Стартап-индустрия

Ускорение для вашего бизнес-проекта

Интервью с руководителем программы акселерации бизнес-инкубатора MOST Алимом Хамитовым.
Возможность для стартапов реализовать свои идеи, а тем, кто уже запустился как бизнес, ускорить свой рост – вот уже третий год предоставляет программа акселерации бизнес инкубатора MOST. С 2015 года через нее прошли более 500 заявок, 50 стартапов, 15 из которых масштабировали свой бизнес, а 10 привлекли инвестиции. Очередной поток программы акселерации стартует 1 марта, а прием заявок на участие заканчивается 24 февраля. Подробнее мы побеседовали с руководителем программы MOST Алимом Хамитовым.
Ваша программа акселерации будет работать уже с пятым потоком стартапов. Какие изменения ожидают участников в этот раз?
За это время и мы, и наша программа сильно эволюционировали. Раньше, когда к нам приходили стартаперы с проектами на стадии идеи, то мы старались помочь ребятам довести ее до первого прототипа. Однако сама акселерация подразумевает ускорение роста проекта, когда у стартаперов уже есть хоть что-то готовое. Поэтому самое главное новшество нового потока в том, что у участников на момент подачи заявки должен быть готовый прототип. Еще два критерия при отборе заявок - наличие команды и возможность масштабировать проект на другие рынки. Кроме того у программы акселерации поменялся немного формат.

Если раньше мы проводили много мастер-классов, то сейчас больше акцент делается на формат менторских встреч и speed dating. Стартаперы, находясь в одном помещение с менторами, по очереди индивидуально беседуют с каждым наставником по 30-минут. Также проходит множество индивидуальных встреч с экспертами, узкими специалистами, и ключевыми игроками рынка.
Правильно ли я поняла, что вы предпочитаете не работать со стартапами, которые ориентированы только на локальный рынок?
Есть такое выражение – думай глобально. Стратап-команда должна знать, как она будет развиваться после того, как она сможет запустить свой проект на казахстанском рынке. К тому же инвестору не интересно, когда команда заточена только на Казахстан. Как минимум, нужно думать в масштабах СНГ и смотреть на западный или азиатский рынок.
А если говорить о сегментах, в которых представлено большинство проектов в рамках вашей программы акселерации, вы ориентируетесь только на IT или с радостью рассмотрите, например, стартапы из сельского хозяйства?
Мы принимаем разные проекты. У нас накопилась экспертиза и хороший пул экспертов в различных сферах.

Если проанализировать, то в первом потоке участников программы было много совершенно разных проектов: сфера дизайна, сервисы онлайн-коммерции, ретейл, и другие. Во втором потоке начали преобладать IT-стартапы, но помимо этого к нам приходили заявки проектов из сельскохозяйственной сферы и производства. Кстати в ближайшее время мы готовим проект в сфере Gleantech и зеленой энергетики, поэтому можно сказать, что мы открыты к различным направлениям.
Что участники акселерационной программы получают на выходе, то есть по завершении своего участия?
Как минимум все стартапы получают отработанную бизнес-модель и маркетинговую стратегию, а также доступ к самым крупным фондам и организациям в сфере стартапов и предпринимательства, возможность участия в более чем 20 мероприятиях по получению новых контактов и полезных связей.

Как максимум — отработку системы продаж и внутренней командной работы, а также «упаковку» проекта для инвестора и сами инвестиции.

«Упаковка» для инвестора — шаг, на котором мы поможем «упаковать» стартап, совместно подготовив ряд документов для будущего развития стартапа и привлечения инвестиций

Кроме всего, участники программы получают годовое сопровождение проекта по наставничеству согласно разработанной методологии «Молодежный Бизнес Казахстана» (Youth Business Kazakhstan).
Правильно ли я понимаю, что у вас есть сформированный пул инвесторов, которые рассматривают конкретно участников вашей программы акселерации для инвестиций?
Да, на самом деле у нас инвестиции можно получить из трех источников. В первую очередь это частные инвестиции. Во-вторых, MOST может сам инвестировать в проекты. У нас есть успешный кейс, совместно с компанией «Шеврон» мы создали венчурный фонд для предпосевных инвестиций. Это небольшие деньги, в районе 25 тыс. долл, но для стартапа это хорошие инвестиции на начальном этапе. В-третьих, мы можем связать стартап с венчурными фондами и помочь структурировать сделку. Если обобщить благодаря Ассоциации бизнес-ангелов при MOST все стартапы программы акселерации получают доступ к индивидуальным и венчурным инвесторам, ассоциациям бизнес-ангелов, посевным фондам и другим игрокам венчурного рынка Казахстана. MOST является членом Европейской ассоциации бизнес-ангелов (EBAN), которая на сегодняшний день прямо представляет интересы 20 тыс. европейских частных венчурных инвесторов.
Чем пятый поток акселерационной программы будет отличаться от предыдущих четырех?
Отбор из потока в поток становится более жесткий. Сейчас мы сначала просматриваем все заявки онлайн, если есть заинтересованность — зовем команду на встречу. Иногда бывает, что какой-то стартап мы уже знаем и рады, что он к нам обращается.

Также начиная с пятого потока, участие в нашей акселерационной программе становится платным. Мы всегда говорим, что MOST – это площадка для экспериментов, и в этот раз нашим экспериментом стало введение символической платы в 100 тыс. тенге, которую можно осуществлять тремя траншами.

К тому же к пятому потоку акселерации мы усилили международную экспертизу. Например, у нас есть партнерство с венчурным фондом из Швейцарии SeedStars, эксперты которого станут доступны и нашим участникам. Один из стартапов, который стал победителем в нашем совместном с SeedStars мероприятии в Астане, отправится в апреле в Швейцарию побороться за крупную сумму инвестиций.
Каково ядро целевой аудитории участников вашей программы?
Есть стереотип, что инкубатор и программа акселерации больше для студентов и школьников. На деле средний возраст стартаперов, которые к нам обращаются 27+. И, наверное, это хорошо, потому что ребята после университета могут где-то поработать, получить какой-то опыт и уже после этого прийти к тому, что они хотят делать что-то свое.

При этом, конечно, мы работаем и со студентами, ведь университет это центр инноваций и там возникает много хороших идей. Просто порой у студентов не хватает времени, усидчивости, опыта и уверенности в своих силах. Но для этого программа и существует, чтобы помогать проектам, развивать свой потенциал. Поэтому, когда запускается информационная кампания о наборе в программу, мы ходим по университетам - делаем презентации, проводим партнерские конкурсы, чтобы сгенерировать поток участников из числа студентов. Но как показывает практика пока это не преобладающая часть нашей целевой аудитории.
Благодаря Ассоциации бизнес-ангелов при MOST все стартапы программы акселерации получают доступ к индивидуальным и венчурным инвесторам, ассоциациям бизнес-ангелов, посевным фондам и другим игрокам венчурного рынка Казахстана.
Можете назвать хорошие кейсы среди участников программы акселерации за все время ее работы?
Из недавнего, неделю назад мы профинансировали совместно с компанией «Шеврон» стартап участника одного из первых наших потоков Саида Максимова. Это один из тех примеров, когда у нас со стартапом длительные отношения. У него два проекта. Первый – производство светоотражающих элементов для детей и людей (браслеты, кепки), а второй – мобильное приложение, которое он создал в виде игры по правилам дорожного движения. Примечательно, что Саид вошел также в шорт-лист проекта «Построй свой бизнес» Кенеса Ракишева и кто знает, может быть, когда будут объявлены результаты конкурса этого года, он окажется одним из победителей.

Второй хороший кейс проект Sagrad – участник четвертого потока нашей акселерации. Команда разработала мобильное приложение для аварийных комиссаров, которое купила у них страховая компания «Сентрас Иншуранс». Вообще очень радует, что коммерческий сектор становится более активным в поиске идей для своего бизнеса среди стартапов.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda