Мой MBA
Предприниматели, рожденные на Шелковом пути
Если вы решили штурмовать стену, ведущую в мир бизнеса в наше высококонкурентное время, то просто предпринимательской жилки, увы, недостаточно. Нарастить нужные компетенции предпринимателю предлагают различные бизнес-школы и программы MBA. Как сделать правильный выбор и какие тренды в бизнес-образовании стоит учитывать? Ответы на эти и другие вопросы мы постарались получить у декана бизнес-школы IBS и факультета международных образовательных программ Университета Нархоз Рональда Воогдта.
Какова ваша оценка предпринимательских возможностей и деловых способностей казахстанцев?
Исторически через Казахстан пролегал Великий шелковый путь, поэтому для казахстанцев предпринимательский тип мышления свойственен на ментальном уровне. Кроме того, ваш рынок открыт к международному сотрудничеству. И все это прослеживается в создании стартапов. С одной стороны, люди ищут возможность применить свою предпринимательскую жилку, с другой — они запросто идут на контакт с зарубежными инвесторами и партнерами. Радует, что при этом ставка делается на инновационные решения. Мы это видим, наблюдая за бизнес-инкубатором MOST, который, как и наша бизнес-школа, функционирует при Университете Нархоз. Большинство стартапов, которые развиваются в стенах данного инкубатора, сфокусированы на IT-сфере.

Однако, несмотря на такой положительный тренд, нельзя отрицать существование барьеров, с которыми сталкиваются местные предприниматели.

Первый барьер — это ограниченный доступ к финансированию. Чем моложе бизнес-проект, тем выше риски, а следовательно, и ставки по банковскому кредиту. Если говорить о стартапах, то данный сектор в целом неинтересен банкирам. Ситуацию еще как-то спасают бизнес-ангелы, но их тоже не так много на рынке, хоть тенденция и показывает увеличение числа таких инвесторов.

Второй барьер — доступ к профессиональным кадрам. Компании нуждаются в специалистах с хорошим образованием, навыками и опытом, а они в дефиците сегодня на рынке труда. Я слышу от многих предпринимателей, что им сложно найти людей с соответствующим образованием.

Третий барьер — действующее законодательство, в котором есть определенные пункты, сдерживающие рост предпринимательской активности в стартап-сфере. Я считаю, что власть в курсе этих минусов, но активных действий по их устранению пока не предпринимает.

Я предлагаю взглянуть на статистику, показывающую, насколько легко начать бизнес в той или иной стране. Согласно этим данным, Казахстан в 2016 году улучшил свои позиции с 51-го до 35-го места в мировом рейтинге удобства ведения бизнеса — Doing business. Конечно, есть еще что улучшать и над чем работать, но и это большой прогресс, подтверждающий, что вы на верном пути.

Так почему же предпринимательство так важно? Во всем мире МСБ — основной драйвер развития экономики. Например, в Голландии, из которой я родом, доля МСБ в ВВП страны составляет 60%. При этом в данном сегменте предпринимательства задействовано 70% населения. Кроме того, 95% бизнеса представлено все тем же МСБ. Интересно, что в Казахстане предприятия малого и среднего размера также составляют 95% бизнеса, но доля их вклада в ВВП страны, по данным за 2016 год, — 25,6%. По сравнению с позапрошлым годом Министерство национальной экономики РК прослеживает снижение данного показателя на 0,6%.

Иными словами, что происходит? Развитие предпринимательства в Казахстане поддерживается на государственном уровне. Согласно стратегии «Казахстан-2050», вклад МСБ в ВВП должен увеличиться до 50%. Но если мы посмотрим на статистику последних пяти лет, похвастаться пока нечем.

Я считаю, что бизнес-школы и предпринимательское образование — именно то, что поможет переломить ситуацию и развить эту сферу в Казахстане.
Тогда напрашивается вопрос, какие тренды в бизнес-образовании вы можете отметить?
Первый тренд — появление новых способов обучения. Например, e-learning (формат обучения при помощи информационных и электронных технологий), дистанционное обучение и blended learning (смешанное обучение, при котором знания получаются самостоятельно онлайн и очно с преподавателем). В Нархозе тоже применяется e-learning, а также дистанционное обучение, включая программы MBA.

Второй тренд — интеграция международного профессионального квалификационного обучения в образование. Например, мы внедрили профессиональную квалификацию финансового менеджера — CPA — в курс обучения финансам. Курс PMI (проектный менеджмент) интегрирован во все наши обучающие программы. Это дает возможность выпускникам получать не только теоретические, но и практические знания.

Третий тренд — индивидуальный подход. Речь идет о программе Executive MBA, которую мы можем специально разработать или адаптировать для сотрудников определенной компании согласно запросам компании. Например, 13 мая прошла церемония открытия программы Executive MBA для корпоративной группы из компании «Азиатский газопровод».
Как сегодня видоизменяются программы MBA с точки зрения содержания? Если говорить просто о высшем образовании, то выпускники вузов сталкиваются с тем, что знания, которые они получают, быстро устаревают. Есть ли подобные проблемы в бизнес-образовании? Как вы их решаете?
Действительно, это актуальная проблема в сфере образования. Чтобы решить ее в рамках своего университета, мы каждый год обновляем программу обучения. Для этого мы ведем переговоры с работодателями и студентами и наблюдаем за последними тенденциями как в образовании, так и в сфере бизнеса. Также мы большие средства инвестируем в обучение преподавателей, которые должны давать студентам актуальные и инновационные знания. Например, в 2016–2017 годах мы организовали тренинги для преподавателей по управлению big data. Это основной тренд сейчас, используя который мы стимулируем прикладные исследования в университете, что позволяет студентам получать новейшие знания.

При этом мы осознаем, что наша задача — не просто выпустить специалистов с актуальными знаниями, но и дать им возможность овладеть практическими навыками.

Согласно одному международному исследованию, работодатели хотят работать с выпускниками, которые имеют такие навыки, как критическое мышление, решение проблем, сотрудничество и коммуникации.

В этой связи мы каждый год пересматриваем свои программы и стремимся отвечать требованиям работодателей. Кроме того, мы проводим оценку знаний не только во время экзаменов, но также при выполнении проектных работ в группах.
Можете дать совет, как правильно выбрать бизнес-школу?
Я работаю в сфере образования, но постараюсь ответить на ваш вопрос как родитель. В первую очередь следует обратить внимание на международную аккредитацию университета или бизнес-школы. При этом стоит учитывать, что на рынке есть аккредитации, которым стоит и не стоит доверять. Например, если бизнес-школа говорит, что у нее есть американская международная аккредитация, то это звучит хорошо, но не всегда так же оказывается на деле. Чтобы облегчить вам этот процесс, рекомендую посмотреть на те аккредитации, которые имеют лучшие бизнес-школы мира. Например, Гарварда и Лондона.

Также важно знать, что существует только три так называемых золотых аккредитационных органа в мире бизнес-образования: AACSB (США), EQUIS (Европа) и AMBA (Лондон), который оценивает только программы МВА и DBA. Если бизнес-школа имеет одну из этих трех аккредитаций, это означает, что она входит в топ лучших вариантов.

Также вы можете посмотреть рейтинг бизнес-школ. К сожалению, в Казахстане нет бизнес-школ, которые прошли аккредитацию этих трех «золотых» организаций или находятся в топе рейтинга.

Здесь я могу посоветовать вам лишь посмотреть, какие международные партнерства есть у рассматриваемой вами бизнес-школы, а также изучить преподавательский состав на предмет образования и практического опыта.

Помимо этого необходимо обратить внимание на то, какие программы предлагает бизнес-школа.
По вашему мнению, какие отрасли будут развиваться в будущем, на что стоит обратить внимание сегодня?
В первую очередь, это IT-сфера. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие проекты реализуют стартаперы и во что инвестируют венчурные фонды. В данном случае речь идет о создании IT-платформы, на основе которой населению уже предлагают новые услуги и сервисы.

Развиваться будут и определенные образовательные услуги, которые направлены на альтернативные образовательные учреждения. Мне нравится пример организации, которая обучает детей кодированию в программировании с шестилетнего возраста.

Также я бы хотел обратить ваше внимание на две важные темы — возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и инновационная агропромышленность. Казахстан — сырьевое государство, правительство понимает важность развития ВИЭ. Сейчас цена на энергию, которую мы получаем от солнца и ветра, на том же уровне, что и стоимость нефти. В будущем, возможно, цена на альтернативную энергию будет падать, и, как только это произойдет, все отдадут предпочтение ВИЭ. Казахстан, в принципе, уже делает правильные шаги в этом направлении, главное, продолжать движение в нужную сторону.

Что касается агропромышленности, то это индустрия, которая уже неплохо развивается в Казахстане, и если продолжить этот процесс при помощи инновационных методов, в будущем можно будет добиться хороших результатов.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda