Взгляд

Серые пятна в бизнесе

Что волнует бизнес, с какими рисками он столкнулся в прошлом году и как исправить это в следующие 12 месяцев?
На эти вопросы постарался дать ответы Кирилл Куницкий — основатель международной Школы системного бизнеса «Бизнес-конструктор», эксперт в области систематизации бизнеса и построения сильных команд, автор и ведущий обучающих программ для собственников и топ-менеджеров компаний.
Для современного предпринимателя крайне важно уметь быстро адаптироваться к изменениям в бизнес-среде. Мы живем в эпоху, когда успеха достигает компания, не просто стабильная в настоящий момент, а умеющая быстро и легко адаптироваться к переменам. Именно о происходящих изменениях и о том, как под них подстроиться, мы поговорим в этой статье.

Одной из важных особенностей прошедшего года, так же как и нескольких предыдущих лет, стало повышение сложности поиска качественных сотрудников на многие позиции. Это не случайно и отражает очень важный тренд, происходящий в бизнес-среде, а именно рост культуры ведения бизнеса многими компаниями. Кризис порождает спрос на эффективность, и если раньше рыночные условия позволяли многим организациям успешно расти и зарабатывать даже с достаточно слабыми системами управления и недостаточно эффективными командами, то сейчас рынок все меньше и меньше прощает ошибки. Собственники начинают понимать, что неэффективные сотрудники серьезно тянут их компании вниз. В связи с этим компании начинают учиться повышать качество рекрутинга, работать над развитием своего HR-бренда. Естественно, это пока не происходит повсеместно, однако эта тенденция начинает усиливаться, что ставит под серьезный риск существование компаний, не работающих над повышением внутренней эффективности.

Для того чтобы выжить и достигнуть высоких результатов в таких условиях, необходимо всерьез задуматься о систематизации бизнеса и повышении качества управления.
Если говорить о важных шагах, которые надо предпринять владельцу бизнеса, чтобы достичь успеха в 2018 году и вывести свой бизнес на новый уровень, то крайне важно уделить очень большое внимание собственному обучению и обучению своей команды.
При этом камнем преткновения, не дающим собственникам возможности быстро повышать эффективность работы своих компаний, является низкий уровень их собственных знаний о построении бизнеса. Поскольку многие владельцы начинали свои компании в буквальном смысле слова «на коленке», не получая профильного образования, они не имеют понимания, как должны эффективно работать ключевые функциональные зоны их бизнеса. Они не имеют представления о том, что должен представлять собой эталонный маркетинг, управление продажами, персоналом и финансами, стратегическое планирование и многие другие важные функции компании. В результате многие бизнесмены сами не знают ответа на вопрос, за счет чего можно повысить эффективность их компаний, и это является главной проблемой. Фактически главный вызов современных собственников бизнеса — это вызов их собственной некомпетентности. Именно некомпетентность владельцев становится главным риском, способным приводить компании к гибели.

Если говорить о важных шагах, которые надо предпринять владельцу бизнеса, чтобы достичь успеха в 2018 году и вывести свой бизнес на новый уровень, то крайне важно уделить очень большое внимание собственному обучению и обучению своей команды. И здесь речь не идет о повышении каких-то отдельно взятых узких компетенций, таких как тайм-менеджмент; речь идет о развитии комплексного понимания принципов эффективного управления бизнесом.
Прогрессивные собственники бизнеса осознают, что, не имея целого ряда управленческих инструментов, качественно внедренных в их компаниях, велик риск завтра оказаться за бортом.
Бизнес-эрудиция основателя компании в наше время становится важным конкурентным преимуществом, а на некоторых рынках — уже даже условием выживания в существующей бизнес-среде. Как основатель Школы системного бизнеса «Бизнес-конструктор» я активно участвую в данном процессе и вижу, насколько активно владельцы многих компаний начали заниматься самообучением и обучением своих команд. Прогрессивные собственники бизнеса осознают, что, не имея целого ряда управленческих инструментов, качественно внедренных в их компаниях, велик риск завтра оказаться за бортом. Именно поэтому такие владельцы компаний уделяют очень большое внимание обучению и изучению новых инструментов с дальнейшим их внедрением в своих компаниях.

Говоря о ключевых бизнес-компетенциях, которые важно получить каждому владельцу компании, можно выделить:

— маркетинг (как стратегический, так и операционный);

— управление продажами;

— умение строить организационную структуру;

— навыки описания и оптимизации бизнес-процессов;

— управление персоналом и развитие команды;

— управленческий учет;

— методы стратегического планирования.

Отдельно стоит выделить интернет-маркетинг, поскольку именно в нем кроется большой потенциал роста для многих компаний. Когда собственник бизнеса в совершенстве осваивает эти инструменты, многие вопросы отпадают сами собой и управлять бизнесом становится значительно проще. Это напоминает вождение автомобиля. Когда вы не умеете водить машину, вы очень сконцентрированы на руле, педалях и прочих элементах управления. Однако когда вы полноценно освоились как водитель, «откатали» навык, вы можете спокойно думать о дороге, маршруте, слушать музыку и наслаждаться процессом. Это именно то «состояние потока», в которое важно войти собственнику бизнеса, освоив все перечисленные выше инструменты.

Также хочу остановиться на вопросе развития команды, поскольку именно слабые команды способны стать значительными факторами риска для современных компаний. Как было сказано выше, многие собственники бизнеса находятся в сложном положении в связи с невозможностью найти подходящих сотрудников. Навыки формирования и развития команды относятся также к числу важных компетенций руководителя. И если говорить о ключевых компетенциях, важных для собственников бизнеса в предстоящем году, то навыки подбора, построение системы обучения, мотивация персонала и формирование корпоративной культуры будут относиться к одним из ключевых и приоритетных для каждого предпринимателя.

Я очень рекомендую, чтобы каждый владелец компании серьезно проанализировал состав своей команды и принял взвешенное решение по каждому сотруднику — насколько этот человек подходит компании по личностным и профессиональным качествам? Взяли бы мы его снова на работу? Если ваш ответ «однозначно нет», то зачем тянуть и продолжать работу с сотрудником, который вам не подходит?

Для того чтобы суметь быстро найти новых сотрудников, компании важно выстроить эффективную внутреннюю функцию рекрутинга и вводного обучения сотрудников. Наш опыт показывает, что одно только это улучшение способно значительно повысить качество работы компаний. При этом очень важно, чтобы у компании была разработана эффективная организационная структура.

Исходя из перечисленного выше, вы можете заметить, что все крутится вокруг знаний и навыков. В каждый момент времени бизнес предоставляет собственнику окно возможностей, но оно может быстро закрыться. И если собственнику не хватает знаний, то его деятельность находится под большими рисками. Фактически управленческие компетенции владельца являются одними из главных активов компании. И первая, самая главная задача любого предпринимателя на ближайший год — определить зоны, в которых собственнику не хватает компетенций, и устранить эти пробелы. При этом важно уделить особенное внимание построению сильной команды.
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda