Женское лидерство

Сладкий семейный бизнес

История создания кондитерского дома «Vаниль».
Основатель кондитерского дома «Vаниль» Алия Амирбекова считает, что в Казахстане еще не сформировалась культура ведения семейного бизнеса. Большинству общее с родственниками дело предвещает непонимание, раздор и крах семейственных отношений. Героиня нашей рубрики совершенно не согласна с этим стереотипом. Алия на личном примере демонстрирует, что можно не только работать в семейном тандеме, но и создавать ценность для своего клиента.
Досье
Кондитерский дом «Vаниль» — это семейная кондитерская, основанная в 2012 году. Создатель и идейный вдохновитель кондитерской — Алия Амирбекова. Начало кондитерскому делу положило увлекательное хобби. Алия проходит обучение в лучших кондитерских школах Испании, Франции, России и Украины и является членом Гильдии шеф-поваров и кондитеров ЮКО. Вместе со своей командой основатель увлечена созданием эксклюзивных тортов и сладостей на заказ для различных мероприятий и праздников. Кроме эксклюзивных тортов в кондитерской можно приобрести пирожные и торты, свежую выпечку и десерты, изготовленные по традиционным французским рецептам и отличающиеся современным дизайном, а также сложной технологией изготовления.
Алия, насколько я знаю, вы уже давно в кондитерском деле. Как все начиналось?
Мы уже пятнадцать лет в кондитерском бизнесе. Свой первый сладкий бизнес мы открыли в городе Кентау, там сейчас работают 70 человек. Но пять лет назад мы с мужем переехали в Шымкент, поэтому оставили бизнес партнеру. Учитывая, что рынок растет, появляются новые технологии, меняются запросы покупателя, хотелось что-то поменять. После небольшой передышки я предложила мужу открыть кондитерскую. Какой она будет, поначалу не было ясно. Бизнес, который у нас есть сейчас, — это не заранее запланированный проект. Важную роль в становлении кондитерского дома сыграл опыт. Мы долго искали здание в аренду, в итоге решили покупать свое, кроме этого мы приобрели оборудование и инвентарь. Честно признаться, своих денег на покупку здания у нас не было, поэтому пришлось взять кредит. При этом денег хватило на покупку здания не в каком-то «золотом квадрате» Шымкента. До нас несколько арендаторов пытались раскрутить место, но так ничего и не вышло. В нашем случае, думаю, мы раскрутились благодаря тому, что у нас не было выбора, нужно было платить по кредиту, к тому же самоотверженность сделала свое дело. Я на сто процентов уверена в том, что кондитерский бизнес — это то, чем я буду заниматься всю жизнь.
Что касается команды, она у вас достаточно своеобразная, учитывая, что это семейный бизнес.
Текучести кадров в «Vанили» практически нет. Помню времена, когда муж стоял за кассой, а я делала торты. Было два-три наемных работника, которые, кстати, до сих пор работают. Я считаю: чтобы добиться успеха, нужно вливаться в свое дело. Не нужно бояться начинать с низов, учиться, впитывать информацию. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно думать как продавец, пекарь, маркетолог, бухгалтер. Важно все время мотивировать команду. Сейчас у нас в Шымкенте два магазина: один в городе, другой — при цехе, там работают 22 человека. Недавно открыли кондитерскую в Алматы. У нас действительно семейная обстановка. Среди работников есть мои родственники. Это и муж, и сын, и сестры, и золовка. Всех нас объединяет одна идея — создавать натуральные, креативные, дизайнерские сладости. В нашем семейном бизнесе нет такого, что мои родные работают лучше, чем остальные сотрудники. И если в будущем мой сын будет претендовать на управляющую должность, он должен заслужить ее своим трудом. Нужно все механизмы работы пропустить через себя, потому что необходимо понимать, что нелегко стать лидером, который управляет пусть даже двумя людьми. Работодатель — это не тот человек, который эксплуатирует, он должен заботиться о своих работниках. Если хотите, чтобы команда показывала результат, заботьтесь о ней. Также важно думать о квалификации, поэтому я отправляю своих сотрудников на обучение, тренинги, семинары.
Делитесь ли вы своим опытом ведения бизнеса с другими?
Когда меня приглашают выступить с тренингом, я не стараюсь давать механизмы успешного дела. Я просто делюсь опытом, ни в коем случае не награждаю аудиторию эмоциями. Бизнес строится на ценностях, а не на эмоциях. Такое трезвое восприятие помогает людям принять реалии бизнеса. Возможно, на мероприятие придут 20 человек — и максимум двое станут профессионалами. Я не верю в сказки, верю в трезвую оценку ситуации. Три правила: никаких эмоций, холодная голова, любовь к своему делу. Особо хотела бы отметить роль женщин и мужчин в бизнесе. Женщина по-другому ведет бизнес, больше заботится, смотрит на дело, как мать на дитя. Мужчины где-то жестко пресекают, могут быстро отреагировать на ситуацию. Поэтому я все чаще говорю о семейном бизнесе в Казахстане. Именно такой симбиоз поможет создать успешный бизнес. Сегодня нет никаких льгот для семейного бизнеса. Общество воспринимает такой вид сотрудничества как «ой, родственников набрали и работают как попало». На самом деле изначально можно выстроить все грамотно. Например, в нашем семейном деле даже не ощущается, что работают родственники и у них есть какая-то привилегированность. Опять же открытие кондитерского дома «Vаниль» в Алматы связано не с тем, что я горела желанием переехать в южную столицу. Мне хотелось быть ближе к своей сестре, чтобы нас объединяло общее дело.
Несмотря на то что мы представляем достаточно дорогой ценовой сегмент, я заметила, что наши клиенты в какой-то мере «фанатеют» от нашей продукции. Значит, нам все-таки удалось донести свою идею.
Учитывая современную динамику рынка, буквально во всех сегментах можно заметить сильную конкуренцию. Чувствуете ли вы такую тенденцию в своем бизнесе?
Думаю, конкуренция будет всегда, во все времена. И это действительно хорошо. В таких условиях бизнес не расслабляется, и это огромная мотивация. В этом случае важно отличаться самой идеей, вся остальная работа без идеи — ничто. У нас, например, идея тихого семейного бизнеса. Несмотря на то что мы представляем достаточно дорогой ценовой сегмент, я заметила, что наши клиенты в какой-то мере «фанатеют» от нашей продукции. Значит, нам все-таки удалось донести свою идею. Мы сами придумываем акции и интересные предложения для клиентов. Знаю точно, что для людей не так важна цена, как ценность. То есть продать товар можно дорого, но он может быть пустышкой. Поэтому важно говорить и предлагать ценность, в нашем случае это уют, хороший сервис, отличное качество. Мы не работаем на растительных жирах, мы не используем сырые добавки, ароматизаторы. Исключительной особенностью нашего кондитерского дома является натуральный состав. В продукции не используются готовые смеси кремов и начинок, растительные сливки, пищевые добавки. Все начинки и декор для продукции изготавливаются вручную самостоятельно.
Можете подробнее рассказать про свою ценность?
Я заметила, что покупатель в Шымкенте и Алматы отличается. В Алматы он более лояльный, в Шымкенте нас поначалу встречали критикой нашей ценовой политики. Однако интересно то, что поначалу в магазин в Алматы в основном приходили шымкентские клиенты. Это люди, которые про нас знают, слышали, пробовали наши сладости. На мой взгляд, клиенты-критики — это те, кто делает нас лучше. Мы хорошо относимся к адекватной критике, которая помогает стать лучше. Странно думать, что если клиент бранится, то не стоит с ним связываться, нужно уметь слышать. Я думаю, наша ценность в том, что мы не просто команда любителей, а настоящая дружная семья, которая вкладывает всю душу в свое дело. Это мы и донесли до нашего покупателя. К слову, о семье: в этом году мы планируем пополнение в нашей ячейке общества. Неважно, мальчик или девочка, главное, что ребенок будет новой сладостью нашего семейного бизнеса.
Айгерим Байзулина
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda