Книжная полка

Управление оркестром равнозначно управлению компанией?

Обзор книги «Несведущий маэстро. Принципы управления шести великих дирижеров».
Дана Джакупова, консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
Будучи управленцем в одной из крупнейших компаний, я имела великолепную возможность посещать глобальные конференции лучших менеджеров. Каждый раз это был уникальный опыт. В 2013 году такая конференция проводилась в Москве, где самым запоминающимся был второй день, когда все участники пришли в уже знакомый зал, но не нашли там привычных круглых столов, стульев, флипчартов и иных рабочих, так сказать, инструментов. Наоборот, зал был оформлен так, будто сейчас здесь будет играть симфонический оркестр. Стулья, покрытые чехлами, были расставлены в определенном порядке, установлена круглая сцена, в зале царил дух камерности. Все мы почувствовали себя не участниками, а зрителями на предстоящем концерте и с интересом разгуливали по залу, гадая, не закралась ли тут ошибка. Тихо, не говоря ни слова, стали выходить музыканты и садиться на стулья. Участников же дирижер пригласил на оставшиеся свободные места рядом с музыкантами. Мы были заинтригованы.

Началось выступление, которое, как оказалось, имеет прямое отношение к тематике конференции — эффективное управление организацией. Управление оркестром равнозначно управлению компанией. В оркестре каждый инструмент самодостаточен и может исполнять свое соло. Но основная цель оркестра — объединить звучание различных инструментов, чтобы получить более яркий, богатый и насыщенный звук.

Книга «Несведущий маэстро» как раз проводит параллель между работой дирижера и управленца компании. Организации часто отражают стили музыки, меняются и растут с течением времени. Возможно, ваша организация устойчива и постоянна. Или, может быть, она похожа на какой-нибудь джаз-банд, где есть общая структура, которая остается постоянной, но импровизация на всех уровнях позволяет добавлять новые вкусы. Нет ни одного музыкального стиля, который был бы применим ко всем ситуациям, так же как нет одного стиля лидерства, который бы работал на протяжении всей жизни одной организации.
Итай Талгам «Несведущий маэстро. Принципы управления шести великих дирижеров»
Автор Итай Талгам по профессии дирижер, и его личный опыт дирижера и тренера был положен в основу этой книги. «Несведущий маэстро» использует музыку и стили известных дирижеров для анализа стилей лидерства, подходов к решению вопросов, контролю. Предназначение и роль дирижера можно охарактеризовать по-разному — и «владыка мира», и «регулировщик», оба выражения объективно корректны. Автор не утверждает, что есть один очевидно лучший стиль лидерства, наоборот, он предлагает три новые темы лидерства, через их призму рассматривает стили управления шести великих дирижеров мира.
Какие советы дает маэстро?
1
Будьте невежественны. Есть разница между глупостью и невежеством. Быть сознательно невежественным значит принимать тот факт, что никто не знает всех ответов и априори не может предсказать возможное решение вопроса. Принимая данный подход, вы создаете новую возможность для роста, учась у других, подталкивая последователей к самостоятельному поиску новых решений. Такой лидер берет на вооружение «незнание» как полноценный инструмент управления, лишь проверяя процесс обучения. Это создает платформу для постоянного и непрерывного обучения и роста. Быть невежественным значит знать, что тебе еще есть чему поучиться.
2
Не бойтесь пустот. Все не может быть заранее определено. Пустоты — это некие разрывы/паузы/пробелы в процессе, деятельности, физических явлениях, отношениях. Зная о наличии подобных пустот, их стараются обойти, не тратя времени и не подвергая себя потенциальному риску, ведь никто не знает, сколько можно потратить ресурсов при взаимодействии с ними. Автор же предлагает остановиться и целенаправленно потратить время на пустоту. Она дает возможность изучить новое, дабы получить на выходе нечто понятное, разумное, полезное, как, например, пенициллин, который открыл Флеминг, или новое приложение в AppStore, которым пользуются миллионы по всем миру. У вас есть новый коллега, который недавно присоединился к вашей компании и не видит ценности в определенном процессе? Вместо того чтобы игнорировать этот пробел или удовлетвориться мыслью «обычно это работает», вам следует изучить эту пустоту и предложить нечто новое, более полезное и эффективное. Игнорирование подобных пустот и их накопление может создать разлад. Изучение же и устранение пустот помогает достичь гармонии и прогресса как в профессиональных, так и в личных отношениях. «Как сказал один из величайших пианистов XX века Артур Шнабель: «Я умею играть ноты не лучше и не хуже других пианистов, но паузы между нотами — ах, вот где искусство».
3
Слушайте мотивационно. Дайте другим высказаться и поделиться знаниями. Многие из нас могут служить отличным примером мотивационного спикера, однако не менее важно уметь состояться и в роли «мотивационного слушателя», последнее поможет членам вашей команды стать вашими партнерами. Сталкивались ли вы с ситуациями, когда аудитория вас не слышит? Когда складывается ощущение, что в ответ на каждое ваше слово все стараются говорить еще громче? В чем проблема? Дело в том, что аудитория не чувствует себя услышанной. Вместо того чтобы просить помолчать и послушать ваше сообщение, услышьте и вовлеките участников процесса. Вы можете сказать, что вам нужна помощь или вам важно их мнение. Поменяйте свою роль, станьте мотивационным слушателем, и тогда все почувствуют себя ценными участниками, вашими партнерами в обсуждении, а не просто пассивными слушателями.
Эти три темы лидерства освещаются в каждом из шести тематических исследований стилей управления — от военного руководства строгого дирижера Мути до сочувственного участия известнейшего Леонарда Бернштейна. Но есть ли какой-то «правильный» стиль? Или даже правильный путь? Бывают моменты, когда нужно управлять сверху вниз, в других ситуациях необходимо, чтобы все члены команды чувствовали себя партнерами. Великие дирижеры, при всем многообразии ситуаций, оставляют пространство для творчества, самореализации и страсти музыкантов. Это позволяет искренне заботиться о них, помогать музыкантам, получать удовольствие от дела всей их жизни.

Даю книге «Несведущий маэстро. Принципы управления шести великих дирижеров» свою звезду полезности! Вы можете найти ее на сайте Манн, Иванов и Фербер. В печатной версии книга представлена в сети магазинов «Меломан».
Дана Джакупова
Консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda