Мнения и аналитика

Трансформация неминуема

В Казахстане большой дефицит с диалоговыми площадками, где представители частного сектора могли бы сверить часы. Именно поэтому уже четвертый год CFO Summit - одно из ожидаемых событий года, впрочем как и все остальные мероприятия холдинга «Cентрас».
О тематике саммита в этом году и важности трансформации в экономике, отдельных отраслях и бизнесе, мы побеседовали с председателем правления СК «Сентрас Иншуранс» Русланом Погореловым.
Чем был обусловлен выбор тематики саммита в этом году?
Если посмотреть программу мероприятия, то на первый взгляд она может показаться разнонаправленной, тогда как на самом деле общую тему саммита можно сформулировать в одно слово – трансформация, которая происходит в мировой экономике, в Казахстане, отдельно во всех отраслях и касается каждого отдельного человека. При этом целью саммита, как и предыдущие три года, мы видим создание диалоговой площадки, на которой можно обмениваться мнением, прислушаться к экспертам и сверить часы. Поэтому мы рады, что с каждым годом нам удается повышать уровень участников и дискуссий. В этом году мы постарались собрать вместе представителей правительственного сектора, Национального банка РК, а также ведущих игроков казахстанского бизнеса и знаковых экспертов.
Вы затронули тему трансформации, которая конечно интересна с точки зрения того, каким образом отечественный бизнес, через призму вашего опыта, эти изменения уже начинает делать.
Хороший вопрос - что делать непосредственно коммерческим компаниям из разных сфер с учетом последних тенденций и трансформации. На самом деле, если говорить о страховой отрасли, то, на мой взгляд, ее трансформация пока еще не коснулась. Если мы вернемся на десять лет назад и посмотрим, как тогда работало страхование, то мы увидим примерно те же самые продукты, примерно те же самые каналы реализации. Разве что к способам коммуникаций с клиентами, добавятся социальные сети. В остальном же про страховую отрасль можно сказать, что она застряла в аналоговом режиме. Однако, это позволяет ожидать, что как только трансформация начнется, она продолжит свою реализацию быстрыми темпами.

В целом, раз уж мы говорим о трансформации, то раньше экономика развивалась определенными циклами и в условиях турбулентности – все понимали, один цикл закончился, значит, скоро начнется другой, нужно просто переждать и все вернется на прежние рельсы. Сейчас же ситуация изменилась, больше не будет каких-то супер циклов, надо быть готовым к тому, что изменения будут идти постоянно. Все может повернуться на 180 градусов в любой момент и это состояние неопределенности должно уже перестать пугать бизнес. «Уберизация» всего чего только можно – вот, что нас ждет. И в этих условиях, каждая отрасль и компания должны выработать для себя план действий.
Нужные изменения в законодательстве вступят в силу скорей всего со следующего года, и тогда вся розница в страховании в течение 1-2 лет будет переведена в онлайн.
То есть плыть по течению кризиса, как раньше не получится? Нужно суметь выпрыгнуть из этого течения самостоятельно?
Верно, задача заключается не в том, чтобы переждать, а в том, чтобы использовать ситуацию неопределенности в своих целях. Представим, что корабль попал в сильный шторм. У вас есть два варианта действий. Первый - привязать себя к мачте и постараться подождать пока все успокоится. Второй – использовать, сложившуюся ситуацию для того, чтобы развиваться ускоренными темпами.

И продолжая тему страхового рынка, он будет сильно трансформироваться в ближайшие годы, потому что у него просто не останется другого выбора. Например, существуют прогнозы, что в ближайшие 7-10 лет в массовом потреблении окажутся автомобили на автопилоте, которые будут централизовано управляться с помощью компьютера. В результате этого резко упадет количество дорожно-транспортных происшествий, риск аварий - будет очень сильно снижен. Это означает, что страховые компании могут в будущем потерять большую часть своего рынка, которая сейчас представлена страхованием автомобиля и ответственности автовладельцев. Понятно, что это начнется не в Казахстане, но придет к нам очень быстро. И здесь важно понимать, что мы не можем спрятаться от этого риска, наша задача управлять им, а не защищаться от него.
А если говорить о трансформации в казахстанском страховом секторе, причем в перспективе ближайших лет. Разве электронные полисы – не один из первых шагов?
Страховой рынок действительно ждет цифровизация, и как конечный результат - достижение абсолютной эффективности посредством новых технологий. Пока в Казахстане в этом смысле, страховой рынок притормаживает. Тем не менее, уже сейчас Национальным банком РК прорабатываются масштабные изменения в законодательстве. И это прямое свидетельство того, что регулятор реагирует на тенденции рынка.

Кстати страхование – одна из наиболее удобных услуг для цифровизации. У нас нет стоков, товарно-материальных запасов и т.д. Поэтому запустить электронные полисы – самое логичное. В части добровольного страхования изменения в законодательстве вступили в силу еще в прошлом году. И мы первая в Казахстане страховая компания, которая уже выпускает полностью цифровые полюсы по добровольным видам страхования.

Дело осталось за обязательными видами страхования. Нужные изменения в законодательстве вступят в силу скорей всего со следующего года, и тогда вся розница в страховании в течение 1-2 лет будет переведена в онлайн.

Страховой полис будет представлять собой запись в базе данных. Чтобы было максимально понятно, на мой взгляд, можно привести аналогию с электронными авиабилетами. Если пять лет назад, все приобретали бумажные билеты через агентства или авиакассы, то сейчас можно за пару минут купить электронный авиабилет, не выходя из дома, и даже при вылете вам понадобится только паспорт, чтобы авиакомпания могла убедиться, что в базе есть запись о вас.

Со страховым полисом будет похожая ситуация. Что касается корпоративного страхования, то там, наверное, эти изменения не произойдут так быстро. Но это и понятно, потому что отношения с корпоративными клиентами всегда выстраивались на личном взаимоотношении. Может быть, там такая цифровизация и не нужна.

Но изменения с полисами, будут не единственными. Цифровизация должна помочь в регулировании и осуществлении страховых выплат. Сейчас по нашей статистике каждый клиент в среднем вынужден приходить в страховую компанию не менее двух раз. Потому что, чтобы получить страховую выплату, по законодательству требуются бумажные заявления и другие документы. Но этот процесс тоже требуется облегчить и Национальный банк РК это понимает. Регулятор тоже заинтересован, чтобы страховым компаниям было легко и просто не только продавать полисы, но и делать страховые выплаты. Поскольку это должно в целом помочь в развитии страховой культуры.

Например, в этом году мы запустили страхование от несчастных случаев пассажиров при авиаперелетах. Минимальная стоимость страховки 399 тенге. Раньше, чтобы выписать эту страховку, человеку нужно было за ней приехать или наоборот нам ее доставить. В результате цена уже никак не могла быть ниже 1,5-2 тыс. тенге. А когда все это полностью в цифровом формате, себестоимость продажи – нулевая. Так благодаря цифровизации, мы можем расширять свою продуктовую линейку. Допустим, в марте с нашим партнером Aviata.kz мы запускаем линейку продуктов для путешественников. Речь идет о страховке от невылета, утери багажа или паспорта, а также задержки рейса. Каждый из этих продуктов стоит копейки - 100-300 тенге, можно сформировать набор из восьми продуктов и купить его за 2 тыс. тенге.

В оффлайне это сделать было бы просто нереально. А цифровизация будет способствовать увеличению клиентской базы. Потому что одно дело, когда ты за компьютером сформировал себе набор страховок, оплатил 1,5-2 тыс. тенге и получил страховку на почту, другое - когда нужно еще куда-то ехать. Большинство людей просто не будут заморачиваться. И на самом деле, начав с января работать в онлайне по добровольным классам страхования, мы видим огромное количество клиентов.
Задача руководителя – угадать точку «Б», которая постоянно меняет свое положение. Даже если тебе кажется, что ты ее нашел, завтра она может оказаться уже в другом месте.
Мы наблюдаем, что коммерческий сектор чаще стал обращаться к стартапам, понимая, что они могут удовлетворить технологические потребности компаний. Насколько я знаю, в прошлом году вами была приобретена технология, связанная с работой аварийных комиссаров. Можете рассказать о ней?
В прошлом году мы провели хаккатон, в котором приняло участие 12 команд, мы выбрали два победителя и с одним из них уже завершили проект. Речь идет об отцифровки работы аварийных комиссаров. Раньше авариный комиссар, выезжая на место ДТП, оформлял кучу бумажных документов. Потом ему нужно было ехать обратно в офис, вносить все данные в систему, прикреплять документы и фотографии с места ДТП. Сейчас аварийный комиссар может все это делать прямо на месте ДТП с помощью смартфона и специального приложения. Нельзя сказать, что это какое-то революционное новшество, но это один из начальных шагов трансформации.
Поскольку страховая компания – это про риски, на ваш взгляд с какими рисками сталкиваются сегодня управленцы казахстанских компаний?
Основной риск управленца лежит в плоскости стратегии развития компании. Задача руководителя – угадать точку «Б», которая постоянно меняет свое положение. Даже если тебе кажется, что ты ее нашел, завтра она может оказаться уже в другом месте. В этой связи управленцу нужно, во-первых, держать эту точку на радаре, во-вторых, быть готовым все поменять, в-третьих, - иметь человеческие ресурсы. К слову, вопрос квалифицированных кадров, команды и ее мотивации – один из самых ключевых. Потому что человек становится очень мобильным, он не хочет просто работать на какую-то фиксированную зарплату, целыми днями сидеть и делать одно и то же.
Помимо экономического кризиса, мы слышим о кризисе компетентности, когда сложно найти профессиональные кадры. Как вы видите решение этой проблемы?
Да, вы правы, сейчас трансформация касается всего. Но отвечая на ваш вопрос, думаю нужно начать с системы образования.

У нас в стране всегда было наличие начального, среднего и высшего образования. Сейчас эту незыблемость можно поставить под большой вопрос. То ли мы делаем, правильно ли работают наши школы, то ли образование мы даем своим детям, и как они завтра с этим образованием смогут жить в меняющемся мире? Мы понимаем, что по сути все еще советское образование не отвечает нынешним вызовам и потребностям, но, к сожалению, мы имеем то, что имеем и поэтому в основной своей массе работники в Казахстане – не высокого качества. Здесь два момента – нужно либо менять государственный подход или что-то делать своими силами.

В частности холдинг "Сентрас" создал свою Академию, где мы постоянно обучаем и повышаем квалификацию своих сотрудников, ну и более широкая инициатива это программа К-PRO, которая запустилась в прошлом году. Идея в том, чтобы взять активных, продвинутых и стремящихся к чему-то людей в Казахстане и попробовать дать им новый толчок к развитию.

Кроме этого, наша компания участвует в проекте Open-IT - инициативе ведущих игроков е-коммерции. Они, наверное, как никто ощущают голод в квалифицированных кадрах и потребность в их мотивации. Сегодня этот хороший программист в твоей команде, а завтра он уже в США или Израиле

Иными словами по мере возможностей мы поддерживаем такие частные инициативы и сами участвуем в них, но, на мой взгляд, это все-таки вопрос государственного подхода. Частные инициативы – это отдельные фрагменты большого пазла. А нам в стране необходимо базово менять систему образования. Только так мы в целом глобально сможем быть конкурентоспособными.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda