Карточки

Успех в аренду

Бизнес из коробки: купил и работай?
«Макдоналдс», «Кока-Кола», Starbucks, KFC, Pizza Hut, Zara — эти бренды известны сегодня потребителю вне зависимости от его местонахождения. Секрет такой популярности прост — система франчайзинга, которой в свое время умело воспользовались владельцы всех этих брендов. «Бизнес из коробки» — так часто называют франчайзинговый бизнес, который в большей степени привлекает начинающих предпринимателей. Как они сами говорят: «Купил и работаешь».

В Казахстане франшизы тоже нашли своего покупателя. С 2007 года сектор франчайзинга в нашей стране вырос более чем в два раза. А его ежегодный прирост, по данным Казахстанской ассоциации франчайзинга Kazfranch, 12%. В Алматы также не в первый раз проводится форум-выставка Eurasian Franchise ForumExpo, который собирает свою аудиторию. Тем не менее, несмотря на свою простоту, франчайзинг еще не всем понятен, как другие модели ведения бизнеса. И мы решили сделать экскурс по данной теме, побывав на Eurasian Franchise ForumExpo 2016.

1
Франчайзинг простыми словами
Франчайзинг — это копирование успешной модели бизнеса. Делается это путем приобретения франшизы.

Иными словами, речь идет об организации бизнеса, когда одна компания (франчайзер) передает независимому человеку или другой компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на соблюдение всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.

Для компаний (брендов) франчайзинг — это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей — один из способов стать владельцем бизнеса. В отличие от организации собственного дела с нуля франчайзи получает уже проверенную технологию и отработанные стандарты. Кроме того, франчайзеры оказывают постоянную поддержку — от оформления точки продаж до внедрения наработанных маркетинговых решений.

2
Немного истории
Родоначальником современной системы франчайзинга стал основатель всемирно известной компании Singer Sewing Machine Company Исаак Зингер. Он в 1851 году заключил с дистрибьюторами своей продукции первый в мире письменный договор о передаче права на продажу и ремонт швейных машинок «Зингер» на определенной территории США, то есть, согласно современным нормам, заключил договор франшизы.

3
Что нужно знать о франшизах?
Выделяют два типа франшизы.

Франшиза продукта. Например, компания «Кока-Кола» поручает партнерам розлив своего напитка. Сама же фирма занимается дистрибуцией и брендингом.

Франшиза бизнес-модели. Например, «Макдональдс», организующая небольшое производство на месте.

Договор франшизы напоминает договор аренды, поскольку право пользования брендом является временным, и франчайзи, кроме первоначального взноса, обязан исправно платить ежемесячные взносы.

4
Франчайзинг в казахстанских реалиях
Объем рынка составляет $2,5 млрд, или 0,1−0,3% ВВП. По данным экспертов, несмотря на то что казахстанский сектор франчайзинга ежегодно увеличивается, он заполнен лишь чуть больше чем на 20%. С учетом того, что в Казахстане функционируют 470 франчайзинговых систем, тяжело представить, что четыре пятых рынка еще остаются свободными. Это огромный океан возможностей как для начинающих предпринимателей, так и для профессионалов своего дела.

Сегменты, благодаря которым растет франчайзинг в Казахстане: ресторанное дело, торговля, деловые услуги и образование.

Причинами роста франчайзинга в Казахстане до очередной волны кризиса был рост экономики, а также расширение потребительского сектора. Сейчас эти факторы сложно брать в расчет. Зато их заменяют другие. Эксперты предполагают, что в ситуации экономической нестабильности франчайзинг — один из оптимальных шагов развития своего бизнеса в силу снижения расходов и рисков, времени запуска бизнес-проекта и дополнительной гарантированной поддержки со стороны франчайзера.

Основные проблемы в секторе: нехватка кадров, отсутствие связи «мегаполис — регион», не везде одинаково развитая городская инфраструктура и торговые площади, доступ к финансам, система поставок, законодательство.

Кроме того, казахстанские предприниматели до сих пор не уделяют должного внимания вопросам регистрации и тем более защиты интеллектуальной собственности. Тогда как эксперты рекомендуют перед тем, как начинать какую-либо деятельность, зарегистрировать свой товарный знак, закрепить права на уникальность дизайна торговой марки, проверить на уникальность название компании.

5
Кто выступает мостом между заинтересованными сторонами франчайзинга в Казахстане?
В целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в Казахстане еще в 2002 году начала свою деятельность Казахстанская ассоциация франчайзинга. В 2016 г. ассоциация получила новую регистрацию и новое название — Kazfranch. За время своего существования организация сплотила в своих рядах наиболее известные франчайзинговые компании, добилась международного признания, подготовила предложения по изменению действующего законодательства. Сегодня Kazfranch является национальной франчайзинговой ассоциацией, координационным и информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзеров и франчайзи.

6
Тренды
В казахстанском секторе франчайзинга можно отметить следующие особенности, которые наблюдаются в данный момент:

— российские франшизы лидируют;

— увеличивается доля ресторанных франшиз;

— увеличение сегмента детских услуг и товаров;

— франчайзинговые бренды будут выходить в регионы со специальной адаптированной для них программой;

— с увеличением популярности франчайзинга лжефраншиз станет еще больше;

— с развитием транзитного коридора возможно появление сетей придорожных кафе и мотелей.

7
Обратная сторона кризиса для рынка франшиз
Если опираться на российский опыт, то там отмечают следующую тенденцию и связанные с ней опасения. Многие сетевые компании, даже небольшие, из-за дорогих кредитов, падения операционной прибыли обратили внимание на франчайзинг как инструмент привлечения средств частных инвесторов. Кроме того, готовый бизнес встал в один ряд с другими инвестиционными инструментами. На российском рынке практически ежедневно возникают новые бренды. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, рынок растет, с другой — появляются некачественные, а то и липовые франшизы.

В этой связи Казахстану тоже важно учесть подобные риски. К слову, в этом направлении уже ведется работа. В Kazfranch позаботились о создании Национального реестра франчайзинговых компаний, так называемого сертификата соответствия. В него входят как казахстанские, так и международные бренды, заинтересованные в работе на территории нашей страны.

Правообладателям, ставшим участниками проекта, это даст дополнительные возможности позиционирования на местах, конкурентные преимущества при продвижении своих концепций. Их потенциальные покупатели получат достоверную информацию о настоящих франшизах, объективную оценку рынка готового бизнеса и отраслевые срезы.

8
Как выбрать лучшую франшизу для старта бизнеса?
Бизнес-тренер Гани Абадан во время своего мастер-класса в рамках Eurasian Franchise ForumExpo 2016 рассказал, как производить оценку качества работы франчайзера. Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы.

— Когда компания появилась на рынке?

— С каких пор компания продает франшизу?

— Есть ли презентационные материалы о франшизе?

— Что говорят конкуренты о положении франчайзера?

Помимо этого рекомендуется посетить торговые точки компании и обратить внимание на существенные различия между ними.

Признаки ненадежности франчайзера, на которые важно обращать внимание: франчайзеры встречаются с вами вне торговой точки, замалчивают риски или скрывают доказательства успеха (финансовые показатели). Насторожить также должно то, что франчайзеры интересуются только вашими финансовыми возможностями, торопят вас с принятием решения и обещают заоблачные результаты.

Прежде чем принимать решение о приобретении франшизы, необходимо произвести

— общую оценку бизнеса (прибыль, срок окупаемости и т. д.);

— формальную оценку бизнеса (нравится / не нравится);

— оценку франшизы юристами (товарный знак, договоры);

— анализ относительно отчуждаемости (легко ли копировать);

— Due Diligence (юридическая и налоговая оптимизация).

9
Для потенциальных франчайзеров
Пять причин, по которым вам стоит создать франшизу.

— Быстрый рост вашей сети.

— Максимальный охват территории.

— Новые рынки сбыта ваших товаров.

— Получение льготных условий у поставщика.

— Получение дополнительного заработка на продаже франшиз.

Основные критерии, указывающие на возможность вашего бизнеса стать франчайзинговой сетью.

— Производство товаров и услуг ограничено определенной территорией.

— Новые точки не конкурируют друг с другом.

— Бизнес легок в запуске и приемлем по цене.

— Бизнес имеет возможность измерения ключевых показателей эффективности.

— Бренд обеспечивает конкурентное преимущество.

— Бизнес имеет единый канал привлечения клиентов.

Эти советы бизнес-тренер Гани Абадан также озвучил на своем мастер-классе.

10
Государственная поддержка
Большую роль в развитии отечественного франчайзинга будут играть финансовые институты, в этом отношении программа фонда «Даму» по финансированию франчайзингового бизнеса — хорошее решение и подспорье для МСБ. Теперь, если у вас есть потенциальный партнер и вы захотите открыть новый бизнес по франшизе, банки второго уровня могут предоставить вам кредит на покупку франшизы по ставке не выше 14,65% годовых. Фонд «Даму» выделил в 2016 году на эти цели 1 млрд тенге. Более подробно с условиями программы можно ознакомиться по ссылке. Кроме того, «Даму» оказывает и нефинансовую поддержку, что означает, что в центры обслуживания предпринимателей при фонде можно обратиться за консультациями.
Блиц – интервью
В кулуарах Eurasian Franchise ForumExpo 2016 мы задали пару вопросов президенту Kazfranch Бекнуру Кисикову.
Франчайзеры должны поддерживать своих франчайзи, помогая им развивать бизнес. Нет ли рисков, что в связи с кризисом они будут заняты решением своих проблем, не уделяя должного внимания своей сети франшиз?
К сожалению, эта проблема существовала всегда. Многие именно из-за этого не хотят работать по франшизе. Отчасти ситуация связана с тем, что компании-франчайзеры защищают так свои интересы, в особенности какие-то ноу-хау. Ведь бывает так, что компания-франчайзи, проработав 2-3 года по франшизе, создает бизнес под копирку. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера говорит о том, что это слабая франшиза. Франчайзер должен максимально поддерживать свою франшизу, более того, количество убытков в его сети говорит о том, что это плохая сеть. Поэтому мы и создали Национальный реестр франчайзинговых компаний. Надеемся, это поможет отслеживать, какие франчайзеры в убытке.
Каков срок жизни франшиз на нашем рынке?
В среднем до пяти лет. В целом выживаемость франчайзинговых компаний выше, нежели выживаемость стартапов. Есть американская статистика — на уровне 80%; по казахстанскому рынку трудно пока говорить. Но в целом я вижу, что франчайзинговых банкротств у нас мало. Может, потому, что рынок новый.
Какие достижения за последние пять лет вы можете отметить в развитии франчайзинга в Казахстане?
Среди достижений я бы отметил создание программы кредитования и национального реестра франчайзинговых компаний, проведение в последние пять лет форума-выставки Eurasian Franchise ForumExpo, увеличение доли отечественного франчайзинга, появление книги «Франчайзинг в Казахстане», а также приход в Казахстан мировых флагманов франчайзинга, таких как «Макдоналдс», KFC и т. д.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda