Думай иначе

Синергия фермеров и горожан

Как увеличить количество казахстанских брендов на продуктовом рынке через социальные и культурные изменения в сельских сообществах и кооперацию между селом и городом?
Из местных ресурсов можно и нужно производить вкусную и здоровую пищу. В этом уверена команда нового и беспрецедентного для Казахстана проекта, направленного на поддержку нужных изменений в фермерской среде, развитие сельского хозяйства и туризма. Речь идет о Social Farm Agropark, который будет запущен в нашей стране. Мы побеседовали с участниками команды проекта Алимом Сайлыбаевым (А. С.) и Ириной Проференко (И. П.).
Как зарождалась идея создания Social Farm Agropark? Это частная инициатива?
А. С. Да, Social Farm — это частная инициатива. Идея Агропарка появилась не сразу. В прошлом году мы с Ринатом Фазылбековым мечтали переехать из города в деревню. Естественно, сразу появился вопрос — а что мы там будем делать? Так получилось, что к тому времени для одной инвестиционной компании мы с нашими британскими партнерами разработали концепцию Агропарка, но по разным причинам проект не сложился. Тогда мы решили адаптировать его для нас, так все и началось.
Кто входит в команду Агропарка?
И. П. Следует отметить, что проект реализуется с участием британских специалистов. С казахстанской стороны в команду входят 4 человека. Окончательно команда сформировалась весной этого года на семинаре, посвященном экостроительству, который был организован нашими нынешними партнерами — крестьянским хозяйством Ecofermer. Тогда в проект притянулись новые люди, благодаря которым команда усилилась в плане знаний и опыта, у нее появились свои земельные участки.
От редакции
Казахстанские представители команды Social Farm Agropark — Алим Сайлыбаев, Ринат Фазылбеков, Ирина Проференко, Ернар Сайлыбаев.
Каков объем инвестиций в проект?
А. С. Общий объем необходимых инвестиций просчитывается, так как концепция будет внедряться поэтапно, соответственно, инвестиции будут привлекаться на каждый конкретный проект, входящий в структуру Агропарка; всего их около десятка. На первый этап развития проекта мы планируем привлечь инвестиции объемом от 800 тысяч (264,8 млн тенге) до 1 млн долларов (331,01 млн тенге). На данный момент в строительство инфраструктуры уже вложено около 300 тысяч долларов (99,3 млн тенге).
Расскажите о территории будущего парка. Как удалось найти такой большой земельный участок под проект?
А. С. В какой-то момент это действительно было проблемой. Ведь мы предлагали землевладельцам довольно рискованный и необычной проект, к которому они были не готовы. Но весной мы провели семинар по экостроительству и познакомились там с нашим будущим инвестором и владельцем большого участка, который тоже планировал что-то подобное и даже к тому моменту уже приступил к подготовительным работам.

На данный момент у Агропарка есть два земельных участка в 70 и 100 га, на которых планируется разворачивание проекта: один расположен в предгорьях Заилийского Алатау, в районе Горного Садовода, второй — на равнине, в пойме реки Каскеленки в Карасайском районе. Ввиду различий и особенностей на участках будут расположены разные проекты Агропарка — равнина больше подойдет для выращивания овощных культур, трав и цветов, животноводства, там же будут продуктовые производственные линии, овощехранилища и линия по производству экологически чистых строительных панелей из камыша и глины. На горном участке ввиду его большей туристической привлекательности планируется запуск органического ресторана, глэмпинга, спа, пасеки для производства меда из горного разнотравья, разведение ягодников и косточковых.
Подобные агропарки в мире уже существуют. А насколько распространена практика именно социальных ферм, что они собой представляют?
А. С. Название «Социальная ферма» для проекта, в его сегодняшнем понимании, было придумано нами. Его особенность в том, что наряду с понятной бизнес-моделью в нем присутствует большая доля работы в социально-культурной сфере, призванная поддержать нужные нам изменения в фермерской среде. Кроме этого наша социальная направленность отражает открытость проекта для всех, кто пожелает принять участие в его работе. По большому счету это отражает горизонтальную структуру проекта, участие потребителей в создании конечной продукции и культурный обмен между городом и селом.
Как вы можете охарактеризовать текущее состояние фермерских хозяйств и агросектора в стране?
И. П. В сельскохозяйственном секторе Казахстана с советских времен не проводилось глобальных реформ, поэтому фермерская деятельность все еще продолжает развиваться по устаревшим процессам, когда гигантские земельные массивы засеивались какой-то одной культурой.

Наши фермеры сейчас могут получить прибыль только за тоннаж, поэтому для того чтобы предприятие было успешным, необходимо иметь очень большой участок — от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров; для обработки земель таких масштабов требуются большие сельскохозяйственные машины, которые дорого содержать. Это, разумеется, создает определенные ограничения.

Наряду с крупными хозяйствами существует масса мелких ферм, размерами от 3 до 5 га.
Долгое время наши аграрии не получали знаний, не имели возможности применять лучшие мировые практики, мы находимся в нереальном отрыве от современных сельхозтехнологий, инноваций.
Другой проблемой является скудный ассортимент производимой продукции, который является закономерным итогом того же советского подхода. Опасаясь проблем со сбытом, фермеры действуют «по старинке», выращивая одни и те же культуры, одни и те же сорта.

В итоге в реальности мы имеем рынок, перенасыщенный, к примеру, помидорами, которые производители готовы сбывать уже по себестоимости, лишь бы не сгнили. И все равно часто часть урожая портится, не успев дойти до потребителя.

Также больших изменений требуют существующие каналы сбыта, которые перегружены перекупщиками. Те овощи, которые мы покупаем в супермаркетах по 600 тенге за килограмм, производитель сдает на рынок «Алтын Орда» в Алматы за 60 тенге, вся остальная накрутка приходится на долю посредников всех мастей.

Почему-то фермеры не имеют возможности напрямую договариваться с крупными торговыми сетями — все делается через посредников, чья роль в этом деле сомнительна.

Получается замкнутый круг: фермер выращивает одно и то же на огромных площадях, продает тоннами перекупщикам за копейки. Причем продать бывает сложно, так как предложение превышает спрос. Получается, что фермеры работают себе в убыток, а потребители переплачивают в разы, плюс не избалованы выбором.

Кроме того, существует проблема компетенции. Долгое время наши аграрии не получали знаний, не имели возможности применять лучшие мировые практики, мы находимся в нереальном отрыве от современных сельхозтехнологий, инноваций (хотя мы аграрно-индустриальная страна!), поэтому неудивительно, что сельское хозяйство в плачевном состоянии.
Если я правильно поняла, цель проекта — в кратко- и среднесрочной перспективе увеличить количество казахстанских брендов на продуктовом рынке через социальные и культурные изменения в сельских сообществах и кооперацию между селом и городом. Какие конкретно изменения возможны?
И. П. Здесь все просто. У фермеров есть теоретические и практические знания, как вырастить те или иные овощи и фрукты, на каких землях это делать, в какое время и так далее, но отсутствует доступ к современным технологиям, также в большинстве своем они не знают, как продать свой продукт. Горожане, как более прогрессивный в образовательном плане слой общества и конечный потребитель продуктов, должны участвовать в этом процессе, помогая фермерам получить необходимые знания.

Соответственно, главное изменение, которое должно будет произойти, — воссоздание, усиление и дальнейшее поддержание этого энергообмена между городом и селом, результатами которого будут продукты, произведенные специально для покупателей. Кооперация заключается в участии конечного потребителя в создании продукта.
На каких условиях представители агросектора смогут взаимодействовать с Агропарком?
А. С. Представителям агросектора мы всегда рады, так как мы должны делиться знаниями и опытом. Для фермеров мы будем проводить образовательные программы и помогать создавать производственные кооперативы. Для производственных компаний мы будем создавать новые продовольственные бренды.
Какие функции будут выполнять разные зоны Агропарка?
И. П. Функций у Агропарка несколько: производственная, перерабатывающая, образовательная и туристическая. Но у нас не предусмотрено каких-то отдельных зон под каждую из них, поскольку все они где-то будут пересекаться. Например, грядки нашей мини-фермы — там будут одновременно выращивать овощи, травы и цветы, проводить семинары для фермеров для демонстрации последних технологий. Или сады, которые плодоносят и одновременно являются привлекательной площадкой для туристов, и так далее.
Можете немного еще рассказать о показателях эффективности, которые вы для себя ставите в рамках проекта Social Farm Agropark?
А. С. В течение первых двух лет деятельности Агропарка мы планируем создать и вывести на рынок до пяти новых продовольственных брендов. Кроме того, планируем создать устойчивую модель Агропарка, которую можно будет воспроизводить в других регионах и странах.
В ноябре состоится Форум органического сельского хозяйства и продовольствия Quality Of Life. В чем актуальность мероприятия? Для кого этот форум? Что ждет его участников?
А. С. Актуальность мероприятия очевидна. Главная цель форума — привлечь дополнительные средства для строительства инфраструктуры и создания новых продовольственных брендов. Мы приглашаем на форум в первую очередь представителей местных администраций и государственных агентств по развитию. Мы ждем участия также международных организаций в сфере развития зеленой экономики и частного предпринимательства. На форуме мы покажем прототипы наших собственных продовольственных брендов, проекты развития территорий Агропарка, подробные расчеты и бизнес-планы. Кроме крупных институциональных доноров и инвесторов мы приглашаем также частных лиц, бизнес-ангелов, которые могут вместе с нами заняться непосредственно развитием пищевых брендов. Во второй день события мы организуем небольшую выставку продуктов питания, производимых небольшими компаниями или частными лицами, предпринимателями. Мы хотели бы показать публике, что можно из местных ресурсов производить вкусную и здоровую пищу. Возможно, некоторые производители станут резидентами Агропарка, которым мы поможем развить их продукт в бренд и вывести на рынок.
Автор материала
Екатерина Корабаева
Автор фото команды Social Farm Agropark
Алтынай Айтбаева
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda