Мнения и аналитика

Рынок в 70 миллионов человек

Как найти свою нишу в цифровой экономике? Таким вопросом задаются сегодня многие бизнесы. Поэтому ответ на него пытались найти и участники III Казахстанского медиасаммита. А один из спикеров мероприятия, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и электронной коммерции (АКИБ) Константин Горожанкин, даже попытался дать расклад о развитии рынка е-коммерции в масштабах целого региона.
Константин Горожанкин
Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и электронной коммерции (АКИБ)
Казахстан сегодня можно рассматривать как лидера сферы е-коммерции в Средней Азии. Регион представляет собой рынок в 70 млн человек, что всего в два раза меньше российского.

На среднеазиатском рынке сейчас реально много места, поскольку активными темпами развивается на нем только Казахстан (по грубым подсчетам, свыше 10 млн интернет-пользователей). Конечно, мы отстаем от таких рынков, как Россия, Украина, но при этом у нас е-коммерция растет гораздо быстрее, чем в остальных странах Средней Азии.

В целом оборот казахстанского бизнеса в данной сфере уже достиг 1 млрд долларов. Эти данные мы собираем ежегодно пять лет подряд и можем сказать, что топ-50 интернет-игроков делают 680 млн тенге всего оборота. По сути, е-коммерция сейчас — единственный сегмент в казахстанской экономике, который, несмотря на кризис, растет как в тенговом, так и в долларовом эквиваленте. Некоторые игроки прирастают даже по 30-40% в год.

В связи с этим у Казахстана появился исторический шанс, с одной стороны, помочь нашим соседям по региону быстрее подтянуть свой уровень е-коммерции, с другой — построить интернет-магазины и онлайн-сервисы, которые станут среднеазиатскими брендами.
Как только в какой-то стране 20% населения оказываются пользователями интернета, в ней начинает расти электронная коммерция.
При этом, безусловно, у рынка Средней Азии есть определенные нюансы, которые необходимо брать в расчет. Например, уровень урбанизации в регионе. Допустим, в Казахстане сейчас только 57% городского населения, тогда как интернет-бизнес развивается именно в городах. При этом если посмотреть на другие страны Средней Азии, там ситуация еще хуже. В Узбекистане в городах проживают всего 35% людей, а в Таджикистане еще меньше — только 20%.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, — малая плотность населения, из-за которой крайне сложно масштабировать свои бизнес-проекты как внутри отдельной страны, так и региона. Если рассматривать Казахстан, то у нас в среднем на один квадратный километр проживают всего шесть человек. Это 184-е место в мире по плотности населения, которое говорит, что мы очень тонким слоем «размазаны» по территории страны. Расстояния между нашими мегаполисами — 500 км, и это большая проблема для логистики, поскольку мы не можем делать быструю доставку товаров. Однако рассматривать такое положение вещей можно не только как минус, но и как плюс. Так как за счет этого можно очень быстро вырасти, как только мы придумаем, как решить эту задачу.

Пока же Казахстан очень неоднороден в плане потребления интернет-услуг и сервисов. Опыт проведения КиберЖумы показывает, что 55% денег наши люди тратят онлайн в Алматы, 17% — в Астане, 11% — в Караганде. В других городах эти цифры еще меньше, так как там еще только предстоит сделать интернет-покупки привычкой для людей. Тем временем мы делаем вывод, что реальные проекты в сфере е-коммерции в Казахстане появляются только в трех городах — Алматы, Астане и Караганде.
Сейчас показатель интернет-пользователей среди казахстанцев составляет уже 50%, и если вы запускаете свой проект в правильной нише и с правильной командой, то, скорее всего, с 90%-й вероятностью вас ждет успех.
Кроме того, в рамках специального исследования нам удалось выявить закономерность: как только в какой-то стране 20% населения оказываются пользователями интернета, в ней начинает расти электронная коммерция.

В Казахстане это произошло в 2011 году. При этом из того числа интернет-магазинов, которые запускались до этого момента, выжили только три проекта: Intim.kz, Shop.kz, Flip.kz. Что интересно, все они опять же из Караганды.

После 2011 года выживаемость компаний в сфере е-коммерции усилилась. За последние семь лет у нас появились такие успешные проекты, как Chocolife.me, BeSmart, Ticketon.kz, Aviata.kz и т. д.

Сейчас показатель интернет-пользователей среди казахстанцев составляет уже 50%, и если вы запускаете свой проект в правильной нише и с правильной командой, то, скорее всего, с 90%-й вероятностью вас ждет успех.

Не менее интересные данные приводит «Казпочта». Речь идет о количестве посылок, отправляемых ежедневно в Казахстан всего одним интернет-магазином, а именно китайским AliExpress. Оказывается, только в августе он в нашу страну отправлял 16 800 посылок ежедневно. В сентябре эта цифра составила 21 400, а в декабре они ожидают от AliExpress 45 тысяч посылок в день. Это говорит о том, что казахстанский пользователь начинает активнее покупать в интернете.
Оборот казахстанского бизнеса в сфере е-коммерции уже достиг 1 млрд долларов.
И здесь хотелось бы обратить внимание на то, что за последние 25 лет страны бывшего Союза разделились на несколько блоков по уровню ВВП. Например, у прибалтийских стран, а также России и Казахстана ВВП выше 10 тысяч долларов. Дальше этот показатель заметно ниже. Азербайджан, Туркмения и Белоруссия только приближаются к ВВП в 8000 долларов. Затем идут страны еще беднее — Украина, Грузия и Армения. То есть за последние четверть века мы стали сильно отличаться друг от друга. В Казахстане же можно сказать спасибо нефти за то, что у наших людей есть деньги, которые они могут тратить в интернете.

При этом важно, что в нашей стране сейчас очень серьезные изменения в цифровой экономике. И мы как ассоциация каким-то образом пытаемся направить наше правительство в данном вопросе в правильном направлении. В целом в рамках этого процесса можно выделить несколько основных направлений. Во-первых, это реализация «цифрового Шелкового пути», благодаря которому интернет наконец-то должен прийти в аулы, села и города с населением ниже 100 тысяч человек. Во-вторых, цифровые преобразования в отраслях экономики. В-третьих, развитие креативного общества. Я считаю, что это самый важный пункт, потому что мы действительно пока здесь отстаем — наше население хуже ориентируется в интернет-пространстве. Просто немного статистики. В Казахстане покупки в интернете осуществляют только 10% онлайн-пользователей, тогда как в России этот показатель равен 70%. В случае если нам удастся повысить цифровую грамотность населения, наши продажи в интернете смогут вырасти в семь раз. Это значит, что вместо 1 млрд долларов оборот рынка е-коммерции составит 7 млрд долларов. Поэтому мы, Казахстанская ассоциация интернет-бизнеса и электронной коммерции, ратуем больше не за какие-то деньги, а проведение таких активностей, пиар-кампаний по продвижению е-коммерции в государственном масштабе.

Если смотреть, куда казахстанским игрокам е-коммерции развиваться, то это, прежде всего, страны Южной Азии. Они слабее нас в развитии интернета, но при этом у них много людей. К примеру, население Бангладеш — 155 млн человек. Государство размером с Кызылординскую область, а население — как в России. Проникновение интернета в Бангладеш пока не достигло 10%, но уже через год там будет все хорошо с этим. Поэтому проектам, которые сделали бизнес в интернете на нашем рынке в 18 млн человек, есть смысл задуматься о выходе в Южную Азию.
Рахимбек Асанов
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda