом году и в начале текущего было сконцентрировано на развитии цифровизации в соответствии с мировыми трендами и реализацией задач, отраженных в Послании Президента Республики Казахстан в части формирования цифрового Казахстана. Сегодня наша цель — предложить комплексные решения и создать новые условия для трансферта технологий, и именно для этого потребовалось обновление программы трансформации «Өрлеу» с акцентом на реализации цифровых проектов.

Что касается итогов 2016 года, то АО «Казахтелеком» по-прежнему занимает одно из лидирующих мест на рынке облачных вычислений и услуг data-центров. Онлайн-сервисы также показали стремительный рост, так, например, потребность в нашей услуге «Виртуальный дата-центр» увеличилась более чем в 2 раза.
Давайте подробнее остановимся на позициях компании в базовом ИКТ-секторе в части предоставления инфраструктуры, аренды программного обеспечения, услуг виртуального дата-центра, системы хранения данных. Какие из них являются драйверами роста?
Для инфокоммуникационного оператора ИТ-технологии имеют ключевой статус и содержат в себе два приоритетных направления.

Первое — обеспечить поддержку своего бизнеса с точки зрения автоматизации процессов. Здесь первостепенны клиенты и их потребности, меры по улучшению процессов предоставления наших услуг, куда входят выставление счетов, тарификация, биллинг, автоматизированные процессы по обслуживанию клиентов. Качество этих процессов и удовлетворенность от их использования конечными потребителями на 60% зависит от IT-систем и решений. Приведу один пример. Благодаря действующей в «Казахтелекоме» системе управления взаимоотношениями с клиентами при звонке или ином контакте потребителя оператор видит статус звонящего, историю всех предыдущих обращений и т. д. Другими словами, все нововведения мы начинаем с себя, и только при подтверждении их эффективности мы предлагаем те или иные решения нашим клиентам.

Второе не менее важное направление — это дополнительные сервисы и услуги, которые позволяют развиваться в смежных сферах и компенсировать снижение доходов в результате снижения потребления в традиционных услугах — фиксированной телефонии, интернета и т. д. Именно поэтому мы уделяем большое внимание развитию современной инфраструктуры, облачных технологий и IT-сервисов на базе центров обработки данных.

К слову, собственную сеть дата-центров я бы также причислил к перспективным направлениям, которые пользуются спросом и приносят стабильный доход. В 2016 году услугами дата-центров воспользовались свыше 11 тысяч компаний. Причем мы понимаем, что внутри тех же дата-центров можно развивать другие новые направления, такие как Big data, е-commerce, облачные вычисления.

На сегодняшний день наша собственная сеть состоит из 16 дата-центров общей площадью более 11 тыс. кв. м, позволяющих разместить почти 23 000 единиц оборудования. Фактически мы обладаем такими мощностями, которые позволяют удовлетворить существующий спрос на облачные и виртуальные услуги.

Также подчеркну, что сегодня мы точно не ассоциируем себя с поставщиками оборудования и лицензий, и именно по этой причине в компании было принято решение об отказе от деятельности в области системной интеграции. «Казахтелеком» будет концентрировать свое внимание на предоставлении услуг дата-центров, облачных технологий, IT-аутсорсинга, е-commerce, финансовых и платежных сервисах, в основе которых лежат цифровые технологии.
Все нововведения мы начинаем с себя, и только при подтверждении их эффективности мы предлагаем те или иные решения нашим клиентам.
В течение какого времени, на ваш взгляд, станет возможным получение результатов от развития перспективных направлений?
Полагаю, в течение двух ближайших лет, и считаю, что мы уже максимально приблизились к реализации данной задачи. Важно было понять готовность рынка и какой сегмент созрел для пользования решениями, которыми мы располагаем, и определить бизнес-модель. С этими задачами мы в целом справились и сейчас начали работу по привлечению партнерских компаний, работающих в данных направлениях и обладающих необходимым опытом.
Вы упомянули е-коммерцию, давайте подробнее остановимся на ней.
Безусловно, для нас это более чем перспективное направление — мы начали сотрудничество с таким гигантом рынка, как Alibaba, подписали с крупнейшей в мире электронной торговой площадкой меморандум о сотрудничестве.

Могу рассказать и о наших собственных шагах в данном направлении — это создание открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса. По сути, мы говорим о платформе, которая будет агрегировать сервисы, необходимые для каждого предпринимателя.
Получается, создается единая точка входа в данный сектор для предпринимателей. А будут ли упрощены процессы, ведь это, пожалуй, интересует любого бизнесмена?
Совершенно верно, данный проект является платформой, упрощающей соблюдение обязательных этапов по выходу в цифровую среду для представителей бизнеса, что будет способствовать развитию цифровой экономики. Главой государства была поставлена конкретная задача — обеспечить за счет развития цифровых технологий рост экономики. Полагаю, роль «Казахтелекома» и его инфраструктуры имеет ключевой статус, и ряд предложений и шагов по развитию данной сферы мы уже предприняли. Так, на заседании Республиканского совета по поддержке предпринимательства при партии «Нур Отан» «Казахтелеком» совместно с НПП «Атамекен» выступил с инициативой создания Открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса. В настоящее время ведется анализ первоочередных потребностей бизнеса в цифровых сервисах, ведь наша задача — облегчить процессы и предложить сервисы согласно спросу. В числе первых сервисов планируется запустить marketplace для МСБ и сопутствующие онлайн-торговле цифровые сервисы.
В прошлом году выбор в пользу облачных сервисов чаще делали крупные корпоративные клиенты, сегодня преимущества аренды программного обеспечения и инфраструктуры дата-центров понимают представители МСБ и разработчики стартапов. По карману ли эти услуги для данных категорий?
Для полноценного и эффективного ведения бизнеса требуется набор необходимых технологических сервисов, таких как хранилище данных, возможности резервного копирования, удаленный доступ к информации, обновление программного обеспечения и т. д. МСБ и стартапы зачастую находятся в условиях ограниченных финансовых ресурсов — у них нет возможности нанять команду высококвалифицированных ИТ-специалистов, которые бы поддерживали инфраструктуру, необходимую для работы проекта, обеспечивали администрирование разных программ и серверов, да и на саму эту инфраструктуру бюджет, как правило, ограничен.

При оценке обоснованности расходов на ту или иную статью необходимо понимать, что цена за стандартный пакет услуг ЦОДа в разы меньше, нежели проект по реализации собственной облачной среды. Действительно, в первые годы позволить себе размещаться в data-центрах стороннего оператора могли только крупные компании, но сейчас уже появились полноценные решения, ориентированные непосредственно на потребности и бюджет малого и среднего бизнеса. К тому же, благодаря инфраструктуре наших ЦОДов, МСБ сейчас выгоднее получать конечный сервис в виде облачной бухгалтерии, видеоконференций, вебинаров и других сервисов. И мы видим положительную динамику — все чаще предприниматели выбирают наши решения, реализованные на базе data-центров компании. Пока популярны услуги по аренде инфраструктуры, но полагаю, что в течение 2-3 лет бизнес придет к тому, что будет приобретать софт и информационные системы как сервис. Для нас это выгодно и является высокодоходным сервисом. Но при этом существует конкурентная среда, которая формирует разумную цену на услугу.

В силу своей доступности и высокой безопасности облачные сервисы становятся все более популярными среди представителей МСБ и разработчиков стартапов. Именно поэтому клиентская база МСБ показывает стабильный рост в последние годы.

Положительным фактором является также то, что постепенно меняется ментальность предпринимателей, для которых раньше на психологическом уровне было спокойнее содержать собственные сервисы и хранить у себя информацию. Сейчас, когда бизнес вышел из тени и становится прозрачным и открытым, МСБ готов доверять хранение и обработку своей информации специализированным компаниям, в числе которых лидером на сегодня является «Казахтелеком».

Добавлю, что услугами data-центров и арендой инфраструктуры пользуются представители различных структур и сфер: банки, госорганы, крупные корпорации, представители МСБ, владельцы call-центров, мобильные операторы и т. д.
Действительно, в первые годы позволить себе размещаться в data-центрах стороннего оператора могли только крупные компании, но сейчас уже появились полноценные решения, ориентированные непосредственно на потребности и бюджет МСБ.
С целью увеличения скорости передачи данных и улучшения качества услуг на сегменте B2B, B2G в 2016 г. принят к реализации проект по строительству волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) для корпоративных клиентов компании. В чем актуальность проекта?
Изначально «Казахтелеком» был ориентирован на рынок B2C, и основные наши доходы аккумулировались здесь. Сейчас мы намерены развиваться в сегменте B2B и инвестировать в расширение оптических сетей, чтобы мы могли удовлетворить потребности юридических лиц. Таким образом, к 2019 году предусматривается осуществить переключение юридических лиц на оптические распределительные сети в Астане, Алматы и областных центрах.

Строительство оптической распределительной сети для корпоративных клиентов позволит увеличить скорость передачи данных, улучшить качество предоставляемых сервисов. Проект расширяет возможности крупного и среднего бизнеса, а также госорганов по доступу к интернет-ресурсам, расширению электронной коммерции, доступа населения к электронному правительству. Трехлетняя программа строительства оптической распределительной сети позволит поднять уровень проникновения оптики в юридическом сегменте. Представьте себе: перевод на оптику позволит дополнительно охватить оптическими линиями связи свыше 13 тысяч объектов по всему Казахстану.
Расскажите подробнее о разработке новых услуг для госорганов, которая велась вами в прошлом году. Вы сами выявляете потребности госорганов, работая на опережение, или получаете техзадания от того или иного ведомства?
По большому счету компания ориентируется на бизнес-сферу. В области автоматизации и информатизации госорганов проводниками являются специальные организации, холдинг «Зерде», в частности АО «Национальные информационные технологии», которое является национальным оператором по информатизации госорганов. Свои взаимоотношения с госорганами мы выстраиваем и реализуем через такие компании, потому что они определяют политику в части информатизации, фронт и объем задач.

Прежде всего, «Казахтелеком» предоставляет инфраструктуру, свои центры обработки данных. Например, в наших дата-центрах размещены ресурсы ряда госорганов. Данная категория заказчиков требует повышенных мер безопасности, и мы полностью удовлетворяем их требования.

Говоря предметно, отмечу, что в 2016 г. мы начали проработку проекта по модели e-Health. Электронное здравоохранение включает в себя комплекс организационных и технических средств, повышающих доступность и качество медицины за счет реализации потенциала информационно-коммуникационных технологий. В ряде стран уже функционируют онлайн-сервисы и мобильные приложения, позволяющие получать в любое время медицинскую помощь через Интернет, а также осуществлять онлайн-консультации с врачом, запись на прием и т. д.

Инфокоммуникационные технологии создают беспрецедентные возможности для дистанционного оказания высококвалифицированной медицинской помощи, мониторинга здоровья пациентов, проведения медицинских исследований, автоматизации клиник, рабочего процесса врачей, и данная сфера имеет большой потенциал.

Кроме того, наша компания активно продвигает свои услуги в квазигосударственном секторе.

В целом, являясь крупнейшим игроком на рынке облачных вычислений и дата-центров, наша компания чутко реагирует на изменение конъюнктуры рынка и делает все возможное для предвосхищения потребностей клиентов как в сегменте business-to-government, так и в других сегментах бизнеса.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda