Финансы

Остановить качели

Устойчивая финансовая стратегия. Как ее видит основатель группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев.
Финансовую стратегию следует рассматривать как часть общей стратегии. Даже если речь идет о семье (домохозяйстве). Ведь финансовая стратегия в любом случае вытекает из того, каким семья видит свое будущее, от целеполагания. Точно так же и бизнес. Имея общую стратегию, он, прежде всего, процесс создания стоимости или ценности с ее последующей монетизацией. Если бизнес произвел, например, стол, то теперь ему нужно его продать по стоимости выше, чем его себестоимость. И если он смог продать этот стол, значит, он монетизировал созданный им актив, получил реальные деньги и опять вложит их в производство. Этот повторяющийся процесс (скажем, реинвестирование) означает, что бизнес движется по заданному владельцем сценарию и имеет четкое финансовое поведение или, как мы его называем, финансовую модель, согласно которой он извлекает прибыль из создания ценности (актива).
Важно понимать, на что опирается данная модель: на какие размеры и структуру активов (чем компания или семья обладает) и обязательств, насколько хорошо выстроено соотношение между кратко- и долгосрочными активами и обязательствами. В жизни это выглядит достаточно тривиально: наибольшая ошибка, которую нередко допускает бизнес, — финансирование долгосрочных проектов, например строительства завода, за счет краткосрочных и дорогих в обслуживании займов. Желательно, чтобы оборотные средства финансировались за счет оборотного капитала, например, торгового финансирования. А вот долгосрочные инвестиции — оборудование, жилье, образование и прочее — были бы профинансированы собственным капиталом и/или долгосрочными обязательствами.

Конечно, ситуации на рынках бывают разные. Например, на рынке может внезапно возникнуть недостаток торгового финансирования. В таких случаях оборотные активы могут финансироваться или за счет кредитов от поставщиков, или частично за счет акционерного капитала. Бывают и особые случаи, что требует особых финансовых решений. Например, чтобы произвести покупку нового оборудования или жилья с продажей старого, возможно, что вашего собственного капитала не хватает и нужно привлекать временный капитал («мостиковое финансирование»). Но это и есть особые случаи, требующие фокусного внимания не только финансового менеджера, но и генерального директора или владельца. Главное, чтобы эти особые случаи не превращались в обыденную практику. Поэтому, повторюсь, в целом структура активов и пассивов всегда должна быть адекватной общей стратегии.

Жизнь сложна и многообразна — бывает и такое, что компания или семья (домохозяйство) живет по инерции и без понимания своих целей, не определилась с общей стратегией, получая какие-то доходы и интуитивно совершая расходы. Это небезопасно с экономической точки зрения. Надо понимать, что компания или семья несет повышенный уровень рисков в таких случаях. Жизнь сегодня довольно непредсказуема, общий экономический фон нестабилен — все это подвергает членов общества рискам, и слепое ведение бизнеса или домашнего хозяйства недопустимо. Мне вообще кажется странным, когда компания не имеет общей стратегии. Я не говорю сейчас о точном планировании месяцев и недель на пять лет вперед. Но общее понимание должно быть: какой продукт ты создаешь, кого обслуживаешь, какие потребности и для кого ты решаешь, какая добавленная стоимость за счет этого формируется, чтобы ты мог исполнить свои обязательства: заплатить банку, налоги, подрядчикам, коллективу, акционерам и т. д. Если такого понимания нет, то это означает, что тебе необходимо срочно его сформировать. Очень срочно! Иначе непонимание своего же бизнеса и его финансовой модели даст о себе знать при первом же "качке" рынка — девальвации, дефолте, интеграции или дезинтеграции.

Так что прежде чем делать бюджетирование, нужно определиться с финансовой моделью. А до этого сформировать общую стратегию компании. При этом надо понимать, что не только Казахстан меняется, перемены происходят во всем мире. Например, за последние 20 лет большие изменения произошли внутри финансового сектора: в секторах private equity, ценных бумаг, венчурного и торгового финансирования. Появляются и исчезают синтетические формы финансирования — они то обретают актуальность, то теряют ее. Это живой процесс, он все время меняется. Здесь важно определиться с собственной стратегией и все изменения во внешней среде использовать как инструменты для ее реализации.
Моя рекомендация бизнесу и семьям — формировать свое финансовое поведение исходя из реальной ситуации на рынке и своей собственной стратегии, но не из того, открыта очередная финансовая лавочка сегодня или нет.
Так что лучше иметь хоть какую-нибудь стратегию, чем не иметь ее вовсе. И рассматривать все обстоятельства вокруг прежде всего с точки зрения своей стратегии.

Например, дефолт банка БТА, особенно по торговому финансированию, сильно изменил рынок — он до сих пор не оправился от удара. То, что было массовым для развития отношений, прежде всего, с зарубежными партнерами — клиентами и поставщиками (а это аккредитивы, банковские гарантии, предэкспортное финансирование), затем стало скорее исключением, чем правилом.

И, напротив, активнее заработал механизм перераспределения денег через государственные институты развития. Люди стали меньше использовать кредитное финансирование, имея так называемые терпеливые балансы. Выросла роль акционерного капитала. Все эти факторы не только не нанесут большого ущерба хорошо продуманным бизнес-моделям, но и создают новые конкурентные возможности

В целом трудности финансового рынка Казахстан явно недооценил. Борьба с плохими кредитами банков похожа на сражение с многоголовой гидрой — на месте отрубленной головы вырастает новая. Вопрос теперь в том, смогут ли несколько системообразующих банков, перегруженных токсичными обязательствами, гибко реагировать на быстро меняющуюся среду. Заложниками всего этого стали предприятия реального сектора, домохозяйства и просто граждане, которые сами по себе сегодня находятся в сравнительно лучшем финансовом положении, чем финансовый сектор. Моя рекомендация бизнесу и семьям — формировать свое финансовое поведение исходя из реальной ситуации на рынке и собственной стратегии, но не из того, открыта очередная финансовая лавочка сегодня или нет. При перегруженности долгами нужно провести реструктуризацию обязательств в соответствии со своими доходами. Для этого нужно понять, сколько и на чем ты планируешь зарабатывать. Разобраться, какие именно ваши обязательства стоит реструктурировать, чтобы дать вашим активам работать еще лучше. И это по определению будет очень выгодно обеим сторонам — банкам и заемщикам.

Все эти правила распространяются как на большие компании, так и на семьи.

Основная рекомендация такая: у каждого человека или компании есть определенная модель поведения на рынке. И важно эту модель для себя прояснить, проговорить себе, чтобы лучше знать ее. Отсюда рождается понимание, как зарабатывать, как финансировать те или иные ваши активности. Я имею большой опыт в потребительской индустрии и хочу заметить, что финансовая грамотность населения растет. Но очевидно, что существует разрыв между тем, как быстро усложняется финансовая ситуация на рынке, и осознанностью экономического поведения населения. Отсюда и возникают очевидные ошибки. Какие? Во-первых, взятие коротких финансовых обязательств под негарантированный денежный поток. Во-вторых, непонимание обществом важности кредитной истории для человека и компании. Взять, к примеру, судимость человека — в зависимости от того, есть она или нет, могут открываться или закрываться разные возможности: скажем, при трудоустройстве или выезде за границу. Качество кредитной истории приобретает равнозначный юридической добропорядочности человека характер: хорошая открывает возможности в части получения образования, работы, финансирования; плохая закрывает эти возможности. Люди, которые недооценивают роль кредитной истории, оказываются потом ограниченными в своих правах. В-третьих, стратегии быстрого обогащения за счет избегания своих финансовых обязательств и через присвоение чужих активов всегда чреваты. В экономике мало чудес, и чаще всего за отличными финансовыми результатами стоит кропотливый труд.
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda