Коммерческая недвижимость: новая реальность

Современная торговля начинается с концепта

Мы часто слышим в последнее время, что мегаполисы в Казахстане превращаются в города торговых центров. Однако этот тренд появился не на пустом месте.
Это следствие того, что за последние годы сильное развитие получил и отечественный ретейл. Еще лет 5-10 назад казахстанцы, будучи ценителями мировых брендов, специально ездили в брендовые магазины за рубеж. В результате наши соотечественники тратили большие деньги за границей. Сегодня для них созданы все условия, чтобы можно было прийти в торговый центр здесь и потратить деньги в своей стране. Плюс к этому все больше отечественных брендов стало появляться в торговых центрах, что не может не радовать. При этом мы уже забыли о такой проблеме, когда, чтобы купить что-то стоящее, нужно было проехать по всему городу и потратить на это целый день. Все магазины находились в разных концах города, не везде было то, что требовалось. Иными словами, с появлением торговых центров культура потребления стала более организованной.

Между тем параллельно с этим процессом изменились потребности и запросы потребителей. Привнеся в торговлю развлекательную составляющую, торговые центры, превратившись в ТРЦ, помимо шопинга стали интересны для проведения досуга дружной компанией или даже всей семьей. Как результат, сегодня рынок Казахстана — один из самых привлекательных для мировых ретейлеров и операторов сегмента развлечений.

Путь к такому развитию сегмента торговой недвижимости был непрост. Игроки рынка рассказывают, что, когда открывался первый торговый центр, у девелопера и застройщиков проекта были большие трудности с поиском арендаторов и заполнением торговых площадей. Сегодня же количество торговых центров самых разных форматов и концепций выросло в разы, а современный арендатор стал грамотным и профессиональным игроком на рынке. Именно он диктует, какого качества должно быть помещение и конечные услуги торгового объекта. В качестве оговорки, конечно, нужно отметить, что помимо этого есть еще одна сторона, которая влияет на то, какие торговые концепты появляются на рынке. Речь идет, конечно, о потребителях. Именно их предпочтения определяют тенденции в развитии сегмента торговой недвижимости.
Сегодня рынок Казахстана — один из самых привлекательных для мировых ретейлеров и операторов сегмента развлечений.
Так, например, на форуме CRE Week в Алматы было озвучено, что миграция сегодня свойственна не только бизнес-центрам, арендаторы в том же fashion-ретейле идут на закрытие неэффективных магазинов, чтобы уйти в места более плотного скопления потребителей, отвечающих образу нужной целевой аудитории. Этот тренд по большей части сказывается на стрит-ретейле, в котором в итоге освобождаются площади.

Кроме того, существует проблема, которую предстоит решить ТЦ. Заключается она в том, что, по мнению экспертов, пришло время вернуться к концепту универмагов. Дело в том, что существует мнение, что потребитель уже не так лоялен к брендам, как раньше, он ищет товар под свои потребности. Иными словами, приверженность конкретному бренду уходит в прошлое. В этой связи эксперты по торговой недвижимости рекомендуют обратить внимание на универмаги, в которых создается открытое пространство без стен с концепцией общей кассы.

К слову, еще один важный момент: сегодня владельцы устаревших торговых домов и центров поняли, что реанимацию своих проектов нужно начинать не с фасада, а с концепции, которая должна включать не просто планировочное решение, но и четкую коммерческую идею обновленного торгового комплекса.

Другой интересный пример, уже из области продуктового ретейла: усиливающийся интерес потребителя к фермерским продуктам становится поводом для появления новых торговых концептов. Речь идет о фермерских рынках, которые органично встраиваются в торговые центры. Можно даже сказать, что это европейские стандарты продовольственного ретейла, пришедшие теперь и в Казахстан.
Такие цивилизованные фермерские рынки давно и успешно работают в западных странах, а в последнее время стали популярны и у жителей крупных городов в России.
Таким образом, мы сейчас говорим о появлении и развитии на казахстанском рынке торгово-фермерских центров (ТФЦ). Как уже стало понятно, якорным арендатором ТФЦ является фермерский рынок, на котором идет реализация свежей фермерской продукции. Идея такого концепта — предоставить фермерам возможность продавать жителям города экологически чистые, натуральные и качественные продукты без посредников.

Такие цивилизованные фермерские рынки давно и успешно работают в западных странах, а в последнее время стали популярны и у жителей крупных городов в России. Проверить, насколько концепт приживется в Казахстане, удастся на проекте группы компаний ARCADA, которая анонсировала строительство ТФЦ MART Village в Алматы. Фермерский рынок, который также будет якорным в новом проекте, обещают оборудовать торговым оборудованием в европейском стиле с удобными прилавками и холодильными витринами специального назначения для всех видов продукции.

К слову, у компании уже есть опыт развития подобного проекта в одном из регионов нашей страны. По словам коммерческого директора ARCADA Эльзы Розенталь, аналогичный проект — ТФЦ «Алтын Арба» — компания запустила летом этого года в Караганде. То есть запуск ТФЦ в Алматы будут делать с учетом собственного опыта и «работы над ошибками». Внутри управляющей компании будет подразделение, работающее с арендаторами фермерского базара и фермерскими продуктами. Арендаторы получат возможность пользоваться услугами складских и разгрузочных помещений, зонами рубки, засолки и резки, а также лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы. «Мы в свою очередь будем выделять средства для приобретения продуктов, которых не хватает на рынке, для закупки и последующей продажи посетителям продуктов по оптовым ценам», — пояснила Эльза Розенталь. По ее словам, это, с одной стороны, привлечет в торгово-фермерский центр покупателей сегментов С и С-, а с другой — обеспечит рост потока посетителей в том числе и за счет сегментов В и В-.

Иными словами, за последние годы именно благодаря ТЦ удалось сделать торговлю на казахстанском рынке цивилизованной и комфортной для граждан.
Справка
7 декабря в Алматы пройдет международная конференция «Торговый центр будущего». Мероприятие объединит руководителей девелоперских, инвестиционных компаний, представителей сетевых и локальных ретейлеров, а также аналитиков и консультантов рынка. Событие войдет в серию отраслевых конференций, которая объединяет 15 городов России — Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ростов-на-Дону и др. Участники конференции смогут познакомиться с лучшими практиками управления торговой недвижимостью, оценить наиболее популярные концепции для объектов. Эксперты также расскажут об оптимизации и сокращении расходов в сфере управления и эксплуатации ТЦ, а также продвижения объектов. Подробнее — по ссылке.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda