Мой MBA: супер менеджер

Сторителлинг. Что заставляет нас слушать и слышать спикера?

Секреты успешного выступления.
Искусные ораторы с первого предложения погружают аудиторию в нужное им состояние предельного внимания. Но что заставляет нас слушать говорящего? Доводы, подкрепленные цифрами, ценные кейсы или истории из его далекого прошлого? Сторителлинг как современный подход к выступлениям находит свое место в арсенале каждого продвинутого спикера. Редакция «&» совместно с тренером по публичным выступлениям Светланой Крутских разобралась, что же такое сторителлинг.
Выступая на презентациях технологичных продуктов, Стив Джобс превращал скучное событие в ораторское шоу. Ему всегда удавалось создавать в аудитории wоw-эффект к своему детищу (Macintosh, iРhone, iРad). Уникальный, харизматичный, высокомерный, грубый и честолюбивый идеалист Джобс не боялся рассказывать личные истории, приводить примеры из жизни, желая достичь максимально эффективной обратной связи. Однажды, будучи приглашенным на встречу со студентами Стэнфордского университета, Джобс попросил присутствующих сесть вместе с ним на пол. Студенты сели, и Джобс, ответив на все вопросы касательно бизнеса и технологий, неожиданно спросил у студентов: «Сколько среди вас девственников?» Послышался смех, а потом — «Кто из вас употреблял ЛСД?» Теперь смех усилился. Джобс принялся рассказывать чуть ошеломленным студентам о своих наркотических приключениях, идеалистических взглядах, духовных ценностях, и ненаигранная искренность подкупала аудиторию, ведь кто-то узнавал в его повествовании себя, друзей или знакомых, да и сама открытость есть признак доверия, человек оценивает откровенность как потенциальную конфиденцию.

Рассказывание историй — сторителлинг — важный для каждого оратора речевой жанр. Инструмент служит способом влияния и воздействия на аудиторию путем применения вербального канала связи.

Методика была разработана Дэвидом Армстронгом (Armstrong International). Из своих жизненных наблюдений он понял, что рассказы помогают построить мост доверия между слушателем и выступающим, а также значительно легче воспринимаются аудиторией, нежели сложные логические доводы.

Само просушивание историй задействует все репрезентативные системы человека, именуемые ВАК:

1. Визуальные — восприятие мира в образе картинок.

2. Аудиальные — в образе звуков.

3. Кинестетические — в совокупности всех ощущений.

Каждый человек использует все каналы связи, но есть один доминирующий, который определяется на физиологическом уровне. В итоге от природы мы оказываемся визуалами, аудиалами либо кинестетиками.

Сторителлинг имеет структуру, которая может меняться. Каждая история состоит из 5 частей:

1. Экспозиция — представление героев и общей картины.

2. Завязка — начало какого-либо события.

3. Развитие действия — продвижение сюжета.

4. Кульминация — вершина рассказа, решающее действие.

5. Развязка — суть, мораль, окончательное разъяснение всего повествования.
Светлана Крутских, управляющий партнер агентства «Ренессанс», тренер по программе «Сторителлинг»
Светлана, умение увлекательно рассказать историю располагает к себе людей в повседневной жизни. Насколько сильно отличается подход в публичных выступлениях от обыденных рассказов?
На нашем тренинге мы разбираем технологии, которые можем использовать в публичных выступлениях, и если участники тренинга будут применять их в повседневной жизни, то перед публикой будет выступать намного легче.

Только что мы разобрали пять частей, которые обязательно должны присутствовать в рассказе (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка), и объединили это с пирамидой логических уровней (пирамида Р. Дилтса), к тому же нужно еще говорить в разных системах ВАК (визуальные, аудиальные, кинестетические каналы связи). Казалось бы, здесь слишком много факторов, которые нужно учесть при рассказе, но когда ты тренируешь их повсеместно, то публичные выступления и бытовой рассказ становятся все более яркими, насыщенными и глубокими. Настоящие мастера публичных выступлений и в жизни интересные рассказчики.
Нужна постоянная практика?
Точно. Мы видели на тренинге, как это сложно. Но если вы зажигаетесь идеей, если технология легла вам в душу и, конечно, если вы будете использовать ее в повседневной жизни, то искусство публичного выступления легко и удачно ляжет прямиком в ваш вербальный арсенал, следует только все довести до автоматизма.
Самое главное для выступающего — получение удовольствия. Как только человек выступил и ощутил от этого кайф, он уже не захочет останавливаться. Я видела стольких людей, кого за уши не оттянешь от сцены!
Помогает ли сторителлинг на сцене разгрузить аудиторию от большого потока информации?
Сторителлинг обращен к правому полушарию, к нашему ассоциативному мышлению. Запоминание идет намного легче за счет истории. Конечно, должна быть структура, чтобы не распыляться. Истории в целом помогают делать наши аргументы эффективнее, более запоминающимися.
Как эффективно передать слушателю свои эмоции и переживания через повествование о каком-либо событии?
Настоящий мастер может «включить» аудиторию. И вы, слушая его, будто проживаете историю, связанную с вами. Вы с ним идете в лес или летите на Луну. (Смеется.) Все это вы перекладываете на свою жизнь, и поэтому всем, кто хочет начать публично выступать, нужно осваивать подобный навык. Слушатель должен чувствовать энергию, эмоции спикера. Мы говорим не только о моментах, которые лично прожил спикер: если он где-то прочитал чужую историю, то должен умело донести ее до аудитории.

Когда мы умеем рассказать по-настоящему структурированно и эмоционально, слушатель в любом случае не остается равнодушным.

В экспозиции очень важно, чтобы не получился просто репортаж, а обязательно присутствовал ВАК, а также ваши собственные переживания. То есть нельзя рассказывать сухо, например: «Мы вошли в комнату». Следует описать помещение, звуки, ваши ощущения, чтобы у аудитории возникло похожее на ваше представление.
Какие советы вы даете начинающим спикерам?
Самое главное — всегда нужно готовиться. Начинающие неподготовленные ораторы думают, что, выйди они на сцену, случится чудо. Чуда не случится, это я вам гарантирую. Выступая на сцене или на конференции, мы обязательно должны быть подготовлены, осознавать лежащую на нас ответственность перед аудиторией, организацией, от имени которой мы выступаем. Мы должны четко понимать цель нашего выступления. И важно знать аудиторию, перед которой выступаем. Ее цели, интересы, приоритеты. На тренинге мы обычно разбираем до 20 важных факторов о слушателях.
Помогает ли сторителлинг при возникновении форс-мажора на сцене — не включилась презентация, пропал звук в видео и т. д.?
Знаете, мы такие существа, у которых всегда есть истории. Они, как правило, приходят в расслабленном состоянии. Если вы сможете успокоиться на сцене в случае пропажи звука в видео или неоткрытой презентации, то у вас все получится! В это время полезно начать историю, либо связанную с форс-мажором, либо с тем, что должно было быть на экране. Например, картинки на вашей неоткрывшейся презентации словами можно обрисовать. Хороший спикер может так описать ситуацию, что сумеет погрузить аудиторию и без визуального сопровождения.

Вот вам хороший пример. Недавно я не согласовала с Алишером Еликбаевым, что у него будет презентация на нашем мероприятии. Такое редко бывает в нашей практике, но это случилось! Наверное, он на меня рассердился. Но виду не подал. И так красиво описал проект, дал возможность «увидеть» все картинки на слайдах, услышать отзывы, что аудитория не заметила отсутствия презентации.

Самое главное для выступающего в целом — получение удовольствия. Как только человек выступил и получил от этого кайф, он уже не захочет останавливаться. Я сама видела стольких людей, которых за уши не оттянешь от сцены. (Смеется.)

Кураж способствует еще и донесению своих идей. У меня был случай, когда один банковский сотрудник разработал классную профессиональную методику, но года три не мог донести ее до правления. Его просто не могли услышать! Но вот когда он все упростил и структурировал, добавил примеры-истории и сумел-таки донести свои мысли, у него на лице была такая детская радость! «Они мне задавали вопросы!» — с восторгом говорил он нам.

Многим бывает страшно рассказывать свои личные истории, но когда спикер решается и видит, что у аудитории это находит отклик, ощущает доверие слушателей, то история становится постоянной спутницей презентаций и выступлений.
Какие выступления вызвали у вас наибольшие эмоции?
Я слушала многих спикеров. Из последних хочу отметить историю Гульнары Досаевой из благотворительного фонда «Дара», когда она говорила о благотворительности, об инклюзивном образовании. И для меня важна была идея, что благотворительность — это не только и не столько про деньги. Настоящая благотворительность — когда сопереживаешь людям, которым помогаешь. И когда рождается радость оттого, что радуются они.

Я видела, слышала и чувствовала много раз, как искренняя история трогает гораздо больше любых цифр и диаграмм.
Темирлан Нихамбаев
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda